СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами.
В начальной школе действенным средством сохранения интереса к исследованиям становится творческое проектирование. Что же такое проект и исследование? В чем их сходство и различие?
- Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта, прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта, или состояния.
- Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проекта состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, - процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.
Проект - более широкое понятие - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
В основе метода проекта лежит развитие познавательных интересов, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе выполнения проекта, различают:
-исследовательские проекты
-творческие
-приключенческо-игровые
-информационные
-практико - ориентированные проекты.
В процессе проектной деятельности учащиеся развивают свой творческий потенциал и усваивают основополагающие закономерности построения современных технологий. Наиболее эффективными в образовательном смысле являются метод проектов, современные методы создания новых технических и технологических решений, технология игры.
Наверное, каждый педагог задавал себе вопрос: как научить детей тому, что поможет им во взрослой жизни. Чтобы человеку стать успешным, ему просто необходимо развиваться, ставить перед собой цели и уметь достигать их.
Но для этого нужно спланировать пути достижения этой цели; подобрать необходимые средства; освоить нужные методы и идти к намеченной цели, корректируя свои действия. Данный путь многие называли «методом проб и ошибок», набив при этом немало шишек. Поэтому задача школы заключается в том, чтобы научить детей действовать другими, наиболее эффективными способами. Но как это сделать? Ведь учитель действует в строго ограниченных рамках классно-урочной формы обучения. Я для себя нашла выход. Он нелёгок, но эффективен. Это применение метода проектов как в учебной, так и во вне учебной деятельности. Что же мы подразумеваем под данным методом?
Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы. Этот путь познания, способ организации процесса познания. Данный метод считаю универсальным средством развития человека. Он способствует реализации принципа связи обучения с жизнью, решает многие педагогические задачи. О методе проектов написано много книг и статей.
Начиная работу в данном направлении, главное - заинтересовать обучающихся и их родителей предстоящей работой.
Краткосрочные проекты я выполняю с ребятами на уроках изобразительного искусства.
Исходя из вышесказанного хочу привести примеры из своей практики.
Работа над проектами встречается в тематическом планировании во 2 и в 3классах по технологии.
2 класс:
Проект «Праздничный стол», где учащиеся собирают информацию по оформлению и сервировке стола. Собранную информацию оформляют согласно карте и вопросов юного технолога, которая приводится в учебнике, как пример оформления проекта. Практическая часть – это выполнение посуды из пластилина и предметов сервировки стола.
Проект «Деревенский двор» очень близок нам, так как мы жители села и дети проявляют свою фантазию и умение в создании деревенского дворика, где бегают животные из бумаги.
Проект «Убранство избы» в процессе изучения нескольких тем учащиеся создают макет крестьянской избы, в которой живет домовой, есть печь все к ней инструменты и посуда, домотканый коврик, неприхотливая мебель стол и скамья. Пополняется багаж знаний о жизни и быте наших предков. Во время выполнения работы над проектом у учащихся развивается творческая фантазия, приобретают навыки работы с разными материалами, они учатся работать в парах, где очень хорошо просматривается умение к сотрудничеству.
В 3 классе работа над проектом не сводится только к выполнению изделия и сбора дополнительной информации. Теперь весь материал требуется систематизировать, правильно оформить и главное мы учимся защищать свои проекты. Подробная инструкция к выполнению и оформлению проектов дана в учебнике и рабочей тетради.
Проект «Детская площадка» конструирование из цветной бумаги и картона.
Проект «Водный транспорт» конструирование из цветной бумаги и картона.
Проект «Океанариум» знакомство с подводным миром, его обитателями. Узнали значение нового слова океанариум, с профессиями людей, которые строят такие сооружения и учеными, которые ведут наблюдение за животными и исследуют их. Полученную на уроках информацию и добытую самостоятельно дети оформляют в проекте, завершением работы над проектом служит выполнение мягкой игрушки подводного обитателя, а главное найти применение этой игрушке.
Любой проект требует затрат времени, материала, помощи учителя и поддержки родителей.
Мало научиться выполнять какое-либо изделие или проект, моя главная задача научить ребят защищать свои работы. Здесь очень помогает план выступления, который предложен в учебнике и рабочей тетради.
Этапы работы над проектом на уроках технологии.
На уроках ребята узнают о том, как правильно оформить найденную информацию, распределив её по разделам. А разделы будут следующими:
толкование понятия;
исторические сведения об объекте (гипотезы древних людей);
научные факты об объекте;
стихи, загадки, приметы, пословицы, иллюстрации и т.д.;
дополнительные интересные сведения.
Позже я расскажу своим ученикам, в какой форме можно будет представить свои наработки, т.е. произойдет знакомство с формами презентации проектов. Кроме этого нужно уметь грамотно защитить продукт своей деятельности так, чтобы убедить одноклассников в том, что твоя точка зрения единственно правильная. Данный этап работы я надеюсь не вызовет трудностей, так как на других предметах ребята уже выполняли проекты пусть и с помощью родителей и имеют уже представление о предстоящей работе. Моя задача научить ребят защищать свои работы. Здесь нам поможет план выступления:
1. Название проекта.
2. Проблемный вопрос (конечная цель).
3. Актуальность темы (почему выбрал эту тему).
4. Как ты добивался поставленной цели? (проводил опыты, эксперименты, собирал информацию, проводил опрос, анкетирование и т. д.)
5. К какому результату ты пришёл? Какие выводы сделал?
6. Как оформил презентацию своего проекта? (газета, книжка-раскладушка, альбом и т. д.)
Оценивание проекта будет происходить уже по отлаженной схеме – смайлики и обоснование выбранной оценки. В этом ребятам поможет план: понравился ли тебе доклад? Чем?
Насколько понятным, убедительным и последовательным был ответ?
Достигнута ли цель проекта?
Как оформлена работа: аккуратно, интересно, красочно?
Анализируя проведённую работу, хочу отметить, что занятия проектной деятельностью помогли достичь следующих результатов:
возрос познавательный интерес обучающихся;
повысилась мотивация к учебной деятельности;
появился интерес к освоению компьютера;
совместная деятельность ребят ускорила процесс сплочения коллектива;
повысилась активность на уроках, исчезла боязнь неправильного ответа, излишняя застенчивость;
ребята стали более самостоятельными и коммуникабельными.
Работая над проектами с детьми младшего школьного возраста, я столкнулась с определенными трудностями.
у младших школьников низкая техника чтения, что затрудняет работу с большими объёмами информации;
ребята с трудом могут выбрать главную, значимую информацию;
не всегда получается аккуратно оформить продукт своей деятельности (приходится прибегать к помощи учителя и родителей).
Но все эти трудности ничто по сравнению с приобретёнными в процессе проектной деятельности умениями и навыками. Я уверена, что проведённая в начальной школе работа, поможет ученикам не только в дальнейшем обучении, но и во взрослой жизни.
© 2015, Cумкина Елена Антоновна 2367