СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки в 4 классе по программе Т.И. Баклановой Тема урока: «У колыбели».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  1. Деятельностная – формирование УУД при изучении музыки народов мира.
  2. Предметно-дидактическая – формирование у учащихся ценностного отношения к семье, матери и материнству в процессе творческого освоения детского фольклора народов России

Задачи:

Предметные:

  • формировать слушательскую культуру;
  • продолжить знакомство с колыбельными песнями;
  • сформировать представления о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии;
  • воспроизводить слова и мелодии нескольких народных колыбельных песен, песен композиторов - классиков, а также песен советских композиторов;
  • совершенствовать вокально-хоровые навыки, чувство ритма, творческие способности.

Метапредметные:

Регулятивные

  • следовать при выполнении музыкально - творческой работы инструкциям учителя;
  • нацелиться на успешную деятельность;
  • осуществлять самостоятельную музыкально – творческую деятельность, реализовывать собственные музыкально - исполнительские замыслы (в музыкально-пластическом движении и импровизации);
  • определять критерии оценки, анализировать и оценивать по заданным критериям результаты собственной и коллективной музыкально - творческой работы.

Познавательные

  • сопоставлять различные образцы музыки разных народов и профессиональной музыки;
  • самостоятельно находить информацию и осмысливать её;

Коммуникативные

  • слушать собеседника, включаться в диалог о музыкальном искусстве, делиться впечатлениями;
  • планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные:

  • формировать положительную мотивацию к обучению и познанию музыкального искусства и музыкальной деятельности;
  • воспитать уважительное отношение к музыкальному наследию народов России.

Тип урока:

  1. По ведущей дидактической цели – углубление и расширение знаний.
  2. По способу организации - комбинированный.
  3. По ведущему методу обучения – репродуктивный.

Методы обучения:

  1. Основной – репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
  2. Дополнительные – метод эмоционального настроя; метод стимулирования положительной самооценки перспектив включения в учебную деятельность; целеполагание; метод размышления о музыке; метод вживания в образы искусства; метод импровизации; метод формирования певческих навыков; частично-поисковый; метод обобщения; метод самооценки; исследовательский.

Средства обучения:

Оборудование к уроку: Мультимедиа-проектор, экран, компьютер, учебник «Музыка 4 класс», автор Т.И. Бакланова, тетрадь).

Музыкальный материал: «THIMP Orchestra - Спокойной ночи.mp3»; русская народная колыбельная песня «Спи, сыночек мой, усни»; русская народная колыбельная песня «Баю, баю, баиньки, Купим сыну валенки…»; русская народная колыбельная песня «Я качаю день и ночь»; русская народная колыбельная «Уж ты, котенька - коток.»; армянская народная колыбельная; «Колыбельная» П.И. Чайковского в исполнении Тамары Милашкиной; колыбельная из м/ф «Умка»

Виды деятельности:

Основы музыкальных знаний; музыкально-исполнительная деятельность; слушание музыки; основы сочинения музыки; музыкальная драматизация, музыкально-поэтическая деятельность; музыкально-информационная деятельность; музыкально-изобразительная деятельность.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная; индивидуальная; групповая.

Форма использования мультимедиа-проектора: проецирование на экран при фронтальной работе с классом.

Новые понятия: Речитатив

Ход урока:

  1. Организационный момент. Вход детей под музыку ("THIMP Orchestra Спокойной ночи.mp3").

Учитель: Добрый день, мои дорогие! Начинаем урок. Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу. Теперь посмотрите на меня. Ребята, мне приятно видеть ваши внимательные глаза и добрые улыбки. Я желаю вам, чтобы вы не только получили хорошие оценки, но и ушли с урока с новыми впечатлениями и приобретёнными знаниями.

  1. Актуализация знаний.

Учитель: С давних времен наша страна стала общим домом для многих народов. У каждого народа России сохранились свои старинные народные песни, танцы, музыкальные инструменты, а также музыкальные традиции, сопровождавшие человека всю жизнь, начиная с раннего детства.

Сегодня мы побываем в гостях у народов России. А так как у нас урок музыки, то и разговор пойдет о музыке. А вот о какой, попробуйте догадаться сами. А в помощь вам будут вот эти слова. Прочитайте их.

Слайд № 1.

Сладкий сон

Мягкая кроватка

Мамочка

Песня

Нежный, ласковый голос.

Учитель: Так о каких же песнях пойдет разговор на сегодняшнем уроке?

Ответы детей.

Учитель: Правильно. Это – колыбельные песни!

