СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Пожалуй, нет в человеческом теле органа, который ученые исследовали бы более интенсивно, чем мозг. Тысячи добровольцев ежедневно сканируются в лабораториях по всему миру, чтобы светила науки смогли выяснить, что происходит в наших головах, когда мы злимся, пугаемся или сопереживаем кому-то. Но, как ни парадоксально, в геометрической прогрессии растет и количество мифов о мозге.
Если верить шумерским летописям (а писали шумеры на глиняных табличках), исследовать мозг люди начали еще в пятом тысячелетии до нашей эры: существуют археологические находки, которые дают основание предполагать, что уже тогда эпилепсию пытались лечить трепанацией черепа. Впрочем, наверняка с плачевными результатами. Систематически собирать данные о работе мозга стали уже во времена Римской империи: эту тенденцию связывают главным образом с именем Галена – знаменитого хирурга, который в целом приложил немало усилий к становлению анатомии и физиологии как отраслей науки.
В XVI веке знаковые открытия в этой области совершил Андреас Везалий, однако до нового времени изучение мозга сводилось в основном к формированию представлений о его строении. И лишь во второй половине XX века с развитием технологий мы получили возможность положить человека в сканер МРТ и увидеть, какие зоны полушарий активируются, когда он радуется или грустит. А чуть раньше начала формироваться особая область знаний, получившая название «нейронауки» и включающая в себя множество дисциплин: от психофизиологии до когнитивной нейробиологии.
Значит ли это, что теперь мы знаем о мозге все? Вовсе нет. Почему объектом мифотворчества становится именно мозг, а не, например, сердце или печень? Ответ на этот вопрос очень прост. Устройство, функции и принципы работы сердца и печени нам в целом понятны – пусть и в самых общих чертах. О предназначении какой-нибудь селезенки или слепой кишки мы и вовсе не задумываемся до тех пор, пока дело не доходит до их лечения или оперативного вмешательства.
О мозге же мы с самого детства знаем, что это – важнейший орган, но разобраться в том, как он работает, простому смертному, кажется, практически невозможно. То есть на самом деле задача эта вполне выполнимая, но она требует усидчивости и исследовательского любопытства. Поэтому куда проще в своих представлениях о мозге ориентироваться на популярную литературу и байки, распускаемые парапсихологами.
Размер имеет значение?
Мифов о мозге – великое множество, но самые распространенные из них обычно связаны с его размерами: вероятно, это объясняется все той же склонностью людей упрощать окружающие их явления. Изучить мозг в разрезе доведется на своем веку немногим из нас: для этого нужно поступить на соответствующий факультет. Ну, или хотя бы стать постоянным посетителем музея естественной истории. А вот человека с большой головой видно невооруженным глазом!
Вот – лишь несколько мифов, так или иначе касающихся объема мозга, а заодно и его формы:
«Если говорить, к примеру, о математических способностях или решении тестов на IQ, то здесь человек действительно явно «умнее» животных, - рассуждает
Однозначно можно утверждать лишь то, что у человека в процессе эволюции сформировалась высшая нервная деятельность, более совершенная, чем у других животных. У нас есть способность обобщать и вводить понятия, вследствие чего появился язык и вообще навык обмениваться информацией – так называемая вторая сигнальная система. Но я не думаю, что можно вообще сравнивать «ум» человека и животного, так как «ум» животных отлично выполняет все свои функции. В противном случае они бы пали жертвами естественного отбора».
Полузнание – хуже незнания
Очевидно, что практически любой бытовой миф является хоть и очень искаженным и своеобразным, но все-таки отражением реальности. Например, изыскания криптозоологов обычно основываются на утверждениях людей о том, что они «видели какое-то существо». И в зависимости от того, как на это существо посмотреть, кому-то оно справедливо покажется медведем, а кому-то – снежным человеком. Аналогичным образом дела обстоят и с мифами о мозге, некоторые из которых не лишены рационального зерна, но зерно это перемолото жерновами недопонимания и легковерия:
«Один из самых популярных мифов о мозге гласит: «человек использует мозг только на 10%», - рассказывает
Мифы как барьеры
Резонно предположить, что развенчать мифы о мозге получится в тот момент, когда он будет полностью изучен: например, антропологов постоянно ругают за то, что они все никак не найдут «недостающее» звено между обезьяной и человеком, а пока оно не названо, на его место народная молва норовит впихнуть кого угодно: от йети до рептилоида. И неважно, что какого-то одного, конкретного звена на самом деле нет, а есть множество звеньев, на примере которых можно постепенно проследить путь от обезьяноподобных предков до рода Homo. Более того, останки очень многих из них уже найдены.
«Одной из основных проблем современной науки о мозге является тот факт, что мозг представляет собой что-то вроде «суперкомпьютера» с огромным количеством алгоритмов, путей и реакций, - рассказывает
Разумеется, разнообразные легенды о мозге, как и любые антинаучные теории, начнут отмирать, когда популяризация науки будет вестись на государственном уровне. Пока же они, увы, не только отворачивают людей от достоверной информации, но и имеют социальный эффект. Порой нам кажется, что мы не сможем добиться поставленной цели только потому, что наш мозг какой-то не такой: слишком маленький или большой, слишком «мужской» или «женский», слишком «натренированный» или, наоборот, «вялый».
«Существует распространенный миф о том, что творческие, изобретательские и другие «гениальные» способности заложены в нас от рождения, - говорит
© 2017, Синягина Юлия Викторовна 515