СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы в 11 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературы в 11 классе

Тема урока: «Человек на войне. Проблема свободы и несвободы личности». (По повести Даниила Гранина «Клавдия Вилор» и краеведческому материалу)

Проект урока

Цель: формирование представления о проблеме «человек на войне» в литературе 50 – 70 годов в художественно–документальной повести Даниила Гранина «Клавдия Вилор», формировать через осмысление отечественной истории на примере повести и документального материала - книги «Боль памяти», изданной в Ленском районе Архангельской области, у школьников чувство патриотизма и гражданской ответственности.

Задачи: развивать умения критически мыслить; развивать умение сотрудничать и работать в малой группе; развивать речевые навыки при построении устных и письменных высказываний, умение вести дискуссию.

Постановка проблемы.

Выдающийся русский революционер и мыслитель Александр Герцен однажды сказал, что книга – это духовное завещание одного поколения другому. Совет… юноше, начинающему жить; приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место.

И разве не достойным продолжателем патриотической темы выступает проза о Великой Отечественной войне? В лучших произведениях о войне, раскрывающих конфликты и проблемы того времени, мы находим ключ к решению проблем сегодняшнего дня и прежде всего проблем нравственных.

Разные герои, разные имена. И эта «невероятная явь войны». И каждый делал свой нравственный выбор.

Чтение эпиграфа:

Война прошла по жизни страшным крошевом,

Привычки и желания смешав, -

и пролегла меж будущим и прошлым

истории кровавая межа.

Юрий Белаш

Проблемный вопрос:

Как ведут себя герои на войне, поставленные жизнью в критическую ситуацию?

Звучит песня «Дороги», музыка А. Новикова, слова Л. Ошанина.

Слово учителя.

Велики и неизбывны последствия Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов в судьбах современного мира, в сознании и душах людей. 1418 дней и ночей длился беспримерный подвиг нашего народа в этой войне – войне, развязанной фашистской Германией. По выражению Л. М. Леонова, «немецкий фашизм хотел омертвить не только настоящее наше, но и будущее. Он и славное прошлое наше намеревался истребить, обратить даже не в пепел, а в - ничто, сделать так, будто никогда и ничего после палеозоя и не было на громадной русской равнине ». Без живой памяти люди могли бы заблудиться на протяжении одного текущего века и озвереть.

Презентация о Данииле Гранине, подготовленная учащимися.

Даниил Александрович Гранин родился в 1919 году в г. Волынь (ныне Курской области) в семье лесника. Школу окончил в Ленинграде и там же поступил в Политехнический институт. Накануне войны защитил диплом, получил специальность инженера – электрика и был направлен на работу на Кировский завод.

В 1941 году, когда началась война, Даниил Гранин пошел добровольцем в народное ополчение. Воевал на Северо - Западном и Ленинградском фронтах в пехотных частях. После учебы в танковом училище был командиром танковой роты на Прибалтийском фронте. Закончил войну в звании капитана.

После демобилизации послан в Ленинград на восстановление разрушенного войной энергохозяйства города.

Первый рассказ «Вариант второй » был напечатан в журнале «Звезда» в 1949 году. После этого была написана историческая повесть «Ярослав Домбровский» (1951 год).

До 1955 года Даниил Гранин продолжал совмещать работу в научно – исследовательском институте Ленэнерго с литературным делом. После опубликования романа «Искатели» (1954) перешел на положение профессионального литератора.

В последующие годы были написаны романы «После свадьбы» (1958), «Иду на грозу» (1962), повести «Кто-то должен » (1966), «Прекрасная Ута» (1967), «Наш комбат» (1968), «Эта странная жизнь» (1974), «Однофамилец» (1975), «Обратный билет» (1976) и другие. За повесть «Клавдия Вилор» (!976) автор удостоен Государственной премии СССР. Героико–трагическая повесть написана в столь любимом писателем жанре документально–биографическом повествовании. Возможно, не появилось бы такого интереса к произведению, к героине, не будь ее судьба столь драматична, не случись послевоенной трагедии, который придал новый свет ее героической и драматической судьбе.

