СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Цели урока:
Задачи:
Предметные:
Метапредметные:
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Личностные:
Тип урока:
Методы обучения:
Средства обучения:
Оборудование к уроку: Мультимедиа-проектор, экран, компьютер, учебник «Музыка 4 класс», автор Т.И. Бакланова, тетрадь).
Музыкальный материал: «THIMP Orchestra - Спокойной ночи.mp3»; русская народная колыбельная песня «Спи, сыночек мой, усни»; русская народная колыбельная песня «Баю, баю, баиньки, Купим сыну валенки…»; русская народная колыбельная песня «Я качаю день и ночь»; русская народная колыбельная «Уж ты, котенька - коток.»; армянская народная колыбельная; «Колыбельная» П.И. Чайковского в исполнении Тамары Милашкиной; колыбельная из м/ф «Умка»
Виды деятельности:
Основы музыкальных знаний; музыкально-исполнительная деятельность; слушание музыки; основы сочинения музыки; музыкальная драматизация, музыкально-поэтическая деятельность; музыкально-информационная деятельность; музыкально-изобразительная деятельность.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная; индивидуальная; групповая.
Форма использования мультимедиа-проектора: проецирование на экран при фронтальной работе с классом.
Новые понятия: Речитатив
Ход урока:
Учитель: Добрый день, мои дорогие! Начинаем урок. Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу. Теперь посмотрите на меня. Ребята, мне приятно видеть ваши внимательные глаза и добрые улыбки. Я желаю вам, чтобы вы не только получили хорошие оценки, но и ушли с урока с новыми впечатлениями и приобретёнными знаниями.
Учитель: С давних времен наша страна стала общим домом для многих народов. У каждого народа России сохранились свои старинные народные песни, танцы, музыкальные инструменты, а также музыкальные традиции, сопровождавшие человека всю жизнь, начиная с раннего детства.
Сегодня мы побываем в гостях у народов России. А так как у нас урок музыки, то и разговор пойдет о музыке. А вот о какой, попробуйте догадаться сами. А в помощь вам будут вот эти слова. Прочитайте их.
Слайд № 1.
Сладкий сон
Мягкая кроватка
Мамочка
Песня
Нежный, ласковый голос.
Учитель: Так о каких же песнях пойдет разговор на сегодняшнем уроке?
Ответы детей.
Учитель: Правильно. Это – колыбельные песни!
Откройте, пожалуйста, тетради. Запишите тему урока «У колыбели».
Слайд № 2.
3. Основы музыкальных знаний. Объяснение нового материала.
Учитель: Вы помните, что колыбельные – это самые первые песни, с которыми знакомится человек.
Учитель: А для чего же нужны колыбельные песни?
Кто был их создателем?
Ответы детей.
Учитель: Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора. Обычно это мелодия или песня, которую чаще всего напевает мать своему ребенку для успокаивания и засыпания. Малыш еще не знает языка, не понимает слов, но его убаюкивают мягкие, спокойные, теплые интонации голоса матери, ласковое обращение, монотонность пения.
Матери качали своих малышей в особых кроватках - колыбельках. Слово «колыбель» происходит от слов «колебать», «колыхать», «качать». Покачивая колыбельки, они припевали разные припевы.
Учитель: И так, мы вспомнили то, что уже знаем о колыбельных, Но для того чтобы больше узнать нового нам нужно отправится в старину. И поможет нам в этом волшебная палочка. А вы мне в этом поможете.
В руки палочку возьму
Волшебство я призову.
Чудо в гости к нам придет,
В старину нас унесет.
Раз, два, три! Чудо в гости к нам приди!
Слайд № 3.
Повторяйте вместе со мной:
Раз, два, три! Чудо в гости к нам приди!
Слайд № 4.
Учитель: Куда же нас перенесла волшебная палочка?
Ответы детей.
Посмотрите, в колыбели спит малыш, а рядом сидит его мама и что-то ему поет. Давайте послушаем ее песню, только сидите очень тихо, чтобы не помешать ей.
Звучит русская народная колыбельная песня «Спи, сыночек мой, усни»
Учитель: Какую песню вы сейчас прослушали?
Что вам помогло определить, что это колыбельная песня?
Какие чувства вызывает колыбельная? Какие строки особенно понравились?
Простой или сложный текст у народной колыбельной песни?
Какие слова повторяются?
Ответы детей.
Распевание.
Учитель: Пропоем эти слова. Сели прямо. Поем медленно, протяжно.
(Дети поют распевку «Люли – люли»)
Учитель: Колыбельные песни пелись в старину без музыкального сопровождения, «речитативом».
Речитатив – напевная речь в вокально-музыкальном произведении, читать речитативом – значит читать нараспев.
Бай, бай. Бай, бай.
Спи, дитятко, засыпай. (учитель)
Учитель: Попробуйте исполнить эту фразу речитативом.
Дети исполняют.
Запишите новое понятие в тетрадь.
Учитель: Откройте, пожалуйста, учебник на странице 108. Давайте прочитаем 1 абзац текста.
Работа с учебником. Дети читают 1 абзац.
Люди верили, что колыбельные песни, – это ещё и древние заговоры, “обереги”, с помощью которых матери оберегали своих детей и пророчили ему хорошую жизнь, обещая богатства, пряника, сладостей, обновы и т.д.
А еще они верили в то, что рядом с ними живут невидимые существа, которые могут навредить ребенку:
- ночницы, которые нападают на детей, особенно новорожденных, и не дают им спать;
- суденицы, которые предрекают детям судьбу на третий день их жизни.
