СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Цель: создать условия для формирования у обучающихся понятия о роли воды в природе и её значении в жизни живых существ.
Планируемые результаты:
Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды в природе. Описывать применение воды в хозяйстве человека. |
Оценивать результаты своих наблюдений, удерживать цель деятельности до получения ее результата; анализировать собственную работу. |
Пересказывать и понимать тексты о природе. Описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка. |
Оборудование: Презентация, экран, проектор, ноутбук, видеозапись мультфильма "Королева Зубная щетка"; плакаты «Чистота – лучшая красота», «Чисто жить – здоровым быть»; посылка от Мойдодыра, предметы личной гигиены, конверт с письмом, кувшин с водой, тазик, рисунок Мойдодыра на листе ватмана, новые зубные щетки.
Этапы урока |
Ход урока (деятельность учителя и учащихся) |
Формирование УУД |
Ι. Актуализация знаний |
– А теперь отгадайте ещё одну загадку: <Приложение 2> (показ слайдов. 2) Очень добродушная, Я мягкая, послушная, Но когда захочу Даже камень источу. (Вода) – Так какое вещество мы сегодня будем изучать? – Ребята, а что бы вы хотели узнать о воде? (ответы детей) |
Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) формируем умение представлять информацию в виде схемы; 3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; 6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника; 7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания |
– Сегодня мы узнаем об огромной роли воды в природе, о свойствах воды и об экологических проблемах, связанных с водой. 1. Роль воды в природе. – Давайте послушаем стихотворение: <Приложение 2> (показ слайдов. 3-9) Вы, слыхали о воде? Говорят, она везде! В луже, в море, океане, И в водопроводном кране. Как сосулька, замерзает, В лес туманом заползает. Ледником в горах зовется, Лентой серебристой вьется. Средь высоких стройных елей Рушится потоком селей. На плите у нас кипит, Паром чайника шипит, Растворяет сахар в чае. Мы ее не замечаем, Мы привыкли, что вода - Наша спутница всегда. Без неё нам не умыться, Ни наесться, ни напиться! Смеем вам мы доложить: Без воды нам не прожить. – Что вы узнали из стихотворения о воде? – Как вы думаете, много ли воды на Земле? 1). Вступительное слово учителя. <Приложение 2> (показ слайдов. 10) С приходом воды появляется жизнь. Пропала вода и жизнь становится невозможной. Потому что вода – эликсир жизни. Подарив людям воду, природа дала нам бесценное богатство. Посмотрите на глобус. Такой видят космонавты Землю из космоса. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный — голубой. А все потому, что этой краски на нем больше, чем белой, зеленой, коричневой. Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты. Вода занимает 3/4 поверхности земного шара. Вода повсюду. И в воздухе, и в почве, и под землёй. Вода входит в состав любого живого организма. – Ребята, а как вы думаете, если воды на нашей планете так много, нужно ли её беречь? Почти всё живое на Земле не может обойтись без воды. Звериные тропы в лесу ведут к водопою. Птицы летят к рекам и озёрам. Люди издавна выбирали себе место у воды, строили себе дома, сёла и города. – Без воды не вырастишь ни пшеницы, ни яблок, ни груш. Тысячи лет может пролежать зерно в сухой земле, но придёт вода – и зерно прорастёт. Даже безжизненную пустыню можно превратить в цветущий сад, если провести туда воду. – В теле животных вода обычно составляет больше половины массы. А тело медузы на 90—95% состоит из воды. Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды. Вода входит с состав крови, которая разносит по всему организму питательные вещества. Испаряясь с поверхности нашей кожи, вода регулирует температуру нашего тела. – А теперь, ещё раз давайте повторим какое значение играет вода в природе? Значение воды в природе: – для питья (Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди). – кормит (Но вода не только “поит”, но еще и кормит — по морям и океанам днем и ночью плывут тысячи рыболовных судов). – среда обитания (В реках, морях и океанах и около них живут растения и животные) – средство гигиены (Вода моет всех людей, животных, города, машины, дороги) – в быту (Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни конфеты, ни лекарства, – ничего не сделать без воды). – дорога (Еще вода — это самая большая и удобная дорога. По ней днем и ночью плывут суда, везут разные грузы, пассажиров). – электроэнергия и полезные ископаемые.