Откройте, пожалуйста, тетради. Запишите тему урока «У колыбели».

Слайд № 2.

3. Основы музыкальных знаний. Объяснение нового материала.

Учитель: Вы помните, что колыбельные – это самые первые песни, с которыми знакомится человек.

Учитель: А для чего же нужны колыбельные песни?

Кто был их создателем?

Ответы детей.

Учитель: Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора. Обычно это мелодия или песня, которую чаще всего напевает мать своему ребенку для успокаивания и засыпания. Малыш еще не знает языка, не понимает слов, но его убаюкивают мягкие, спокойные, теплые интонации голоса матери, ласковое обращение, монотонность пения.

Матери качали своих малышей в особых кроватках - колыбельках. Слово «колыбель» происходит от слов «колебать», «колыхать», «качать». Покачивая колыбельки, они припевали разные припевы.

Учитель: И так, мы вспомнили то, что уже знаем о колыбельных, Но для того чтобы больше узнать нового нам нужно отправится в старину. И поможет нам в этом волшебная палочка. А вы мне в этом поможете.

В руки палочку возьму

Волшебство я призову.

Чудо в гости к нам придет,

В старину нас унесет.

Раз, два, три! Чудо в гости к нам приди!

Слайд № 3.

Повторяйте вместе со мной:

Раз, два, три! Чудо в гости к нам приди!

Слайд № 4.

Учитель: Куда же нас перенесла волшебная палочка?

Ответы детей.

Посмотрите, в колыбели спит малыш, а рядом сидит его мама и что-то ему поет. Давайте послушаем ее песню, только сидите очень тихо, чтобы не помешать ей.

Звучит русская народная колыбельная песня «Спи, сыночек мой, усни»

Учитель: Какую песню вы сейчас прослушали?

Что вам помогло определить, что это колыбельная песня?

Какие чувства вызывает колыбельная? Какие строки особенно понравились?

Простой или сложный текст у народной колыбельной песни?

Какие слова повторяются?

Ответы детей.

Распевание.

Учитель: Пропоем эти слова. Сели прямо. Поем медленно, протяжно.

(Дети поют распевку «Люли – люли»)

Учитель: Колыбельные песни пелись в старину без музыкального сопровождения, «речитативом».

Речитатив – напевная речь в вокально-музыкальном произведении, читать речитативомзначит читать нараспев.

Бай, бай. Бай, бай.

Спи, дитятко, засыпай. (учитель)

Учитель: Попробуйте исполнить эту фразу речитативом.

Дети исполняют.

Запишите новое понятие в тетрадь.

Учитель: Откройте, пожалуйста, учебник на странице 108. Давайте прочитаем 1 абзац текста.

Работа с учебником. Дети читают 1 абзац.

Люди верили, что колыбельные песни, – это ещё и древние заговоры, “обереги”, с помощью которых матери оберегали своих детей и пророчили ему хорошую жизнь, обещая богатства, пряника, сладостей, обновы и т.д.

А еще они верили в то, что рядом с ними живут невидимые существа, которые могут навредить ребенку:

- ночницы, которые нападают на детей, особенно новорожденных, и не дают им спать;

- суденицы, которые предрекают детям судьбу на третий день их жизни.

Слайд № 5

Учитель: Послушайте колыбельную песню «Я качаю день и ночь»

Я качаю день и ночь,

Отойди, бессонье прочь!

Отойди да отвались,

В темном лесе заблудись,

В темном лесе, во кустах,

Во малиновых листах.

Исполняет учитель.

Учитель: Как вы думаете, похожа эта колыбельная на заговор?

Ответы детей.

Учитель: Мать отгоняет «бессонье», которое может быть вызвано ночницами, заклинает его: «Отойди да отвались, В темном лесе заблудись».

Учитель: А вот для того чтобы отогнать злых духов мама зовет на помощников. Посмотрите, вот один из них.

Слайд № 6.

Целый цикл колыбельных песен связан с житьём - бытьём домашнего кота: он и люльку качает, и мурлыкает. В старину верили, что если сначала положить в колыбельку кота, а затем ребенка, то дитя всегда будет хорошо спать. Считалось, что коты разгоняют чертей и злых духов, поэтому коту доверяют баюкать ребеночка. И поэтому люди часто призывали котика прийти и покачать ребенка.

Давайте споем колыбельную «Уж ты, котенька - коток». У вас на партах лежат листочки с текстом этой колыбельной.

Слайд № 7 (видео).

Дети исполняют колыбельную «Уж ты, котенька - коток

Учитель: А сейчас мы опять обратимся к учебнику. Читаем 2 абзац.

