СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык. Карточки для самостоятельной работы. (8–9 классы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Карточка № 1

Песчаная смерть

Самум – (по)арабски значит ядовитый, отравле_ый. С давних времен у этого ветра мрачная слава. Он погубил немало к_раванов. В 1805 году по свидетельству совреме_иков самум засыпал песком к_раван состоявший из 2000 человек и 1800 верблюдов.

Вот какое описание песча_ой бури оставил нам русский пут_шестве_ик А. В. Елисеев. «В раск_ле_ом воздухе, – рассказывал он, – послышались какие(то) чарующие звуки, довольно высокие, (не)лишё_ые г_рмонии, с сильным м_та_ическим о_енком; они слышались отовсюду, словно их производили (не)видимые духи пустыни.

Пустыня была безмолвна, но звуки летели и таяли в раск_лё_ой атмосфере возникая где(то) сверху и проп_дая будто(бы) в землю.

То весёлые то жалостные то резкие и крикливые то нежные и м_лодичные они казались говором живых существ но не звуками мёртвой пустыни. (Ни)какие мифы древних (не)могли пр_думать чего(либо) более пор_зительного и чудесного. В раск_лё_ом воздухе слышалось уже пр_бл_жение чего(то) нового ужасного…

Огромная дюна стоявшая перед нами была (не)подвижна и мертва но вершина её уже ожила. Лёгким обл_ком закурился на ней песок подхватываемый струёй горячего ветра. Скоро закурились и другие дюны горизонт померк прозрачность его и_чезла и небо (как)будто пр_близилось к земле.

Через четверть часа столбы пыли закрыли солнце. (Не)чем стало дышать люди и животные задыхались. В красновато(бурой) мгле исчез горизонт. Песча_ая пыль набилась в уши рот нос глаза. Т_мп_ратура поднялась до 50 градусов, многие т_ряли сознание».

В наше время когда через пустыни проходят автомобильные дороги а над ними пр_л_гли воздушные тра_ы опас_ость пут_шествий по к_рава_ым тропам пустынь конечно не так велика. Однако встреча с самумом (не)сулит (ни)чего хорошего.

Задания

1. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

2. Объясните постановку знаков препинания, составьте схемы сложных предложений.

_____________________________________________________________________________________

Карточка № 2

«Человек с луны»

Он прибыл на русском военном корабле «Витязь» в глухой, (не)исследова_ый район Новой Гвинеи. М_тросы помогли построить хижину и «Витязь» ушёл продолжая кругосветное пут_шествие. Миклухо-Маклай остался. Шёл 1871 г.

В то время когда он решил поселиться на Новой Гвинее чтобы изучить жизнь самых отсталых народов на земле Николаю Николаевичу не было и двадцати пяти лет но он уже успел побывать на Канарских островах в Африке на берегах Красного моря. А теперь решил посели(т, ть)ся на (не)сколько лет среди папуасов.

Островитяне оказались добрыми и смышлё_ыми людьми. Увидев что пр_шелец (не)только (не)делает им зла а наоборот старае(т, ть)ся им во всём помогать они перестали его боя(т, ть)ся всячески стремились выразить свою любовь. После того как он однажды заж_г голубой бенгальский огонь они стали называть гостя «человеком с луны».

Островитяне впервые увидели у Миклухо-Маклая топор спички гвозди познакомились с сапогами и бритвой… В их язык вошли русские названия этих вещей. «Моё влияние на туземцев – писал Миклухо-Маклай – оказалось настолько сильным что мне удалось соверше_о пр_кратить постоя_ые междоусобные войны. Одной из главных причин этих войн было повер_е что смерть происходит от колдовства. Когда ум_рает туземец его друзья и родстве_ики начинают искать (не)доброжелателя. Остановившись на каком(либо) пр_дположении они составляют план похода под_скивают союзников и начинают войну».

Замечательный человек и учёный Н. Н. Миклухо-Маклай занимает среди великих пут_шестве_иков XIX века особое место. Он не открывал (не)известных земель а и_ледовал быт и нравы народов о которых европейцы (ни)чего (не)знали. И он доказал по словам Л. Толстого что «человек везде есть человек, то есть доброе общительное существо, в общение с которым можно и должно входить только добром и ист_ной, а не пушками и водкой».

Задания

1. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

2. Найдите предложения, соответствующие схемам:

[, ( ), ( ), ].