Слайд № 5
Учитель: Послушайте колыбельную песню «Я качаю день и ночь»
Я качаю день и ночь,
Отойди, бессонье прочь!
Отойди да отвались,
В темном лесе заблудись,
В темном лесе, во кустах,
Во малиновых листах.
Исполняет учитель.
Учитель: Как вы думаете, похожа эта колыбельная на заговор?
Ответы детей.
Учитель: Мать отгоняет «бессонье», которое может быть вызвано ночницами, заклинает его: «Отойди да отвались, В темном лесе заблудись».
Учитель: А вот для того чтобы отогнать злых духов мама зовет на помощников. Посмотрите, вот один из них.
Слайд № 6.
Целый цикл колыбельных песен связан с житьём - бытьём домашнего кота: он и люльку качает, и мурлыкает. В старину верили, что если сначала положить в колыбельку кота, а затем ребенка, то дитя всегда будет хорошо спать. Считалось, что коты разгоняют чертей и злых духов, поэтому коту доверяют баюкать ребеночка. И поэтому люди часто призывали котика прийти и покачать ребенка.
Давайте споем колыбельную «Уж ты, котенька - коток». У вас на партах лежат листочки с текстом этой колыбельной.
Слайд № 7 (видео).
Дети исполняют колыбельную «Уж ты, котенька - коток.»
Учитель: А сейчас мы опять обратимся к учебнику. Читаем 2 абзац.
Работа с учебником. Стр.№ 108, второй абзац.
Учитель: Вот видите, оказывается какие полезные колыбельные. Они еще и здоровье укрепляют и благоприятно влияют на умственное развитие. И все это потому, что когда мама рядом не нужно переживать и бояться. Мама всегда защитит. Да говорить малыш начнет быстрее, если часто будет слышать речь.
Мы побывали в русском семье, а теперь пора переместиться в другое место. И поможет нам в этом волшебная палочка. И волшебные слова.
Слайд № 8.
Повторяйте со мной: Раз, два, три! Чудо в гости к нам приди!
Слайд № 9.
Учитель: Посмотрите, мы оказались в Древней Армении. Это старинное традиционное армянское жилище Глхатун. И что мы видим, Да это же колыбель. Давайте послушаем старинную армянскую песню. Можете слушать ее с закрытыми глазами, а потом расскажете, какие картины вы себе представили?
Звучит старинная армянская колыбельная.
Учитель: Расскажите, что вы представили?
О чем поет женщина?
А что помогло вам представить происходящее?
А теперь подумайте, есть что-то общее между русской колыбельной и армянской?
Ответы детей.
Учитель: Значит, у колыбельных разных народов есть очень много общего. А давайте, прямо сейчас, охарактеризуем народные колыбельные. Поможет вам в этом игра «Музыкальный цветок». Для его выполнения вам необходимо объединиться в 3 группы. Каждая их группа получит свой конверт с заданием.
Ваша задача - правильно выбрать средства музыкальной выразительности, которые соответствуют колыбельным.
Дети делятся на три группы (по рядам). Учитель выдает детям конверты с заданиями. Задача детей - правильно выбрать средства музыкальной выразительности.
Учитель: Теперь проверим, удалось вам правильно выполнить поставленную задачу.
Ответы детей. Отвечает 1 человек от каждой группы.
Учитель: Пора возвращаться домой.
Слайд № 10.
Учитель: Повторяйте за мной: Раз, два, три! Чудо в гости к нам приди!
Учитель: Вот мы и в классе. Но это не означает, что мы закончили наш разговор о колыбельных.
Скажите, только ли народ сочиняет колыбельные песни? Кто еще пишет колыбельные песни?
Ответы детей.
Тема матери и ребенка интересовала и интересует не только композиторов и поэтов, но и художники очень часто к ней обращались. И сейчас вы увидите картины посвященные этому.
Слайд № 11. (Видеоряд картин с изображением матери у колыбели).
Звучит «Колыбельная» П.И. Чайковского в исполнении Тамары Милашкиной.
Учитель: Охарактеризуйте это произведение (легкое и равномерное покачивание, которое придает песне убаюкивающий характер, спокойный, мягкий, ласковый характер мелодии, гармонирующий с текстом). Есть у композиторской колыбельной сходство с народной.
Работа с учебником.
Учитель: Обратимся к учебнику. Страница 109.
Прочитайте стихотворение татарского поэта Мусы Джалиля «Колыбельная дочери».
Дети читают.
А теперь постарайтесь сочинить и спеть плавную, убаюкивающую мелодию к первому четверостишью. А ещё можно её исполнить речитативом.
Исполняют свои мелодии.
Учитель: Дети, а в наше время мамы поют колыбельные детям?
Какие вы знаете современные колыбельные песни?
А где их можно услышать?
Всегда ли они похожи на народные колыбельные?
Ответы детей.
Учитель: Предлагаю исполнить колыбельную песню медведицы из мультфильма “Умка”.
Слайд № 12.
Дети исполняют колыбельную из м/ф «Умка».
Вот и подошел к завершению наш урок. Ответьте на мои вопросы.
Слайд № 13.
Домашнее задание.
Дома запишите колыбельные, которые вам пели мамы.
Выставление оценок. У вас на парте лежат смайлики. Оцените свою работу на уроке.
Слайд № 14.
Слайд№ 15.
Учитель: Спасибо за урок. А на память об этом уроке я хочу подарить вам листочки с текстами колыбельных, которые вы сегодня исполняли. До свидания.
Дети выходят из класса.
© 2020, Феоктистова Галина Валентиновна 1554