СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование практических и самостоятельных работ на уроках географии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Необходимо постоянно повышать свой педагогический уровень и мастерство. Основным направлением здесь считается - самообразование. В настоящий момент работаю над эффективностью использования практических и самостоятельных работ на уроках географии. Чтобы добиться реальных результатов обучения в своей педагогической деятельности я поставила следующую цель:

Способствовать формированию у детей представлений об общих знаниях, о системах Земли, о мире как о едином целом, через использование практических и самостоятельных работ на уроках географии тем самым, повышая качество обученности по предмету.

Для достижения поставленной цели выполняю следующую задачу:

  • Формирование практических и самостоятельных навыков учащихся, ведущих к достижению перспективных результатов обучения, повышающих качество облученности по географии.

Данная тема была выбрана для самообразования по причине того, что мною было замечено снижение качества обученности по предмету в целом и в отельных классах в частности. Но в тех классах, где большое внимание уделялось практической и самостоятельной деятельности учащихся качество обучения оставалось стабильным, либо повышалось.

Выявив такие результаты своей педагогической деятельности, я решила применить методику использования практических и самостоятельных работ и в других классах. В своих рабочих программах мною было составлено тематическое планирование практических работ, затем каждую практическую работу я оформляю на отдельном листе и во время урока раздаю учащимся для выполнения работы. Все практикумы хранятся в специальной систематизированной папке.

Уроки- практикумы – удачная форма работы, которая позволяет через практические действия вырабатывать, закреплять, совершенствовать умения и навыки, применять знания в новых ситуациях. Практическая работа может быть определена как деятельность, направленная на применение, углубление и развитие теоретических знаний в комплексе с формированием необходимых для этого умений и навыков (самостоятельное использование учебника, карт, статистического материала, наглядных пособий, географических приборов и т.д.). Практическая работа как бы подготавливает учащихся для выполнения самостоятельных работ творческого характера, к самостоятельному поиску новых знаний и овладение новыми умениями. Практическая работа, так же как и самостоятельная может быть и просто тренировкой, закрепляющей уже имеющиеся знания и умения. В ходе проведения таких практических работ, конечно, стараюсь заниматься индивидуально с теми учащимися, которые слабо усвоили практические навыки работы с источниками географических знаний. В процессе контроля практических умений и навыков, стараюсь проводить работы на более высоком уровне самостоятельности. Такая методика использования практических работ позволяет мне определить тех учащихся, кто нуждается в дополнительном времени обучения необходимым умениям, а так же дает возможность вычленить наиболее трудно усваиваемые ими умения.

Различаясь по характеру обучения (практика) и форме деятельности (самостоятельное приобретение новых знаний и умений), практические и самостоятельные работы взаимно дополняют друг друга. В процессе обучения самостоятельная работа может носить характер практической деятельности с картой, различными приборами, а практическая работа – заканчиваться приобретением новых знаний и умений. В процессе обучения самостоятельные и практические работы связаны самым тесным образом, взаимно переходят одна в другую, развиваясь и усложняясь по мере овладения учащимися новыми знаниями и практическими умениями. Для более интенсивного использования и самостоятельных работ на уроках, мною был подробно изучен теоретический материал каждого курса географии с целью выявления учебного материала, где можно и нужно использовать самостоятельные работы. Но на начальном этапе обучения практические работы предшествуют самостоятельным работам. Вначале учащиеся овладевают теоретическими знаниями, приемами учебной работы, простыми умениями и навыками, а уже потом используют этот опыт для выполнения самостоятельного исследования, получения новых знаний, новых приемов и умений. Самостоятельная работа, как правило, носит творческий характер и выполняется на более высоком уровне самостоятельной познавательной деятельности. Самостоятельные и практические работы составляют основу практических методов обучения.

Завершающим этапом практической и самостоятельной деятельности считаю выполнение и написание рефератов. В школьной практике реферат, как правило, рассматривается в первом значении, предполагая, что старшеклассники проведут активный поиск и глобальное изучение научной и научно-популярной литературы, а так же других видов источников по определенной проблеме, критически проанализируют и оценят их содержание, сделают соответствующие выводы.

Самостоятельность и творчество учеников проявляется уже на первом этапе рефератирования – в выборе темы. Предлагается общий, пространный перечень тематических направлений, а при индивидуальных консультациях темы конкретизируются с учетом интересов и возможностей школьников. Желательно, чтобы в итоге они звучали актуально, содержали элементы новизны, располагали к творчеству и к собственным открытиям.

Такая организация учебно-познавательной деятельности позволяет мне реализовывать поставленные цели и задачи, способствовать достижению запланированных результатов обучения. Таким образом, общее качество обучения по географии повысилось с 58% до 62%. Так в 8а классе качество повысилось с 50%до 60%, в 9а классе – с 80% до 85% и в 10 классе – с 57% до 75%. Учащиеся этих классов умеют самостоятельно работать, аргументировать свои ответы, отвечать на вопросы разного уровня сложности, в том числе предлагаемые на ЕГЭ по географии, и конечно успешно выполняют практические работы, предусмотренные программой.

Категория: География
21.07.2015 16:32


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!