[, ], ( ).

3. Сформулируйте главную мысль текста.

_____________________________________________________________________________________

Карточка № 3

Загадки Антарктиды

В Антарктиде по меньшей мере четыре полюса. Помимо географического Южного и магнитного, здесь находя(т, ть)ся так(же) полюс холода и полюс ветров.

В Антарктиде бывают такие морозы которых нет нигде на земле. 25 августа 1958 г. на станции «Восток» была зар_г_стрирована температура 87,4 градуса ниже нуля.

А полюс ветров? Он находи(т, ть)ся на антарктической Земле Виктории. Круглый год там свирепствуют жестокие ветры. (Не)редко скорость воздушных потоков пр_вышает 80 метров в секунду что оставляет позади самые сильные тропические циклоны…

А что находи(т, ть)ся подо льдами этого материка? В результате глубокого бурения на глубине полутора километров учёные обнаружили явные следы вулканических извержений и залежи железных руд.

Здесь уже найдены алмазы и уран, золото и горный хрусталь. Каждый год приносит и_ледователям Антарктического материка новые загадки.

Одна из последних – загадка озера Ванда. Это солёное озеро, круглый год оно покрыто льдом. Но что пор_зительно: термометр опущенный в воду на глубину 60 м показывает… 25 градусов тепла!

Почему? Учёные этого ещё не знают.

Наверное Антарктида пр_поднесёт ещё (не)мало подобных загадок.

Задания

1. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, объясните правописание восстановленных слов.

2. Расскажите о правописании и склонении числительных.

_____________________________________________________________________________________

Карточка № 4

В стране зелёных гигантов

Обы_ные, хорошо извес_ные в средней полосе травы на Сахалине превращаются в великанов. Гречиха здесь вдвое выше человеческого роста! В г_ганте с лист_ями д_аметром до полутора метров с трудом узнаешь белокопытник – в Европе высота его не больше тридцати сантиметров.

В сахалинских травах можно заблуди(т, ть)ся. И растут они здесь не по дням а по часам. Почему? Загадка.

Может быть особое обилие (не)которых микроэл_ментов в местах вулканической и горообразовательной деятельности и являе_ся виновником г_гантизма р_стений?

В пользу такой точки зрения говорят многие факты. На Памире многие р_стения завезённые из Европы растут гораздо быстрее дают большие урожаи. С куста здесь снимают по 10 кг помидоров. Дуб поднимае(т, ть)ся за год на 3 м…

Выясняя причины г_гантизма растений учёные и_ледуют и другие вещества – стимуляторы роста; некоторые из них уже хорошо изучены.

В 1950 г. было открыто нефтяное р_стовое вещество затем японские биологи выделили такой стимулятор из болезнетворного грибка.

Может быть и на Сахалине учёные обнаружат в почве неизвес_ый стимулятор роста?

Задания

1. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните правописание восстановленных слов.

2. Найдите предложения, осложнённые вводными словами, причастными и деепричастными оборотами.

3. Разберите по составу слова: горообразовательный, болезнетворный.

_____________________________________________________________________________________

Карточка № 5

Судьбы рек

Арт_риями жизни и колыбелью культуры были в прошлом многие реки мира. На их берегах возникали большие города в плодородных реч_ных д_линах расцветали очаги земл_делия по рекам люди уходили в неизвес_ность, открывать мир.

Сколько рек на нашей планете? Разве можно ответить?

И у каждой реки свой вид свой нрав своя судьба.

В по_небесье берут своё начало горные реки. Их русла глубокие, скалистые ущелья. Низвергаясь с гор вода разрушает самые проч_ные породы. Огромные ма_ы песка глины валунов несёт она с горных склонов. И чем выше место рождения горной реки, тем больше её разрушительная деятельность.

Реки б_рущие своё начало в озерах часто с первых же шагов широки и многоводны. Это Нева Ангара…

На Южном Урале в Оренбургской области протекает река Бердянка – приток реки Урал. В своём верхнем течени_ она несёт пресную воду а в нижнем – солёную. Загадка (пресно)солёной реки коне_но (не)сложная. Вода станови(т, ть)ся солёной встретив на своём пути залежи каме_ой соли.

И в Якутии есть солёная река. Её так и зовут Солянка. Там где она протекает много мощных пластов соли, пр_крытых извес_няками. В Солянку несут свою воду подземные (речки)родники. Пробиваясь (из)под земли они просачиваются через сол_ные отложения и насыщенные поваре_ой солью попадают в реку.