(Вода “добывает” электрический ток, работая на электростанциях, в воде добывают полезные ископаемые) – красота, познание и отдых (Люди стремятся изучить подводный мир, они наслаждаются красотой водных просторов, отдыхают около водоёмов) 2. Свойства воды. Вот она какая вода! – Но это всё стало доступно человеку только после того, как он хорошо изучил свойства этого вещества. Сейчас мы с вами с помощью опытов определим свойства воды. Практическая работа (Дети работают по группам. У каждой группы есть ключ к выполнению опыта) (I группа выполняет три опыта) Опыт 1 Определить какова прозрачность воды? – В стакан с водой опустите ложку. – Видна ли она? – О каком свойстве воды это говорит? Вывод: вода. (прозрачна.) Опыт 2. – Определить какого цвета вода? – На столе у вас лежат цветные полоски бумаги (красная, зелёная, жёлтая, синяя, белая) – С их помощью вы определите цвет воды. – Приложи и сравни цвет воды и цвет каждой полоски. – Можно ли сказать, что вода синяя? Зеленая? Желтая? Красная? Белая? – Каков же цвет воды? Вывод: вода. (бесцветна) Опыт 3. – Каков запах воды? – Когда мама печет пироги, аппетитный запах ты почувствуешь за дверями квартиры. Тонкий аромат издают духи, цветы. – А чем пахнет чистая вода ? – Понюхай ее и сделай вывод. Вывод: вода. (не имеет запаха) Опыт 4 (2 стакана, 2 ложки, сахар и глина) – Насыпьте в один стакан с водой сахар, а в другой столько же глины. – Помешайте воду. – Что вы заметили? – О чем говорит этот опыт? (Вода растворила кристаллы сахара, а часть глины осела на дно). Вывод: вода —. ( растворитель, но не все вещества в ней растворяются). – Подумай те где человек использует это свойство? (Учитель готовит три раствора: первый стакан — медный купорос, второй стакан — марганцовка, третий стакан — напиток в порошке). – Вода растворила кристаллы, и мы получили вещества, нужные человеку для опрыскивания кустов от вредителей (раствор медного купороса), для дезинфекции ран (раствор марганцовки) и для употребления в пищу — напиток. Когда мы умываемся, тоже используем свойство воды — растворять грязь ФИЗМИНУТКА |
Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение работать в паре. Регулятивные УУД: 1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные УУД: 1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. |
ΙΙΙ. Применение нового знания |
– А какие природные явления, связанные с водой вы знаете? – А какой бывает дождик? – Покажите пальчиками как стучит тихий дождик. – Дождик усиливается, пошёл очень сильный дождь. – Дождик заканчивается, идёт тише – тише. Ну вот и совсем перестал. Выглянуло солнышко и вся природа потянула к нему свои руки. И мы потянемся. Вот она какая, вода! 3. Причины загрязнения и охрана воды. Для человека очень важно знать свойства воды, так как в своей деятельности он очень тесно соприкасается со всем живым на нашей планете, чья жизнь невозможна без воды. Вода — одно из главных богатств на Земле. – Ребята, а что будет если исчезнет вода? А такая угроза существует. Давайте послушаем сказку. <Приложение 2> (показ слайдов 17 – 19) – Среди полей и лесов, окружённая травами да кустарниками, текла речка – чистая и прозрачная. К реке спешили животные, чтобы напиться; дети – чтобы искупаться; рыбаки наловить рыбы. Все любили эту реку! Но вот однажды река загрустила, потому что стала она разноцветной: серой, жёлтой, красной, чёрной… Плачет малая речонка, Одолел речонку страх. Стала речка тонкой – тонкой, Обмелела на глазах. – Собрались вместе обитатели реки, а узнать друг друга не могут. Улитка – Соседка, почему ты такая красная? Красная рыбка – На берегу нашей речки построили завод и провели к воде две трубы. Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Вот я и стала от сточных вод красной. Улитка – А ты почему жёлтая, как лимон? Жёлтая рыбка – Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот прошёл сильный дождь. Ручей принёс мутный поток. Чего там только в нём не было: и удобрения, и ядохимикаты и отходы. Пожелтела наша заводь. Улитка – А ты, подружка, чего такая фиолетовая? Фиолетовая рыбка – Видела бы ты, какой на мне лежал груз? Банки, брёвна, даже колёса. Можно ли это выдержать? От такой натуги я и краснела, и синела, и зеленела… Вот и стала фиолетовой, еле – еле выбралась из под мусора. Улитка – Ой, а это ещё кто? Чёрная рыбка – Не пугайтесь, подружки. Я такая же рыбка как и вы, только почернела от нефти, которую возили по нашей речке. Нефть покрыла воду тонкой плёнкой, стало нечем дышать, нечем питаться, а на берегу лежат утки и умирают. Их крылья слиплись от нефти. Улитка – Да, уж досталось вам. – Ребята, скажите, отчего загрязняется вода в реках, озёрах и морях? <Приложение 2> (показ слайда 20) – А кто главный виновник в этом? (человек) От загрязнения воды страдает все живое, она вредна для жизни человека. Поэтому воду — наше главное богатство, надо беречь! – Как люди охраняют воду от загрязнения? <Приложение 2> (показ слайда 21) (Строить очистные сооружения; строить предприятия, где нет сточных вод; не бросать мусор; не мыть машины около водоёмов.) |
Духовно-нравственное развитие и воспитание: 1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые; 2) гражданско-патриотическое воспитание; 3) воспитание трудолюбия, способности к познанию; 4) воспитание здорового образа жизни; 5) экологическое воспитание; 6) эстетическое воспитание. |
VI. Итог Рефлексия |
– Молодцы, ребята. На следующем уроке мы продолжим изучать тайны воды. А сейчас скажите, что нового вы узнали на уроке? – О каких свойствах воды вы узнали? – Какие свойства воды человек чаще всего использует в быту? – Почему воду нужно беречь и охранять? Дети.– Вода входит в состав любого организма. – Вода – это жизнь, красота и здоровье. – Вода – помощник человека – Количество пресной воды ограничено – Вода загрязняется |
© 2015, Хализева Маргарита Викторовна 1153