Работа с учебником. Стр.№ 108, второй абзац.

Учитель: Вот видите, оказывается какие полезные колыбельные. Они еще и здоровье укрепляют и благоприятно влияют на умственное развитие. И все это потому, что когда мама рядом не нужно переживать и бояться. Мама всегда защитит. Да говорить малыш начнет быстрее, если часто будет слышать речь.

Мы побывали в русском семье, а теперь пора переместиться в другое место. И поможет нам в этом волшебная палочка. И волшебные слова.

Слайд № 8.

Повторяйте со мной: Раз, два, три! Чудо в гости к нам приди!

Слайд № 9.

Учитель: Посмотрите, мы оказались в Древней Армении. Это старинное традиционное армянское жилище Глхатун. И что мы видим, Да это же колыбель. Давайте послушаем старинную армянскую песню. Можете слушать ее с закрытыми глазами, а потом расскажете, какие картины вы себе представили?

Звучит старинная армянская колыбельная.

Учитель: Расскажите, что вы представили?

О чем поет женщина?

А что помогло вам представить происходящее?

А теперь подумайте, есть что-то общее между русской колыбельной и армянской?

Ответы детей.

Учитель: Значит, у колыбельных разных народов есть очень много общего. А давайте, прямо сейчас, охарактеризуем народные колыбельные. Поможет вам в этом игра «Музыкальный цветок». Для его выполнения вам необходимо объединиться в 3 группы. Каждая их группа получит свой конверт с заданием.

Ваша задача - правильно выбрать средства музыкальной выразительности, которые соответствуют колыбельным.

Дети делятся на три группы (по рядам). Учитель выдает детям конверты с заданиями. Задача детей - правильно выбрать средства музыкальной выразительности.

Учитель: Теперь проверим, удалось вам правильно выполнить поставленную задачу.

Ответы детей. Отвечает 1 человек от каждой группы.

Учитель: Пора возвращаться домой.

Слайд № 10.

Учитель: Повторяйте за мной: Раз, два, три! Чудо в гости к нам приди!

Учитель: Вот мы и в классе. Но это не означает, что мы закончили наш разговор о колыбельных.

Скажите, только ли народ сочиняет колыбельные песни? Кто еще пишет колыбельные песни?

Ответы детей.

Тема матери и ребенка интересовала и интересует не только композиторов и поэтов, но и художники очень часто к ней обращались. И сейчас вы увидите картины посвященные этому.

Слайд № 11. (Видеоряд картин с изображением матери у колыбели).

Звучит «Колыбельная» П.И. Чайковского в исполнении Тамары Милашкиной.

Учитель: Охарактеризуйте это произведение (легкое и равномерное покачивание, которое придает песне убаюкивающий характер, спокойный, мягкий, ласковый характер мелодии, гармонирующий с текстом). Есть у композиторской колыбельной сходство с народной.

Работа с учебником.

Учитель: Обратимся к учебнику. Страница 109.

Прочитайте стихотворение татарского поэта Мусы Джалиля «Колыбельная дочери».

Дети читают.

А теперь постарайтесь сочинить и спеть плавную, убаюкивающую мелодию к первому четверостишью. А ещё можно её исполнить речитативом.

Исполняют свои мелодии.

Учитель: Дети, а в наше время мамы поют колыбельные детям?

Какие вы знаете современные колыбельные песни?

А где их можно услышать?

Всегда ли они похожи на народные колыбельные?

Ответы детей.

Учитель: Предлагаю исполнить колыбельную песню медведицы из мультфильма “Умка”.

Слайд № 12.

Дети исполняют колыбельную из м/ф «Умка».

  1. Обобщение урока.

Вот и подошел к завершению наш урок. Ответьте на мои вопросы.

Слайд № 13.

  • сегодня я узнал(а)…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял(а) задания…
  • я понял(а), что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал(а), что…
  • я приобрел(а)…
  • я научился(ась)…
  • у меня получилось …
  • я смог(ла)…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни…
  • мне захотелось…

Домашнее задание.

Дома запишите колыбельные, которые вам пели мамы.

Выставление оценок. У вас на парте лежат смайлики. Оцените свою работу на уроке.

Слайд № 14.

Слайд№ 15.

Учитель: Спасибо за урок. А на память об этом уроке я хочу подарить вам листочки с текстами колыбельных, которые вы сегодня исполняли. До свидания.

Дети выходят из класса.

Категория: Музыка
08.02.2020 02:54


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!