1. Фаза вызова: актуализация знаний, мотивация, анализ читательского восприятия, оценочные вопросы вовлекают в работу эмоциональную сторону мышления.

1) Какие ощущения вы пережили, читая эту повесть?

( предполагаемые ответы учащихся: повесть вызывает «шок», взывает к человеческой боли, кажется, что такое человеку выдержать невозможно, горечь от того что, пройдя ад немецких лагерей, она репрессирована у себя на родине сталинским режимом).

2) Какие вопросы возникли после прочтения?

Использование приема: «Мысли по кругу». (Работа в группах. Участники группы высказывают свои мысли по очереди. Если кто-то не готов предложить идею. Он пропускает ход. Затем слово предоставляется представителю одной группы, остальные группы потом дополняют, если не прозвучало то что они считают важным.)

Предполагаемые вопросы:

- Во имя какой цели человек идет на такие жертвы?

- За что была репрессирована Клавдия Вилор после плена7

- Что ей помогло выстоять, не потерять свое человеческое достоинство?

- Позиция автора по отношению к изображаемому материалу и героине?

- Нужна ли нам такая память?

2. Фаза реализации:

Осмысление идейно – художественного своеобразия повести.

Работа на стадии осмысления проходит в малых группах по 4 – 5 человек. Лидер группы распределяет задания и руководит работой. На столе каждой группы – тексты произведения, литературоведческие справочники, кластеры на фазе вызова. По каждой теме необходимо внести тезисы – основные мысли и подтвердить их примерами из текста. Затем учащиеся выступают по своему вопросу, формулируя основные положения темы. По мере выступления учеником группы вся информация оформляется в кластеры. (Кластеры (блоки идей) или гроздья – это графический способ организации учебного материала, суть которого заключается в том, что на середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам фиксируются идеи, слова, рисунки). На фазе вызова кластер оформляет учитель.

Вопросы на карточках для групповой работы:

1 группа: Что пришлось пережить героине в фашистском плену?

2 группа: С какой целью, по- вашему, автор использует в повести документальный материал?

3 группа: Что помогло выдержать Клавдии Вилор послевоенные испытания?

4 группа: Каково отношение автора к герою?

5 группа: Как автор и его героиня решают проблему нравственного выбора?

Примерные выводы.

Патриотизм, Долг, Совесть, Любовь, Гуманизм. Какую роль играют эти понятия в жизни человека? Как влияют на его мысли, чувства, поведение?

И что есть жизнь человека? Чего она стоит? Особенно на войне. И есть ли что для человека выше и дороже этой высшей и самой дорогой для него ценности – Жизни?

Разве это не глубочайшая философия? И разве вопросы эти не связаны неразрывно с проблемой выбора – нравственного, социального, гражданского, которую остро ставит в своем произведении Даниил Гранин. В произведении созданы образы реальных людей, в которых писатель обнаружил черты высочайшего служения своему долгу, своей идее, своему предназначению, живущих на пределе своих физических и духовных сил.

Интерес к документальности писатель увидел в том, чтобы запечатлеть горькие и гордые свидетельства рядовых людей, которые в своей массе создают величественную и потрясающую картину народной беды, народного мужества. Не дать былому исчезнуть из памяти, - ведь так стремительно уходят из жизни эти израненные с подорванным здоровьем люди. Что было для писателя главным? Социально – нравственный источник, желание запечатлеть. Только ли? Возможно, и стремление исправить недостатки недавнего прошлого, взять из кладовых прошлого как можно больше опыта.

Таков уж вековечный закон истории: в конечном счете, в ней непременно побеждает оптимистическое начало, но далеко не обязательно торжество отдельной личности. Удел и счастье борца – сознание исполненного долга, успех дела, а не полученная в результате награда.

