СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Карточки по орфографии и пунктуации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Карточка № 1.

Спишите, вставляя буквы и расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите причастные и деепричастные обороты, одиночные деепричастия.

Однажды бродя по лесу с с.бакой охотник встретил м.дведицу с м.двежатами. Зверей в л.су (не) было видно. Об их пр.сутствии д.л.жила с.бака с тр.вожным лаем брос.вшаяся к н.гам х.зяина. По сл.дам с.баки катила б.льшая м.дведица. Сверкая маленькими гла.ками ост.новилась в двух ш.гах от ок.меневшего в неподвижности ч.л.века. (Не) выдержав его взгляда м.дведица шевельнулась неспешно п.в.рнулась и грозно рыча направилась к св.им м.двежатам. (И.Соколов-Микитов.)

_______________________________________________________________________________________

Карточка № 2.

Спишите, вставляя буквы и расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите причастные и деепричастные обороты, одиночные деепричастия.

С.сновые боры – настоящие ветроломы. Они любую бурю встр.ч.ют д.стойно вступая в б.рьбу с ра.бушевавшейся стихией. Напитав ветром все св.и иголки с.сна плавно ра.качивает?ся накл.няясь всё ниже и ниже. Сражает?ся до последнего. Весь бор ход.т ходуном а в.рхушки то устр.мляясь (в)низ то взл.тая (в)верх ведут рискова(н, нн)ую игру, от которой з.хватыва.т дух. И часто случа.т?ся что с.сна (не)устоит рухн.т вырвав себя из почвы до последнего. Дерево погибшее в схватке напом.на.т б.йца.

_______________________________________________________________________________________

Карточка № 3.

Спишите, вставляя буквы и расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите причастные и деепричастные обороты, одиночные деепричастия.

Здесь, в густых зар.слях камыша, обманчиво чу?ствует себя сокрытым от всего мира (не)опытный охотник. Тысячи гла. (не)заметно наблюдают за ним. Лёжа в своих логовах чутко пр.слушиваются к треску к.мыша ост.рожные к.баны. Ск.льзящий над к.мышами вет.р д.нёс зап.х ч.л.века. Как камень броше(нн, н)ый ловкою рукою кинулся зверь, и долго ещё буд.т слушать охотник, как уход.т его добыча л.мая высокие к.мыши. (По И.Соколову-Микитову.)

Карточка № 4.

Спишите, вставляя буквы и расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите причастные и деепричастные обороты, одиночные деепричастия.

I. Река загромождё(нн, н)ая белыми льдинами сле.ка искрилась под серебристым и грус?ным светом луны ст.явшей над г.рами. С того Бер.га уд.лё(нн, н)ого версты на четыре л.жилась густая неопределённая тень. Вдали неясно в.днелись бер.говые сопки покрытые лесом уходившим всё дальше и дальше. (В.Короленко.)

II. 1) Соскучившись х.тел было уже уходить но закинув удочку в последний раз поймал маленького дельфина. 2) Рыбу я ел пр.сушивая её на солнце. 3) Пр.снувшись почу?ствовал я себя гораздо бодрее. (Д.Дефо)

_______________________________________________________________________________________

Карточка № 5.

Спишите, вставляя буквы и расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите причастные и деепричастные обороты, одиночные деепричастия.

I. Книга это духовное завещание одного поколения другому. Совет ум.рающего старца юноше нач.нающему жить. Приказ передаваемый часовым отправляющимся на отдых. Вся жизнь человечества постепенно оседала в книге. В ней все учения потр.савшие умы и все страсти потр.савшие сердца. Она програ(мм, м)а будущего. (По А.Герцену.)

II. 1) Утром взял Библию ра(з, с)крыл её на новом месте и сосредоточив своё внимание начал читать. 2) С этого времени пол.жение моё оставаясь внешне таким же бедстве(н, нн)ым стало каза(т,ть)ся мне гораздо более сносным. 3) (Не) зная острова я р.сковал заблуди(т,ть)ся в джунглях. (Д.Дефо)

_______________________________________________________________________________________

Карточка № 6.

Спишите, вставляя буквы и расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите деепричастные и причастные обороты, одиночные деепричастия.

I. Обрисовав литвинки юный лик

В окно светлицы солнца луч проник.

И придавая чудный блеск ст.клу

Бе(з,с)печно разыгрался на полу.

(М.Лермонтов).

II. В г.сударстве ромашек, у края,

Где ручей задыхаясь п.ёт,

Прол.жал (бы) всю ноч? до утра я,

Запрокинув лицо в небосвод.

(Н.Заболоцкий).

