СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование ключевых компетенций будущих учителей начальных классов в рамках освоения МДК 01.08. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование ключевых компетенций будущих учителей начальных классов в рамках освоения МДК 01.08. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом.

Тема учебного занятия. Использование современных технологий деятельностного типа для достижения планируемых результатов по музыке в начальной школе.

Цель: создать условия для овладения студентами ключевыми компетенциями через использование на учебном занятии по музыке в начальной школе технологии решения проектных задач.

Планируемые результаты:

- формирование ключевых компетенций:

организаторские - умение планировать работу и распределять её между членами группы; (ОК2)

проективные – умение проанализировать ситуацию, поставить цель, организовать процесс и представить результат; (ОК7)

коммуникативные – совершенствовать умения эффективного общения обучающихся друг с другом, навыки работы в команде (ОК 6) через групповую работу по подготовке «продукта» проектной задачи;

рефлексивные – через умение прогнозировать свои возможности, обдумывать свою деятельность.(ОК2)

- ПК 1.1. ПК 1.2. ПК 1.3. ПК 1.4: студенты овладеют методикой решения проектных задач на учебном занятии по музыке в начальной школе.

I. Организационный этап.

- Здравствуйте, уважаемые студенты и гости.

II. Этап актуализации знаний, формулирование темы, целей и задач урока.

  1. Анализ эпиграфа.

Явление взаимодействия различных смежных наук, всестороннее изучение педагогических процессов предполагает органичную связь педагогики с такими науками как философия, социология, психология.

(На столах в группах высказывания великих учёных, педагогов, философов, написанные на бумаге и разрезанные, м/у – собрать, прочитать, СЛАЙД.)

(во время работы на СЛАЙДЕ – текст: В.А. Сухомлинский – выдающийся педагог-новатор советской эпохи; Л.С. Выготский – советский психолог, основатель деятельностного подхода; Г.Спенсер – английский философ и социолог 19 века.)

(СЛАЙД)«Ребёнок должен быть не только школьником, но прежде всего человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями».

В.А. Сухомлинский.

«Великая цель образования - это не знания, а действия».

Г.Спенсер.

«Всё начинается деятельностью ребёнка» Л.С. Выготский.

- Актуальны ли эти слова сегодня? В чём сходство высказываний? (Стандарт, стр.7, п.8. «Портрет выпускника начальной школы»).

- Попробуем спрогнозировать тему нашего урока.

- О чём пойдёт речь сегодня? (Вероятно, речь пойдёт о развитии ребёнка, младшего школьника).

- Уточните. (Стандарт, стр.6, пункт 7. (1,2,3). (Важно! – Стандарт предполагает системно-деятельностный подход. Важнейший результат – развитие личности).

- А как этого достигнуть? (использовать на учебном занятии различные технологии). Какие? (Стандарт, стр.25, п.22 - 6). Спрогнозируйте тему занятия.

(СЛАЙД). Мне кажется, что тема может звучать и так…. «Использование современных технологий деятельностного типа для достижения планируемых результатов по музыке в начальной школе».

Какую задачу мы должны сегодня решить? (Получить первоначальный опыт использования современных технологий деятельностного типа).

2. Практическая работа с ФГОС.

- Стандарт устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Где это в ФГОС? Найдите. (ФГОС, стр.7, 2 раздел, пункт 9 – 3 группы).

- Что включают в себя требования к предметным результатам по всем предметам?

(СЛАЙД) Получение знания

Умения (специфические)

Предметные результаты Виды деятельности Преобразование знания

Применение знания

Элементы научного знания

- Согласно ФГОС НОО предметные результаты освоения ООП НОО с учётом специфики содержания обязательной предметной области «Искусство» и предмета музыки должны отражать: (Задание – найдите в документе – ФГОС стр.13, п.12.5)

- Что включают в себя метапредметные результаты? (познавательные универсальные учебные действия, регулятивные, коммуникативные).

- Конкретизацию требований освоения результатов ООП НОО можно увидеть в Примерной ООП. (ПАКЕТ1.)Посмотрите Примерную программу ООП НОО в части «Музыка». (Распечатки Примерной программы…) Что видим? Здесь прописаны результаты на конец 4 класса, на базовом и повышенном уровне.

- Достаточно ли этого? (нет, надо знать планируемый результат на конец каждого года обучения).

- В каком пункте рабочей программы это должно быть отражено? («Требования к разработке рабочей программы», её структура - Стандарт, стр.21, пункт 19.5).

- В каком разделе? (5).

- Рассмотрим рабочую программу учителя (распечатки – личностные, предметные и метапредметные результаты по годам обучения). ПАКЕТ 2

(Обращение к схеме выше) – А как происходит освоение знаний? (через использование разнообразных видов деятельности). С каким разделом рабочей программы соотносится данное положение? (Найдите: Стандарт, п.19.5,7 – «тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся»). ПАКЕТ 3.

- Какие виды деятельности знаете? (Игровая, рефлексивная, контрольно – оценочная, творческая, практическая, исследовательская, проектная).

