СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КОРРЕКЦИЯ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ (1 год обучения)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая

программа

КОРРЕКЦИЯ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ И

ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ.

1.Пояснительная записка

С каждым годом увеличивается число дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР). Данная форма речевой патологии характеризуется тем, что при нормальном слухе и интеллекте у детей задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. У детей с ОНР отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха и восприятия, отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи. Дополнительные трудности в овладении связной речью обусловлены наличием у детей вторичных отклонений в развитии психических процессов – восприятия, внимания, памяти, навыков конструктивной деятельности и эмоционально-волевой сферы. Совокупность перечисленных нарушений служит серьезным препятствием в усвоении детьми программы детского сада общеразвивающего вида, а в дальнейшем и программы общеобразовательной школы.

В связи с появлением в детском саду большого количества детей с общим недоразвитием речи, возникла необходимость введения при МКДОУ специализированной Рабочей программы по коррекции общего недоразвития речи у старших дошкольников в условиях логопедического пункта.

Данная Программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации.

.

При разработке рабочей Программы использованы следующие программы и системы коррекционной работы с детьми с ОНР:

- Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Авторы: Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова, Г.В.Чиркина;

- Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. Автор: Т.А.Ткаченко;

- Методическое пособие для коррекции общего недоразвития речи. Автор: О.Н. Лиманская.

Цель программы – коррекция нарушений звукопроизношения, недостатков в формировании фонематической стороны речи, лексико-грамматических категорий, а также развитие связной речи.

В процессе коррекционного обучения детей решаются следующие задачи:

> воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;

> формирование лексико-грамматических категорий и связной речи;

> формирование навыков учебной деятельности;

> осуществление совместной деятельности с родителями воспитанников, педагогами ДОУ.

Теоретическая и методологическая основа:

положения, разработанные Л.С. Выготским, Р.Е. Левиной и др.

1. Принцип развития, который состоит в анализе объективных и субъективных условий формирования речевой функции ребенка;

2. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных компонентов речи;

3. Принцип связи речи с другими сторонами психического развития.

Логопедические принципы:

1. Принцип системности. Структурные компоненты речи находятся в тесном взаимодействии.

2. Принцип опоры на закономерности онтогенетического развития предполагает учет той последовательности формирования функций, которая имеет место в онтогенезе.

3. Принцип опоры на сохранные анализаторы, на их взаимодействие.

4. Принцип поэтапного формирования умственных действий. (П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин)

5. Принцип развития предполагает постепенное усложнение заданий. (Л.С.Выготский)

6. Принцип учета ведущей деятельности.

7. Принцип дифференцированного подхода предполагает учет этиологии, механизмов, симптоматики нарушений, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Общедидактические принципы:

научности, систематичности, последовательности, доступности, наглядности, прочности, воспитывающего характера, сознательности, активности, индивидуального подхода.

Реализация программы:

Задачи развития речи и коррекции её недостатков реализовываются на подгрупповых(мини подгруппы) и индивидуальных занятиях. Весь период коррекционной работы рассчитан на 2 учебных года (старшая и подготовительная к школе группа).

Форма проведения занятий – индивидуальная и подгрупповая (мини подгруппы).

Периодичность – 2-3раза в неделю.

Занятия для детей в группе 5 - 6 лет с ОНР (первый год обучения, старшая группа) ориентированы на развитие моторных навыков, дыхательной и голосовой функции, мимической мускулатуры, формирование лексико – грамматических категорий языка, развитие связной речи, развитие фонетико-фонематических процессов и проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия20- 25 мин.

Занятия для детей в группе 6 - 7 лет с ОНР (второй год обучения, подготовительная группа) ориентированы на развитие моторных навыков, формирование лексико – грамматических категорий языка, развитие связной речи, развитие фонетико-фонематических процессов, развитие интонационной выразительности и дикции и проводятся 2 раза в неделю.

Направления работы.

- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОНР;

- коррекционно-развивающая работа способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;

- информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОНР, их родителям, педагогическим работникам.

Характеристика детей с общим недоразвитием речи 3 уровня

Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка.

В классической литературе выделено три уровня, характеризующих речевой статус детей с ОНР: от отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития (Р. Е. Левина).

Основной контингент старших дошкольников имеет третий уровень речевого развития.

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным является использование простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. Формирование грамматического строя языка у детей на данном уровне носит незавершенный характер и характеризуется наличием выраженных нарушений согласования и управления.

Важной особенностью речи ребенка является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. Они не обладают еще достаточными когнитивными и речевыми возможностями для адекватного объяснения значений этих слов. Стойкие и грубые нарушения наблюдаются при попытках образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики. Типичным проявлением общего недоразвития речи данного уровня являются трудности переноса словообразовательных навыков на новый речевой материал.

Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением, незнание названий слов, выходящих за рамки повседневного бытового общения: частей тела человека, животных, наименований профессий и действий, связанных с ними, неточность употребления слов для обозначения животных, птиц, рыб, насекомых и т. п. Отмечается тенденция к множественным лексическим заменам по различным типам: смешения по признакам внешнего сходства, замещения по значению функциональной нагрузки, видородовые смешения, замены в рамках одного ассоциативного поля и т. п. (нора-«дыра»)

Наряду с лексическими ошибками у детей с 3 уровнем развития речи отмечается и специфическое своеобразие связной речи, ее недостаточная сформированность часто проявляется как в детских диалогах, так и в монологах. Это подтверждают трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Характерными особенностями связной речи являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте. Одновременно с этими ошибками отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств. Часто встречается неправильное оформление связей слов внутри фразы и нарушение межфразовых связей между предложениями. В самостоятельной речи типичными являются трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости.

Звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечеткостью дифференциации их на слух. Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, что дети с трудом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в середине и конце слова, не подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук, не всегда могут правильно определить наличие и место звука в слове и т. п. Задания на самостоятельное придумывание слов на заданный звук не выполняют.

Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов.

Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием чёткости, последовательности изложения, в нём отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения.

Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведёт к появлению различного рода ошибок при выполнении задания.

Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально организованной работы по их коррекции.

Организация коррекционно – развивающей работы с детьми 3 уровня

Организация деятельности логопеда, воспитателей и других специалистов в течение года определяется поставленными задачами рабочей программы. Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября, с 15 по 31 мая. Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 16 сентября.

Определяя их содержание, важно выявить и структуру дефекта, и те потенциальные речевые возможности ребенка, которые логопед использует в работе.

Важным является учет специфических проявлений дефекта, обусловленных формой речевой аномалии (алалия, дизартрия, ринолалия и др.).

Основная задача индивидуальных занятий заключается в первоначальном формировании звуковой стороны речи, что включает в себя комплекс подготовительных артикуляционных упражнений; коррекцию произношения дефектных звуков, слоговой структуры слова; развитие фонематического восприятия.

Содержание индивидуальных занятий:

-нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры (при дизартриях);

-нормализация артикуляционной моторики;

-нормализация голоса (при дизартриях);

-нормализация речевого дыхания;

-нормализация просодики;

-развитие мелкой моторики;

-уточнение произношения и постановка звуков;

-автоматизация уточненных или поставленных звуков;

-дифференциация поставленных звуков в произношении с оппозиционными фонемами;

-развитие фонематического восприятия и первоначальных навыков звукового анализа и синтеза как органичная составляющая процесса нормализации звуковой стороны речи;

-уточнение, обогащение, активизация лексического запаса, совершенствование грамматического строя и развитие связной речи в процессе работы по коррекции звукопроизношения;

-развитие связной речи,

-развитие и коррекция неречевых психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления).

Содержание коррекционной непосредственно-образовательной деятельности (индивид и мини подгруппы)

Первый год обучения (старшая группа).

Первый период

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

Раздел 1. Развитие моторных функций.

• работа по выработке четких координационных движений артикуляционного аппарата;

• развитие ощущений от движений органов артикуляции;

• формирование умения анализировать положение артикуляционных органов при произнесении звуков;

• развитие общей моторики, выработка координации речи с движением;

• развитие мелкой моторики рук

• обучение мимической гимнастике;

• обучение самомассажу лица и шеи;

Раздел 2. Развитие дыхательной и голосовой функции.

• работа по формированию правильного речевого дыхания;

• обучение детей умению коротко и бесшумно вдыхать (не поднимая плечи), спокойно и плавно выдыхать;

• формировать умение произносить на выдохе, звуки, слоги, фразы;

• выработка умения произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, громко, тихо;

• выработка умения произвольно изменять высоту голоса: говорить тонким и грубым голосом;

Раздел 3. Формирование фонетико - фонематических процессов

• формирование слухового внимания и восприятия на материале речевых и неречевых звуков;

• упражнение в выделении гласных звуков в начальной ударной позиции в слове и согласных звуков в конце слова;

• определение места положения звука в словах (в начале, конце слова);

• познакомить с понятием «предложение»;

• различение на слух гласных и согласных звуков;

• формирование понятий: речь, предложение, слово, звук, слог, гласный звук, согласный звук

Раздел 4. Грамматический строй речи

Работа по развитию лексико-грамматических категорий проводится на индивидуальных занятиях на этапе автоматизации звуков. (См.приложение)

Раздел 5. Связная речь

Также в основном проводится на этапе автоматизации звуков на индивидуальных занятиях или в миниподгруппах.