III. (Не)ст.рпимо жгуч луч солнца нах.дящий нас повсюду. На высоком, покрытом ст.пной р.стительностью б.р.гу ещё в.днелись остатки м.рской пр.стани.

Карточка № 7.

I. Спишите, вставляя буквы и расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите причастные и деепричастные обороты, одиночные деепричастия.

1) Содр.гаясь от мук проб.жала над миром зарница. 2) Ни(с,з)ко стел.тся птица прол.тев над м.ей г.л.вой. 3) Гр.за доб.ваясь дождя всё накалялась и накалялась. 4) Я оставался ещё на б.р.гу привл.каемый грус?ным оч.рованием. 5) Р.ка загромождё(н, нн)ая белыми льдинами слегка искрилась под серебристым светом луны ст.явшей над г.рами. 6) Звери(нн, н)ыми у(с,з)кими тропами пробитыми в камыш.вой чащ.бе выбрались мы из б.лота. 7) Полотнища п.латки покрытые толстым слоем хрустящего ин.я чуть-чуть пров.сают.

_______________________________________________________________________________________

Карточка № 8.

Спишите, вставляя буквы и расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите причастные и деепричастные обороты, одиночные деепричастия.

I. Утром, на ра(с,сс)вете, мы ост.новились в двух к.лометрах от бер.га т.мнеющего группой деревя(н, нн)ых построек. Заросшие рыжей шубой л.сов горы были покрыты туманом. Во(з,с)х.дящее солнце золотом отл.вало на стальной поверхности моря. Дли(н, нн)ая вереница птиц вытягиваясь в ниточку и изв.ваясь прол.тала над пламенеющей линией г.ризонта. (И.Соколов-Микитов.)

II. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?

Пеликан (1) поднявшись на двухкилометровую высоту (2) может (3) подолгу парить в воздухе.

1) 1,3 - выделяется причастный оборот

2)1,2 - выделяется деепричастный оборот

3) 1,2 - выделяется причастный оборот

4) 2 - выделяется деепричастный оборот

Как правильно расставить и объяснить знаки препинания в предложении:

Лучи (1) восходящего солнца (2) коснулись верхушки тополя.

1) 1,2 – запятые: выделяется причастный оборот

2) 2 – запятая: отделяется причастный оборот

3) запятые не нужны: причастный оборот стоит перед определяемым словом.

4) запятые не нужны: причастного оборота нет, есть только одиночное причастие.

Карточка № 9.

Спишите, вставляя буквы и расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите причастные и деепричастные обороты, одиночные деепричастия.

I. Сад осыпа(н,нн)ый весь (с)верху (до)низу прозрачным, благоухающим снегом из лепестков св.ркал. Иссиня-з.лёное оз.ро нежной, м.л.дой тр.вы пронизанное горячим блеском ст.яло внизу. Чарующий свет бешено к.тился (с)верху зал.вая прозрачный яблоневый снег падая на кудрявые очертания сада. (По А.Грину.)

II. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Большой пруд (1) густо заросший кувшинками (2) располагался (3) в удаленной от дома (4) части старого парка.

1) 1,2 2) 1,2,3,4 3) 3,4 4) 1,3

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Опустившая голову (1) Анечка (2) неподвижно сидела в пуховом платке (3) бережно покрывавшем (4) ее плечи.

1) 1,2 2) 3 3) 1,2,3,4 4) 1,3

_______________________________________________________________________________________

Карточка № 10.

Спишите, вставляя буквы и расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите причастные и деепричастные обороты, одиночные деепричастия.

I. Высокий (ярко)ж.лтый месяц спуская (с)верху (в)низ лучи обл.вал всё трепетным искрящимся светом. Бурливая днём горная р.ка чуть-чуть пр.см.рела, и к ней (тихо)тихо подкрался холл.д пр.крыв её з.ркальным ст.клом. (По Д.Мамину-Сибиряку.)

Мохнатые барх.тные шмели краше(н, нн)ые в п.лоску бе(з,с)пр.рывно гудели п.вучим баском. Суетливые труженицы-пч.лы сверкали брюшками роясь в тр.ве быстрыми точками таяли в бе(з,с)крайней с.неве (прозрачно)хрустального воздуха. (По А.Грину.)

II. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Пробравшись (1) через мокрый папоротник и какую-то (2) стелющуюся растительность (3) выбираемся на едва приметную тропинку.

1) 1 2) 2 3) 3 4) 1,3

Карточка № 11.

Спишите, вставляя буквы и расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите причастные и деепричастные обороты, одиночные деепричастия.

