СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Какая бывает вода?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создать условия для формирования у обучающихся понятия о роли воды в природе и её значении в жизни живых существ.

Планируемые результаты:

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды в природе.

Описывать применение воды в хозяйстве человека.

Оценивать результаты своих наблюдений, удерживать цель деятельности до получения ее результата;

анализировать собственную работу.

Пересказывать и понимать тексты о природе. Описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка.

Оборудование: Презентация, экран, проектор, ноутбук, видеозапись мультфильма "Королева Зубная щетка"; плакаты «Чистота – лучшая красота», «Чисто жить – здоровым быть»; посылка от Мойдодыра, предметы личной гигиены, конверт с письмом, кувшин с водой, тазик, рисунок Мойдодыра на листе ватмана, новые зубные щетки.

Этапы урока

Ход урока

(деятельность учителя и учащихся)

Формирование УУД

Ι. Актуализация знаний

– А теперь отгадайте ещё одну загадку: <Приложение 2> (показ слайдов. 2)

Очень добродушная,

Я мягкая, послушная,

Но когда захочу

Даже камень источу. (Вода)

– Так какое вещество мы сегодня будем изучать?

– Ребята, а что бы вы хотели узнать о воде? (ответы детей)

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

– Сегодня мы узнаем об огромной роли воды в природе, о свойствах воды и об экологических проблемах, связанных с водой.

1. Роль воды в природе.

– Давайте послушаем стихотворение: <Приложение 2> (показ слайдов. 3-9)

Вы, слыхали о воде?

Говорят, она везде! В луже, в море, океане,

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает.

Ледником в горах зовется,

Лентой серебристой вьется.

Средь высоких стройных елей

Рушится потоком селей.

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы ее не замечаем,

Мы привыкли, что вода -

Наша спутница всегда.

Без неё нам не умыться,

Ни наесться, ни напиться!

Смеем вам мы доложить:

Без воды нам не прожить.

– Что вы узнали из стихотворения о воде?

– Как вы думаете, много ли воды на Земле?

1). Вступительное слово учителя. <Приложение 2> (показ слайдов. 10)

С приходом воды появляется жизнь. Пропала вода и жизнь становится невозможной. Потому что вода – эликсир жизни. Подарив людям воду, природа дала нам бесценное богатство.

Посмотрите на глобус. Такой видят космонавты Землю из космоса. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный — голубой. А все потому, что этой краски на нем больше, чем белой, зеленой, коричневой. Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты. Вода занимает 3/4 поверхности земного шара. Вода повсюду. И в воздухе, и в почве, и под землёй. Вода входит в состав любого живого организма.

– Ребята, а как вы думаете, если воды на нашей планете так много, нужно ли её беречь?

Почти всё живое на Земле не может обойтись без воды. Звериные тропы в лесу ведут к водопою. Птицы летят к рекам и озёрам. Люди издавна выбирали себе место у воды, строили себе дома, сёла и города.

– Без воды не вырастишь ни пшеницы, ни яблок, ни груш. Тысячи лет может пролежать зерно в сухой земле, но придёт вода – и зерно прорастёт. Даже безжизненную пустыню можно превратить в цветущий сад, если провести туда воду.

– В теле животных вода обычно составляет больше половины массы. А тело медузы на 90—95% состоит из воды.

Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды. Вода входит с состав крови, которая разносит по всему организму питательные вещества. Испаряясь с поверхности нашей кожи, вода регулирует температуру нашего тела.

– А теперь, ещё раз давайте повторим какое значение играет вода в природе?

Значение воды в природе:

– для питья (Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди).

– кормит (Но вода не только “поит”, но еще и кормит — по морям и океанам днем и ночью плывут тысячи рыболовных судов).

– среда обитания (В реках, морях и океанах и около них живут растения и животные)

– средство гигиены (Вода моет всех людей, животных, города, машины, дороги)

– в быту (Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни конфеты, ни лекарства, – ничего не сделать без воды).

– дорога (Еще вода — это самая большая и удобная дорога. По ней днем и ночью плывут суда, везут разные грузы, пассажиров).

– электроэнергия и полезные ископаемые.(Вода “добывает” электрический ток, работая на электростанциях, в воде добывают полезные ископаемые)

– красота, познание и отдых (Люди стремятся изучить подводный мир, они наслаждаются красотой водных просторов, отдыхают около водоёмов)

2. Свойства воды.

Вот она какая вода!

– Но это всё стало доступно человеку только после того, как он хорошо изучил свойства этого вещества.

Сейчас мы с вами с помощью опытов определим свойства воды.

Практическая работа (Дети работают по группам. У каждой группы есть ключ к выполнению опыта) (I группа выполняет три опыта)

Опыт 1

Определить какова прозрачность воды?

– В стакан с водой опустите ложку.

– Видна ли она?

– О каком свойстве воды это говорит?

Вывод: вода. (прозрачна.)

Опыт 2.

– Определить какого цвета вода?

– На столе у вас лежат цветные полоски бумаги (красная, зелёная, жёлтая, синяя, белая)

– С их помощью вы определите цвет воды.