- Найдите в тематическом планировании, какие виды деятельности планирует учитель. А исследовательская и проектная? (нет). Это важно? На что направлена проектная деятельность? (Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности). - Где это заложено в стандарте? (Вернуться к «Портрету выпускника» - «… владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом; доброжелательный, умеющий слушать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение…»).

- Действительно, одни из самых сложных в использовании - это исследовательская и проектная деятельность, особенно на уроках музыки. Почему сложно осуществить проект в начальной школе? (Это сложно в связи с возрастными и психологическими особенностями младшего школьного возраста, нет необходимых навыков, трудно удерживать цель, не умеют прогнозировать, планировать деятельность, именно поэтому дидакты считают, что прообразом, подготовительным шагом к будущей проектной деятельности могут стать проектные задачи).

- Что вам известно о проектной задаче? А мы решали их на уроках музыки? (нет). Давайте попробуем.

(Раздать экспертные листы. Приложение 1)

III. Проектная задача.

  1. Описание проектной задачи:

2214 год… В нашей Галактике, кроме планеты Земля, есть жизнь и на других планетах. К нам пришли 3 письма от других обитателей Вселенной, написанные универсальным языком искусства. Мы все разные, не понимаем друг друга. Они хотят общаться. А вы готовы?

- Прежде чем начать работу в группе, распределите обязанности, вписав свою фамилию напротив тематики заданий. Работаем самостоятельно. На решение задачи – 20 минут.

(формулируем критерии – на доске).

Критерии оценки «продукта» проектной задачи:

  • Доступность

  • Уникальность

  • Эстетичность

  • Оригинальность

  • Творческость

2

Создание образа инопланетных жителей

3

Создание языка планеты, понятного для общения с другими

4

Экскурсия по планете

5

Реклама планеты

Алгоритм решения проектной задачи (у каждой группы конверт)

1.Найдите аудиофайл на рабочем столе ноутбука «Музыкальное письмо» и прослушайте его.

  1. Обсудите в группе и определите основные характеристики жителей планеты, с которой к вам пришло письмо: их настроение, чувства, характер и т. д.

  2. Обсудите в паре и придумайте образ инопланетных жителей, соответствующий настроению услышанной музыки.

  3. Обсудите в тройке и придумайте язык жителей планеты, простой и понятный для общения с другими.

  4. Работаем вместе. Представьте, что на вашу планету прилетели гости и попросили провести экскурсию. Чем уникальна ваша планета?

  5. Обсудите в группе результаты выполнения заданий 2,3,4,5.

  6. В группе придумайте название и подготовьте рекламу своей планеты.

  7. Представьте свою планету (см. таблицу выше).

IV. Этап обобщения.

- Какое место занимает данная проектная задача в системе уроков музыки в начальной школе? (Тематическое планирование – нашли класс, тему.).

- Достижение каких планируемых результатов произошло в итоге решения проектной задачи? В каких документах можем посмотреть? (СЛАЙД). (Находим в Рабочей программе учителя «Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета для 2 класса – выделяем).

- Опишите суть технологии решения проектных задач. (Работа в группах) (СЛАЙД)

1.Проектная задача – это система или набор заданий, направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта», в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер.

2. В проектной задаче описывается проблемная (квазиреальная) ситуация, но напрямую задача не поставлена, учащиеся сами формулируют её.

3. Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действий, средств и приёмов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным.

4. Проектная задача содержит систему действий (заданий), которые должны быть выполнены группой детей.

5. Задача решена, если в итоге создан какой-то «продукт», который можно представить и публично оценить.

6. Это реальный «продукт» в виде схем, текстов, рисунков. И это нематериальный «продукт» - качественное изменение самого учащегося (группы учащихся).

V. Этап рефлексии.

- А какие ключевые компетенции сегодня могли формироваться у вас? (распечатки ПК и ОК - выбирают). (ПАКЕТ 4).

Оцените себя по предложенным показателям в баллах – 0 – 1 - 2. (ПАКЕТ5)

Самооценка уровня сформированности ключевых компетенций

2

Рациональность планирования своей работы (ПК1.1)

3

Гибкость в решении профессиональных задач (ОК3, ОК9)

4

Обоснованность выбора источников информации для решения поставленных задач. (ОК4)

5

Убедительность своей точки зрения в процессе дискуссий (ОК6)

6

Эффективность сотрудничества, оказания взаимопомощи, бесконфликтность в совместной деятельности. (ОК6)

7

Использование методики решения проектной задачи (ОК9)

8

Способность довести дело до логического конца в соответствии с поставленными целями (ОК7)

9

Обоснованность оценки эффективности и качества выполнения профессиональных задач (ОК2)

Уровни:

(Зелёный) 15-18 баллов – уверен в своих знаниях и умениях

(Жёлтый) 10-13 баллов – нужно ещё повторить

(Красный) 5-8 баллов – нуждаюсь в помощи.

(выбирают соответствующий цвет - кладут на стол).

- Кому необходимо ещё повторить материал по применению технологии проектных задач, то вы можете обратиться к литературе, которая вам в этом поможет. (СЛАЙД)

VI. Постановка домашнего задания

- Составить структурную таблицу. Проектная задача по музыке «Письмо из космоса». (Образец). (Приложение 2)

Всем спасибо. Занятие окончено.

Категория: Информатика
03.10.2019 11:09


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!