СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Мир русской песни" 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ

(Программа «Музыка. 5-7 кл.» авт. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская)

Тема полугодия: Музыка и литература

Тема урока: Мир русской песни

Цель: сформировать представление о тесной связи в русской песне двух искусств: музыки и литературы, показать на примерах значение этого жанра в духовном возрождении России.

Задачи:

1.Обучающая – научить выделять особенности русской народной песни, определять жанры русских народных песен, познакомить с творчеством выдающихся композиторов классической музыки.

2.Развивающая – развивать интонационно-образное мышление, музыкальную память, чувство ритма, тембровый слух, вокальные навыки при исполнении музыки в народном стиле.

3. Воспитывающая – формировать эстетический вкус на примерах народных музыкальных произведений, способствовать становлению позитивного отношения к народному творчеству, воспитывать ценностные человеческие качества: доброту, справедливость, сострадание, умение дружить.

Оснащение урока: мультимедийный проектор, медиапрезентация по теме урока, фортепьяно, баян, портреты композиторов, учебник и творческая тетрадь «Музыка 5 кл.» Г. П. Сергеева, Е.Д.Критская

Ход урока

I.Организационный момент.

II. Постановка целей урока.

Здравствуйте, дети. На прошлом уроке мы беседовали о том, что музыка и литература очень тесно взаимосвязаны. Сегодня продолжим этот разговор. Мы проследим взаимосвязь музыки и литературы на примере жанра русской народной песни.

III. Повторение изученного материала.

- Когда (в каких случаях) люди поют?

Главным жанром вокальной музыки является песня, потому, что песня неразлучна с человеком. Чтобы не происходило в нашей жизни, всегда рядом песня.

Послушайте и назовите название песни.

( «У моей России» муз. Г.Струве).

Слушая эту песню, мы понимаем, как много можно высказать в одном небольшом произведении.

- Какие чувства вызывает у вас эта песня?

(любовь к родине, нежность)

- Можно ли однозначно сказать, что важнее в этой песне – слова или мелодия? Почему?

IV.Изучение новой темы.

Песня – душа народа. В ней отражаются особенности народного характера, речи, удивительная природная музыкальность народа, красота родной природы. Песня – хранительница истории, народных традиций и обрядов.

Хорошая песня – целый мир: иногда она трогает душу сильнее, чем самое серьезное и сложное сочинение. Песня поддерживает человека в его радостях и невзгодах, утешает в трудную минуту. Так писал о песне русский поэт 19 века Иван Суриков:

Как кому на свете

Дышится, живется-

Такова и песня

У него поется…

Жизнь дает для песни

Образы и звуки:

Даст ли она радость,

Даст ли скорбь и муки.

Даст ли день роскошный.

Тьму ли без рассвета-

То и отразится

В песне у поэта.

То же можно сказать и о песне народной. Все, что волнует, окружает нас, как в зеркале отражается в народном творчестве. Прочитайте строки из стихотворения С.Есенина «Русская песня».

Песня русская в березах, в хлебах –

На покосах, на морозах,

На санях и на лугах…

На ветру шумят рябины,

Каждый слушать их готов.

Сколько песен у России –

Сколько во поле цветов!

Кто сложил ее, не знаю,

Только песня та добра,

Песня с детства мне родная

И подруга, и сестра!

А слова ее простые

Душу трогают до слез,

Столько песен из России,

Сколько в рощицах берез.

Словно музыка степная

Золотая рожь встает

В полный голос слышен колос –

Это Родина поет!

Песни русские такие,

Что охота подпевать…

Столько песен у России, -

Никому не сосчитать.

Что же хотел поэт донести до нас своими поэтическими строками?

(русская песня рассказывает о жизни русских людей, то что она душевная и добрая, что песен много и их не сосчитать)

Народная песня ярко и полно отражала природу и быт, чувства и переживания людей, рассказывала об их праздниках и буднях. Персонажи русской песни пашут, сеют, собирают урожай, строят дома, растят детей, защищают Родину. На уроках музыки вы неоднократно знакомились с народной музыкой и народными песнями. Вспомните жанры народных песен. Ответы детей.

2.Слушая песни, определите к какому жанру она относится и исправьте в таблице ошибки.

Название песни

Жанр песни

Во поле береза стояла

хороводная

Солдатушки, браво, ребятушки!

солдатская

Лебедин мой, лебедин

плясовая

Эй,ухнем

трудовая

Камаринская

плясовая

Не смотря на то, что песен так много, и все они такие разные, есть главная черта, особенность, которая объединяет все русские песни. Назовите её.

на доске слово из разбросанных букв ПВЧЕЕСУЬТ

(певучесть)

VI. Итог урока. Оценивание детей. Рефлексия.

Игра-тест «Верите ли вы, что…»

Я буду задавать вам вопросы, каждый из которых будет начинаться словами «Верите ли вы что…», а вы должны будете ответить: «Да» или «Нет».

- Верите ли вы, что есть много жанров русской песни?

- Верители вы, что русская песня поется только хором?

- Верите ли вы, что в песне объединились несколько видов искусства? (Да, поэзия и музыка)

Народная песня - это сокровищница русской души, которая покоряет нас своей простотой, сердечностью и любовью. Любовью к людям, к своей земле, к своему Творцу. Песенное богатство народа – его духовное богатство.

Русь и в песне-то могуча,

Широка и глубока,

И свободна, и гремуча,

И привольна, и звонка!

Категория: Музыка
07.02.2020 11:46


© 2020 312

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!