– Приложи и сравни цвет воды и цвет каждой полоски.

– Можно ли сказать, что вода синяя? Зеленая? Желтая? Красная? Белая?

– Каков же цвет воды?

Вывод: вода. (бесцветна)

Опыт 3.

– Каков запах воды?

– Когда мама печет пироги, аппетитный запах ты почувствуешь за дверями квартиры. Тонкий аромат издают духи, цветы.

– А чем пахнет чистая вода ?

– Понюхай ее и сделай вывод.

Вывод: вода. (не имеет запаха)

Опыт 4 (2 стакана, 2 ложки, сахар и глина)

– Насыпьте в один стакан с водой сахар, а в другой столько же глины.

– Помешайте воду.

– Что вы заметили?

– О чем говорит этот опыт?

(Вода растворила кристаллы сахара, а часть глины осела на дно).

Вывод: вода —. ( растворитель, но не все вещества в ней растворяются).

– Подумай те где человек использует это свойство?

(Учитель готовит три раствора: первый стакан — медный купорос, второй стакан — марганцовка, третий стакан — напиток в порошке).

– Вода растворила кристаллы, и мы получили вещества, нужные человеку для опрыскивания кустов от вредителей (раствор медного купороса), для дезинфекции ран (раствор марганцовки) и для употребления в пищу — напиток.

Когда мы умываемся, тоже используем свойство воды — растворять грязь

ФИЗМИНУТКА

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

ΙΙΙ. Применение нового знания

– А какие природные явления, связанные с водой вы знаете?

– А какой бывает дождик?

– Покажите пальчиками как стучит тихий дождик.

– Дождик усиливается, пошёл очень сильный дождь.

– Дождик заканчивается, идёт тише – тише. Ну вот и совсем перестал. Выглянуло солнышко и вся природа потянула к нему свои руки. И мы потянемся.

Вот она какая, вода!

3. Причины загрязнения и охрана воды.

Для человека очень важно знать свойства воды, так как в своей деятельности он очень тесно соприкасается со всем живым на нашей планете, чья жизнь невозможна без воды.

Вода — одно из главных богатств на Земле.

– Ребята, а что будет если исчезнет вода?

А такая угроза существует.

Давайте послушаем сказку. <Приложение 2> (показ слайдов 17 – 19)

– Среди полей и лесов, окружённая травами да кустарниками, текла речка – чистая и прозрачная. К реке спешили животные, чтобы напиться; дети – чтобы искупаться; рыбаки наловить рыбы. Все любили эту реку!

Но вот однажды река загрустила, потому что стала она разноцветной: серой, жёлтой, красной, чёрной…

Плачет малая речонка,

Одолел речонку страх.

Стала речка тонкой – тонкой,

Обмелела на глазах.

– Собрались вместе обитатели реки, а узнать друг друга не могут.

Улитка – Соседка, почему ты такая красная?

Красная рыбка – На берегу нашей речки построили завод и провели к воде две трубы. Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Вот я и стала от сточных вод красной.

Улитка – А ты почему жёлтая, как лимон?

Жёлтая рыбка – Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот прошёл сильный дождь. Ручей принёс мутный поток. Чего там только в нём не было: и удобрения, и ядохимикаты и отходы. Пожелтела наша заводь.

Улитка – А ты, подружка, чего такая фиолетовая?

Фиолетовая рыбка – Видела бы ты, какой на мне лежал груз? Банки, брёвна, даже колёса. Можно ли это выдержать? От такой натуги я и краснела, и синела, и зеленела… Вот и стала фиолетовой, еле – еле выбралась из под мусора.

Улитка – Ой, а это ещё кто?

Чёрная рыбка – Не пугайтесь, подружки. Я такая же рыбка как и вы, только почернела от нефти, которую возили по нашей речке. Нефть покрыла воду тонкой плёнкой, стало нечем дышать, нечем питаться, а на берегу лежат утки и умирают. Их крылья слиплись от нефти.

Улитка – Да, уж досталось вам.

– Ребята, скажите, отчего загрязняется вода в реках, озёрах и морях?

<Приложение 2> (показ слайда 20)

– А кто главный виновник в этом? (человек)

От загрязнения воды страдает все живое, она вредна для жизни человека.

Поэтому воду — наше главное богатство, надо беречь!

– Как люди охраняют воду от загрязнения? <Приложение 2> (показ слайда 21)

(Строить очистные сооружения; строить предприятия, где нет сточных вод; не бросать мусор; не мыть машины около водоёмов.)

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.

VI. Итог

Рефлексия

– Молодцы, ребята. На следующем уроке мы продолжим изучать тайны воды.

А сейчас скажите, что нового вы узнали на уроке?

– О каких свойствах воды вы узнали?

– Какие свойства воды человек чаще всего использует в быту?

– Почему воду нужно беречь и охранять?

Дети.– Вода входит в состав любого организма.

– Вода – это жизнь, красота и здоровье.

– Вода – помощник человека

– Количество пресной воды ограничено

– Вода загрязняется

25.08.2015 13:39


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!