I. Кошка приметила, что маленькие рыбки (не)сп.шат пок.дать убежище. Они затеяли радостный х.р.вод вес.ло г.няясь друг за другом. Кошку мальки совсем (не)б.ялись прин.мая её за (не)большой серый холмик. Охотнице (не)т.рпелось прыгнуть в эту лужу с маленькими рыбками. Она (з,с)горбилась напружинилась но в последнее мгновение передумала. Кошка плюхнулась на протоку соед.няющую лужу с р.кой и отрезала малькам путь к отступлению. Рыбки зам.тались в панике выпрыгивая на бер.г.

II. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Над еще не улёгшимся (1) после недавней бури (2) бескрайним морем (3) возвышалось небо (4) унизанное (5) ярко мерцавшими звездами.

1) 1,2 2) 2,3 3) 3,4,5 4) 4

Катя немного помолчала (1) глядя на пламя в камине (2) и (3) весело взглянув на меня (4) заговорила опять.

1) 2, 4 2) 1, 4 3) 1, 2, 4 4) 1, 2, 3, 4

_______________________________________________________________________________________

Карточка № 12.

Спишите, вставляя буквы и расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите причастные и деепричастные обороты, одиночные деепричастия.

I. С.бака ярос?но лаяла припадая на передние лапы. Прямо перед ней пр.жавшись к забору с.дел маленький, взъероше(н, нн)ый к.тёнок. Он широко ра(з, с)крывал рот и жалобно м.укал. (Не)под.лёку ст.яли два мальчика и ждали что буд.т. (В.Осеева)

Ра(н,нн)ей в.сной четверо мальчиков плыли (в)низ по р.ке. (Не)ожида(н, нн)о загремел гром нал.тел веет.р хлынул дождь. Ребята и(з, с)пугавшись гр.зы быстро подогнали лодку к бер.гу и уб.жали в гор.д. Только один не покинул лодку. Он поплыл нал.гая на вёсла. Мальчику к.залось что он (не) доб.рёт?ся до пр.стани, ведь дождь хл.стал по л.цу л.дони в(з,с)пыхнули сильно б.лели руки. Он напряг все силы. Добравшись до цели, он поставил лодку на место крепко привязав её верёвкой.

II. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Эпоха (1) начавшаяся (2) после открытий Галилео Галилея (3) и завершившаяся работами Исаака Ньютона (4) обозначила новый этап в развитии науки и техники.

1) 1; 2) 2, 4; 3)1, 3; 4)1, 4

_______________________________________________________________________________________

Карточка № 13.

Спишите, вставляя буквы и расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите причастные и деепричастные обороты, одиночные деепричастия.

I. В зрелом возр.сте много раз наблюдал я во(з,с)ход солнца. Встречал его в л.су, когда перед рассветом проходит над макушками веет.р ч.тко обозн.чая на фоне неба ч.рные в.ршины д.ревьев. На тр.ве л.жит роса множеством блёсток сверкающая повсюду. Пахн.т смолою р.систым утром. Скво(с,з)ь л.сную чащ.бу стараеш?ся прол.жить тр.пинку в.дущую к р.ке. Вид.л я во(з, с)ход солнца над р.дными п.лями над густыми зар.слями кустов р.стущими возле речки. В прозрачном зеркале в.ды отр.жают?ся побл.дневшие на рас(с,з) звёзды. Под пение бе(з,с)числе(н, нн)ых птиц и ш.пот камышей подн.мает?ся солнце. Л.жит?ся р.са в лугах сияя алмазной россыпью. (По И. Соколову-Микитову)

II. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Рыба (1) раньше хорошо бравшая приманку(2) перестала клевать (З) и (4)уставшие от бессонной ночи (5) рыболовы уснули.

1) 1,2,3; 2) 1,3 ; 3) 4,5 ; 4) 1,2,3,4,5

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Выслушав и выстукав пациента (1) доктор присел на угол письменного стола (2) положив ногу на ногу (З) и (4) обхватив руками острые колени.

1) 1,2; 2) 2; 3) 1,3; 4) 1,2,3,4

_______________________________________________________________________________________

Карточка № 14.

Спишите, вставляя буквы и расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите причастные и деепричастные обороты, одиночные деепричастия.

I. Ра(н,нн)ей в.сной четверо мальчиков плыли (в)низ по р.ке. (Не)ожида(н, нн)о загремел гром нал.тел веет.р хлынул дождь. Ребята и(з, с)пугавшись гр.зы быстро подогнали лодку к бер.гу и уб.жали в гор.д. Только один не покинул лодку. Он поплыл нал.гая на вёсла. Мальчику к.залось что он (не) доб.рёт?ся до пр.стани. Ведь дождь нал.тевший внезапно больно хл.стал по л.цу. Он напряг все силы. Добравшись до цели, он поставил лодку на место крепко привязав её верёвкой.

II. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Никита неторопливо вышел в сад (1) не обращая внимания на новых друзей(2) загораживающих ему дорогу(З) и(4) приобретая всё большую уверенность в своей правоте(5) принялся задело.

1)1,2,5; 2)1,2,3,5; 3)1,2,3,4,5; 4)1,2,4,5

_______________________________________________________________________________________

Карточка № 15.

Спишите, вставляя буквы и расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите причастные и деепричастные обороты, одиночные деепричастия.

I. Берёза милое русское дерево. Наблюдая в лесу я понял что берёза это (по)настоящему крестьянское дерево; в ней всё: и бабий ситц…вый платок и побеле(н,нн)ая хата и русская печ. и холщ…вая рубаха. Всматриваяясь в берёзовый лес в излома(н,нн)ые его стволы, вспоминаешь мозолистые крестьянские руки умело делающие любую т.ж.лую работу. М.л.дые берёзки как бы на ц…почках пр…поднявшиеся к весе(н,нн)ему куполу неба радуют глаз и душу.

II. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Оба прочитали телеграмму (1) почти касаясь друг друга головами (2) и (3) перечитав два раза (4) молча уставились друг на друга.

1) 1, 2, 3, 4 ; 2) 1, 4; 3) 1, 2, 4; 4) 2,

Карточка № 16.

Спишите, вставляя буквы и расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите причастные и деепричастные обороты, одиночные деепричастия.

I. Мы на б.р.гу р.ки. Синяя даль только изредк(о,а) вздрагивающая от порывов ветра опять

ут.хает. Солнце высунув красный язык заката (не)налюбует?ся на своё отр.жение в в.де.

Но вот и оно покида.т свои владения. Всё ут.хает. Неугомо(н,нн)ый кузнечик тр.щит ещё в

тр.ве но скоро и он ум.лкает погружаясь во мрак ночи. Птичка оп.здавшая в своё

гн.здо бе(з,с)шумно прол.тает во тьме. Но это уже не тьма! Кто ра(з,с)кидал эти звёзды по

небосклону кто повес.л эту луну кто рас(з,с)еял мрак ночи? Светлячки осв.щающие (не)понятным блеском изумрудную тр.ву. Видно, как рыбы толпят?ся около отр.жения луны в в.де шарахаясь в стор.ны от (не)понятного и(з,с)пуга. Вот появляет?ся огромная зубастая щука ещё (не)заснувшая так напугавшая рыб. К.стёр разведё(н,нн)ый нами ра(с,з)дваивает?ся на языки пламени, и искры отлетая в стор.ны созд.ют огромный фейерверк.

II. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Вечером к тёте Полли (1) сидевшей у открытого окна в (2) служившей одновременно спальней и столовой (3) комнате (4) явился Том.

1) 1, 2, 3, 4; 2) 1, 4; 3) 2, 3; 4) 1,2

На месте каких цифр в данных предложениях должны быть запятые? Охотника (1) припорошенного снежком (2) совсем не видно было за кустами (3) сильно разросшейся бузины. По полу в горнице (4) ходит (5) вкрадчиво цокая (6) злющий петух Титан. 1) 1, 3, 4, 6; 2) 1, 2, 5, 6; 3) 2, 3, 5; 4) 1, 2, 3, 4, 6 _______________________________________________________________________________________

Карточка № 17.

Спишите, вставляя буквы и расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите причастные и деепричастные обороты, одиночные деепричастия.

I. 1. Льды ра(з,с)таяв становят?ся синью в р.ке.

Птицы взл.тая становят?ся стаей упругой.

Люди р.ждаясь кр.чат на одном языке

Заклиная взрослых пон.мать друг друга.

(Не)ст.рпимо жгуч луч солнца нах.дящий нас повсюду. На высоком, покрытом ст.пной р.стительностью б.р.гу ещё в.днелись остатки м.рской пр.стани.

II. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Базаров (1) вставший было навстречу (2) вошедшему в комнату (3) Павлу Петровичу (4) присел на край стола и скрестил на груди руки.

1) 1,3; 2) 1, 2, 3, 4; 3) 2, 3; 4) 1, 4

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Поприветствовав гостей (1) прибывших на борт катера (2) коротким кивком (3) и попросив их надеть спасательные жилеты (4) молодой человек завёл двигатель.

1) 1, 2; 2) 1, 2, 3, 4; 3) 3, 4; 4) 1, 2, 4

Категория: Русский язык
04.03.2024 09:56


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!