На Урале в Пермской области притоки реки Чусовой вдруг и_чезают под землёй. Место где они и_чезают здесь называют нырком а где появляются – вынырком.

Река Кумыш протекает под землёй целых шесть километров а затем вырывается на поверхность.

Но пожалуй самая интересная на Южном Урале река Сим. Встретив на своём пути скалу она и_чезает под ней. Со всех сторон это место окружает лес. (Как)будто здесь и (не)было реки. Только дальше, вниз по течению, в густых зарослях кустарника снова слышен шум воды – (из)под каме_ых глыб появляе(т, ть)ся многоводный речной поток.

Ещё более любопытен ключ на правом берегу той же реки Сим. Он выт_кает из утёса но как? Мес_ные жители называют его проп_дающим. Три минуты вода с силой бьёт (из)под скалы а следующие три минуты его (не)видно – ключ отдыхает.

На те_итории бывшей Югославии есть река которая сначал_ теч_т в узком ущелье а затем скрывается в огромных пещерах. Пройдя длинный путь по подземным галереям она и_чезает в глубокой трещине. Каков её дальнейший путь – (не)извес_но. Учёные пытались выяснить это с помощью красящих веществ. Окрашенную ре_ную воду обнаружили во многих исто_никах вокруг.

И_ледуя морское дно учёные находят там… утонувшие реки. Когда(то) миллионы лет назад их погл_тило море.

Реки великие разрушители. (Не)преста_о вгрызаются они в свои берега. Проходит время меняется русло бывает что река совсем уходит с проторё_ых путей.

Задания

1. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

2. Найдите предложение, соответствующее схеме

[, ( ), ].

3. Объясните все случаи постановки тире.

_____________________________________________________________________________________

Карточка № 6

Глобусы Петра I

Глобус(великан) путеше_вовал около 4 лет. Сначала морем а затем по болотистым лесным дорогам. Его тащили на себе сотни крестьян согна_ых из окре_ных деревень.

В Петербурге заморскую диковинку подаре_ую Петру одним из германских герцогов поместили для всеобщего обозрения в помещении где раньше жил… слон.

Снаружи подарок был обычным глобусом с диаметром превышавшим 3 метра. Самое интересное было внутри. Пройдя туда через (не)большую дверь человек попадал в звёздный мир. На расположе_ых здесь скамейках могли разместиться 10–12 наблюдателей. Над ними бл_стела золотом ро_ыпь созвездий.

Это был первый в России пл_нетарий. До наших дней дожил другой ре_кий глобус подарок го_андцев по которому учился молодой Пётр. Сдела_ый из меди он имел 170 см в поперечнике. Земной шар изображё_ый на нём ещё во многом (не)соотве_твовал действительности. Ошибо_ыми были оч_ртания Америки Азии совсем (не)было Австралии.

Поз_нее петровский глобус передали Навигацкому училищу готовившему первых моряков русского флота, а теперь его можно увидеть в Государстве_ом Историческом музее в Москве.

Задания

1. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните правописание восстановленных слов, постановку знаков препинания.

2. Расскажите о правописании н и нн в прилагательных и причастиях.

_____________________________________________________________________________________

Карточка № 7

На краю земли Российской

В Беринговом проливе находя(т, ть)ся острова Большой и Малый Диомиды которые отличает одна редкая особенность между ними проходит так называемая линия перемены дат. Она конечно условная подобно меридиану или экватору. Из Берингова пролива эта линия тяне(т, ть)ся на юг по Тихому океану (ни)где (не)к_саясь суши. Когда её перес_кает корабль (или самолёт) на нём изменяют календарную дату: на судах идущих из Америки в Азию один день пропускается, а на встречных кораблях один и тот же день считается дважды.

Так вот, острова Диомида, (не)смотря на то что находятся они совсем рядом (между ними менее четырёх километров), живут постоянно по двум календарям: на Малом Диомиде суббота, на Большом – воскресенье. Почему необходимо такое исправление в календаре?

Пут_шестве_ики считают дни по восходам и закатам. Сколько раз для них взойдёт и зайдёт солнце столько дней они и н_считают в корабельном журнале. Если они будут плыть 1000 дней с запада на восток, то для плывущих с востока на запад пройдёт только 999 суток. Ведь они сделали один оборот вокруг земной оси во встречном направлении.