• обучению составлению простых предложений по вопросам, по демонстрации действий, по картине и согласованию слов в предложении;

• совершенствование навыка распространения простого нераспространенного предложения однородными членами;

• обучение детей пересказу небольших рассказов и хорошо знакомых сказок, сюжетных и предметных картинок;

Раздел 6. Лексика

Расширение и уточнение, активизация словаря (на этапе автоматизации звуков).

Второй период

(декабрь, январь, февраль)

С 1 января по 10 января – каникулы

Раздел 1. Развитие моторных навыков

• развитие четких координационных движений артикуляционного аппарата;

• развитие ощущений от движений органов артикуляции;

• формирование умения анализировать положение артикуляционных органов при произнесении звуков;

• развитие общей моторики, выработка координации речи с движением;

• развитие ритмического чувства;

• развитие мелкой моторики рук

• обучение самомассажу лица и шеи;

Раздел 2. Развитие дыхательной и голосовой функции

• работа по формированию правильного речевого дыхания;

• обучение детей умению коротко и бесшумно вдыхать (не поднимая плечи), спокойно и плавно выдыхать;

• выработка умения произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, громко, тихо;

• выработка умения произвольно изменять высоту голоса: говорить тонким и грубым голосом;

Раздел 3. Формирование фонетико-фонематических процессов

• развитие слухового внимания и восприятия на материале речевых и неречевых звуков;

• различение звуков на слух;

• развитие навыков дифференциации согласных звуков по твердости-мягкости;

• выделение звуков из состава слова;

• преобразование слогов и слов;

• формирование понятий: речь, предложение, слово, звук, слог, гласный звук, согласный звук ;

Раздел 4. Лексика.

Расширение и уточнение, активизация словаря ( на этапе автоматизации звуков).

Раздел 5. Грамматический строй речи

Работа по развитию лексико-грамматических категорий проводится на индивидуальных занятиях на этапе автоматизации звуков. (См.приложение)

Раздел 6. Связная речь

Также в основном проводится на этапе автоматизации звуков на индивидуальных занятиях или в миниподгруппах.

• упражнение в построении простых распространенных предложений;

• обучение составлению простых сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;

• совершенствование навыка пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов со зрительной опорой и с небольшой помощью педагога;

• составление коротких рассказов по картинке, серии картин, рассказов - описаний, простых пересказов.

• заучивание простых стихотворений.

Третий период

(март, апрель, май)

Раздел 1. Развитие моторных навыков

• развитие четких координационных движений артикуляционного аппарата;

• развитие ощущений от движений органов артикуляции;

• формирование умения анализировать положение артикуляционных органов при произнесении звуков;

• развитие общей моторики, выработка координации речи с движением;

• развитие ритмического чувства;

• развитие мелкой моторики

• обучение самомассажу лица и шеи;

Раздел 2. Развитие дыхательной и голосовой функции

• обучение детей умению коротко и бесшумно вдыхать (не поднимая плечи), спокойно и плавно выдыхать;

• выработка умения произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, громко, тихо;

• выработка умения произвольно изменять высоту голоса: говорить тонким и грубым голосом;

Раздел 3. Формирование фонетико - фонематических процессов

• различение звуков на слух;

• развитие навыков дифференциации согласных звуков,

• выделение звуков из состава слова;

• преобразование слогов и слов;

• формирование понятий: речь, предложение, слово, звук, слог, гласный звук, согласный звук;

• развитие умения делить слова на слоги из одного, двух, трех слогов с последующим выкладыванием схемы;

Раздел 4. Лексика

Расширение, уточнение и активизация словаря( на этапе автоматизации звуков).

Раздел 5. Грамматический строй речи

Работа по развитию лексико-грамматических категорий проводится на индивидуальных занятиях на этапе автоматизации звуков. (См.приложение)

Раздел 6. Связная речь

Работа на этапе автоматизации звуков на индивидуальных занятиях или в миниподгруппах.

• совершенствование навыка составления простых предложений;

• обучение составлению сложноподчиненных предложений;

• обучение составлению сложносочиненных предложений;

• обучение составлению предложений с противительным союзом А, ИЛИ;

• составление предложений по вопросам, по опорным словам

• составление рассказа по картине, серии картинок, рассказ – описание, пересказ;

• обучение пересказу небольших рассказов и хорошо знакомых сказок;

• развитие диалогической и монологической речи

Категория: Логопедия
27.02.2016 09:37


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!