Современную эпоху нужно осмысливать всесторонне в столкновении разных взглядов, сопоставлении разных судеб.

Рассказывая о страшных пытках в гестаповских застенках, Даниил Гранин задает такой вопрос:

«Откуда такая жестокость, может быть, им нужно было что–то уяснить себе? ». И тут же с горечью рассказывает о несправедливости, произошедшей после войны с его героиней.

Даниил Гранин:

«Мысленно я примериваю эту судьбу. Солдатская наша жизнь была пронизана затаенным, самым мучительным страхом из всех страхов и ужасов войны – страхом попасть в плен к фашистам. Это была самая страшная угроза, и бесчестье и позор…лучше смерть, чем плен».

В августе 1941 года был принят приказ Ставки Верховного Главнокомандования СССР № 270, согласно которому все лица, оказавшиеся в плену, считались изменниками Родины, подлежащими уничтожению, а члены их семей – лишению гражданских прав.

Из учебника истории для 11 класса, автор Н. В. Загладин, М., «Русское слово», 2004 г.

В школьных учебниках истории о репрессиях, о спецпереселенцах не упоминалось даже словом. Так и вырастали целые поколения людей, для которых трагические страницы отечественной истории были изъяты услужливыми историками.

Заговорили о репрессиях сравнительно недавно, лет двадцать назад. И как заговорили! Столько довелось наслушаться за эти годы не судей даже – гневных прокуроров истории, что поневоле, боясь последовать их примеру, к оценкам того времени и тех событий подходишь с осторожностью.

Даниил Гранин в своем произведении ставил задачу: «…углубление исторической правды». Не появилось бы интереса к его героине, не будь судьба ее столь драматична и не случись того послевоенного «перевертыша», который придал новый свет ее героической и драматической судьбе. И это - в 1975 году?

О работе молодежного клуба «Поиск», о судьбе репрессированных рассказал журналист, автор- составитель книги «Боль памяти» Олег Александрович Угрюмов. Участники историко– туристического школьного клуба обследовали место, где стоял крупный поселок спецпереселенцев – Ледня. Беседовали с репрессированными в поселках Лупья, Литвино, Нянда, Очея, побывали на реке Уктым, в Озерном, на Сендуге…Принимали участие члены клуба и в сооружении памятника жертвам политических репрессий в районном центре с. Яренск.

Дискуссия.

Используя материалы книги «Клавдия Вилор» и воспоминания спецпереселенцев из книги О. А. Угрюмова «Боль памяти», - Яренск, 2009 г. организуем в классе дискуссию по вопросу:

Есть ли различие фашистского режима в Германии и сталинского режима в СССР в отношении к человеку?

Класс делится на две группы: первая отстаивает точку зрения – «да»; вторая – «нет».

Во время дискуссии демонстрируются фото из презентаций «В фашистском плену» и « ГУЛАГ».

Примерные выводы в дискуссии:

«Старая, как человек, проблема перед каждым встает: поступись – получишь при жизни славу, деньги, сохрани себя, стой на своем – тогда терпи и хулу, и бедность, в будущем признают тебя и воздадут…», - писал Д. Гранин в одном из своих произведений. Какой бы ни был режим, человек должен оставаться всегда человеком. И наверное, не столько страшны те жестокие режимы, сколько их исполнители и палачи. «Включить мозги», поступить по нравственным законам - им было не дано: в этом и вся суть режима: он развращает людей.

3. Фаза рефлексии.

Сочинение – миниатюра (по выбору учащегося - одну тему):

  1. Нужно ли нам «ворошить» ошибки прошлого?
  2. Нравственные уроки повести Даниила Гранина «Клавдия Вилор».
  3. .Жизнь и смерть. Родина и чужбина. Свобода и рабство. Гуманизм и жестокость. Порядочность и подлость. Как эти противоречия в трагических обстоятельствах войны отразились на Клавдии Вилор?

Приложение

1 Пример кластера на фазе вызова.