Что(бы) ошибок (не)происходило и была установлена по международному соглашению линия перемены дат.

Задания

1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

2. Объясните причины постановки двоеточия.

_____________________________________________________________________________________

Карточка № 8

В путь со спелеологом

Сказ_ный, ф_нтастический мир открывае(т, ть)ся человеку попавшему в пещеру.

Самая большая в мире пещера Мамонтовая в США. В ней гр_ндиозные гроты глубочайшие проп_сти множество подземных озёр две большие реки. Подземный замок прот_нулся на 240 к_лометров.

(Не)далеко от уральского города Кунгура находи(т, ть)ся знаменитая Кунгурская лед_ная пещера. В ней 68 гротов соединённых узкими длинными переходами 36 озер. Они остались здесь, в вечном заточении под землёй, от древней реки создавшей когда(то) этот громадный дворец.

Первый грот этой пещеры называется Бри_иантовый. Стены и потолок его покрыты крупными криста_ами льда. Освещё__ые они переливаются всеми цветами радуги подобно уральским самоцветам. Сверху лед_ные криста_ы св_сают гроздьями напоминая сверкающие хрустальные люстры.

Много веков работала здесь вода откладывая раств_ре_ую известь украшая пещеру ст_лактитами и ст_лагмитами.

Кунгурская пещера – четырёх_этажная. Наиболее обширны гроты второго этажа. Под ним находится (не)и_ледова_ый нижний этаж который ещё формируется подземными водами.

Одна из самых красивых пещер в Крыму – Тысяч_головая. Высокие своды её проп_дают в темноте. Пр_чудл_вые коло_ы подымаются (в)высь. Один зал ст_лактитового дворца(пещеры) следует за другим подымаясь всё выше и выше в гору.

Обследуя пещеры учёные порой сталкиваются с явлениями которые могут испугать (не)посвящё_ого. То слышится стра_ая музыка словно кто(то) пытается играть на флейте повторяя заданный урок; то доносится чьё(то) бормотание. Чаще всего этому находится какое(то) объяснение.

(Не)редки под землёй и зрительные и_юзии. Яма в несколько метров глубиной кажется бездо_ой а маленькая лужа озером во мраке едва ра_еива_мом светом фонаря теряется ощущение размеров и пропорций, всё кажется пр_увеличе_ым.

Да мало ли какие открытия и чудеса ждут нас в мире подземных пустот!

Задания

1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

2. Какую роль играют в этом тексте обособленные члены предложения?

Кунгурская ледяная пещера

_____________________________________________________________________________________

Карточка № 9

Шаровая молния

Ещё недавно считалось что шаровые молнии явление в природе очень ре_кое. Но теперь, после того как были собраны и проанализированы многие тыс_чи сообщений о встречах с огне_ой загадкой, этого пожалуй не скажешь. Шаровая молния довольно частая спутница гроз…

Природа её до сих пор скрыта за семью замками. Учёные высказывают всё новые г_потезы о происхождении шаровой молнии. Одна из гипотез пр_надлежит академику П. Л. Капице. Шаровую молнию по его мнению питают радио(излучения) возникающие при грозовых разрядах. Шаровые молнии возникают там, где радио(волны) достигают наивысшей инт_нсивности.

Это объяснение хорошо согласуется со многими особе_остями шаровой молнии она иногда катится по поверхности различных предметов (не)оставляя ож_гов. Она чаще всего проникает внутрь помещения через дымоходы, окна и даже не(большие) щели.

Но (не)смотря на попытки учёных объяснить это явление известное людям уже тысячи лет шаровая молния так и остаётся загадкой.

Задания

1. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

2. Найдите и подчеркните вводные слова в тексте, определите их разряд.

Источник: Ромашко Т. М. Карточки для самостоятельной работы. (8–9 классы). (Тексты из книги В. А. Мезенцевой «И вечный поиск». М.: Детская литература, 1989) // Русский язык. – 2001. – № 19 (283). – С. 9–10.

*

См.:

Повторяем орфографию

https://multiurok.ru/blog/povtoriaiem-orfoghrafiiu.html

Повторяем пунктуацию

https://multiurok.ru/blog/povtoriaiem-punktuatsiiu.html

Категория: Русский язык
06.08.2017 01:43


© 2017 1288

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!