Проблема нравственного выбора героя в повести Даниила Гранина «Клавдия Вилор».

1.Первый круг «ада» - плен.

2. Жанр повести - художественно – документальный.

3. Репрессии.

4.Позиция автора.

.5. Автор и герой.

2 Пример кластера на фазе реализации.

Проблема нравственного выбора героя в повести Даниила Гранина «Клавдия Вилор».

(Выбор предлагает сравнение, сопоставление, оценку имеющихся возможностей).

1.Первый круг «ада» - плен.

«То, что происходило в плену, меняло ее душу»:

пережила ужас плена

ждала смерти как избавления

застыла в бесчувствии от боли

в этих условиях можно воевать и бороться

2. Жанр повести - художественно – документальный:

«Писатель увидел долг в том, чтобы запечатлеть горькие и гордые свидетельства рядовых людей»:

представить объективный материал

показать подлинность перенесенных страданий

свидетельства многих людей

справки в оправдание прожитой жизни

3. Репрессии.

«Недостойное поведение, которое выразилось в том, что она сообщила в гестапо свою принадлежность к партии…»:

хотела оставаться сильной для всех

вера в то, что должны разобраться

собирала материалы, свидетельства, писала протесты

помогала людям

люди помогали ей

4.Позиция автора.

Фигура главного героя фокусирует в себе авторский идеал, авторские раздумья, авторскую позицию:

кажется, что вынести это невозможно

существует закон силы духа человеческого

из подобных натур возникали святые

чем–то соответствовала образу женщины- матери, в образе которой изображают победу

стойкости мы учились у них, и мужеству, и убежденности.

5. Автор и герой.

«У нее не было своей Голгофы. Подвиг ее растянулся на месяцы, это был скорее не подвиг, а подвижничество»:

приятно умереть человеком, чтобы тебя уважали

жизни давно уже не было, с той минуты, как она попала в плен, а честь была…

перед самой собой ни в чем не погрешить, ни в чем не отступится!

могла утешать людей, советовать, укреплять дух

она должна была требовать, спрашивать с людей, взывать к их совести

с предателями она чувствовала себя мечом карающим

она хотела оставаться сильной

4 Размышления автора из книги «Боль памяти»:

«Как это ни странно звучит, многим немцам, проживающим на территории СССР, из-за принадлежности к своей национальности довелось испытать в годы войны репрессии как с одной воюющей стороны, так и с другой».

«Никто из тех, кто закончил свою жизнь там, на Севере, не мог бы увидеть в самом утешительном из снов того, что вслед им через пару поколений реальные молодые люди вспомнят о них, задумаются об их судьбах».

« А изучать есть что. Редкий населенный пункт района обошла волна репрессий. Сейчас только начинает открываться история поселков спецпереселенцев. История страшная, жертвенная, но очень мало известная».

«Может, оттого, что долгие годы молодежь звали в поход по местам боевой и трудовой славы отцов. А мы с Ильиным вели ее по дорогам совсем иным – по дорогам страданий».

«Слишком долго молчала эта история и слишком многое утрачено безвозвратно. Слишком велика цена того, что пока еще хранит человеческая память».

Литература к уроку:

1 Боль памяти Автор – составитель Угрюмов О. А. – Сыктывкар, 2009.

2 Гранин Д. А. Эта странная жизнь. – М.: Сов. Россия, 1982.

3 Гранин Д. А. Роман – газета № 21 – 22 «Картина» 1981.

4 Гуляков Е. Н.Новые педагогические технологии. – М.: Дрофа, 2006.

5 Журавлев С.И. Память пылающих лет. – М.: Просвешение, 1985.

6 Загладин Н. В. История Отечества. Учебник для 11 класса. –М.: «ТИД» Русское слово» - РС», 2004.

7 Имя его известно: Сборник произведений советских писателей о войне / Сост. В. Васильев. – М.: 1987.

Категория: Литература
10.04.2019 22:29


© 2019 533

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!