СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эффективная система работы, повышающая качество обучения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Везде исследуйте всечасно,

Что есть велико и прекрасно,

Чего еще не видел свет.

М. В. Ломоносов

Что будет представлять собой наша географическая дисциплина в XXI веке. Какой интеллектуальный багаж мы перенесли из XX в XXI век. Роль географии становится такой важной и так существенно меняется в наше время. Причина в том, что мир меняется на столько быстро и существенно, что его уже трудно сравнивать с тем каким он был 5-10 лет назад. Каждый день происходит увеличение объема географической информации о Земле, причем этот объем увеличивается в течение почти каждых десяти месяцев. А география в условиях обновления содержания и насыщения, традиционных физико-географических курсов этнографическими, экологическими и социальными вопросами все более становится тем звеном, которое помогает человеку осознать тесную взаимосвязь естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом. Географическая информация проникает во все аспекты нашей жизни. География – наука богатая, когда речь заходит об информации, которой мы располагаем, и в этом никакая дисциплина нам не конкурент. Уровень географической культуры учащихся, а в дальнейшем и молодого поколения, во многом зависит от того, на какой высоте находится преподавание географии.

Чтобы добиться реальных результатов обучения в своей педагогической деятельности я поставила следующую цель:

  • Способствовать формированию у детей представлений об общих знаниях, о системах Земли, о мире как о едином целом, через использование практических и самостоятельных работ на уроках географии тем самым, повышая качество обучения по предмету.

Для достижения поставленной цели решаю следующие задачи:

  • Формирование географического мышления школьников, развитие словесно-логического и образного мышления, развитию свободно творчески мыслящей личности;
  • Формирование у учащихся знаний, умений и навыков по географии, обладание которыми поможет ориентироваться в современном мире и применять их для лучшего понимания устройства и функционирования планеты;
  • Формирование умений использовать географическую информацию для грамотного решения проблем, с которыми сталкиваются люди в различных сообществах, а так же решение проблем окружающей среды;
  • Формирование практических и самостоятельных навыков учащихся, ведущих к достижению перспективных результатов обучения, повышающих качество облученности по географии.

Для достижения данных целей и задач мне в первую очередь помогает школьное оборудование. Я считаю, что успешному предъявлению учебного материала способствует использование различных средств обучения, которые находятся в кабинете географии. Во-первых, кабинет оснащен необходимой мебелью, приспособленной для работы: рабочим столом и партами. В кабинете есть лаборатория, где хранятся специальные средства обучения: модели, приборы, коллекции минералов, макеты, гербарий, картины, таблицы, а также глобусы. В кабинете оформлен стенд "В мире географии" В кабинете и лаборатории хранятся вербальные средства обучения – учебники, справочники, текстовые таблицы, методическая литература, а также картографические пособия – атласы, настенные карты, настольные контурные карты, картосхемы, стенды "Физическая карта полушарий", "Новосибирская область", "Барабинский район", "План города Барабинска", "Политическая карта мира". Эти средства используются при формировании познавательных способностей учащихся.

Преподавание географии не может быть обеспечено только за счет средств обучения пособиями выпускаемой промышленностью. Конечно же, в наличии есть и самодельные пособия: карточки, схемы, рефераты, практические и самостоятельные работы. Огромный материал по актуальным вопросам современности предоставляет периодическая печать и другие источники дополнительной информации. Поэтому ежегодно стараюсь выписывать и приобретать: новые учебники, методическую литературу, журнал «География в школе», газету «География». Эти материалы активно используют и старшеклассники для подготовки докладов и рефератов.

Чтобы реализовать поставленные цели и задачи обязательно учитываю психологические и поведенческие свойства личности и уровень усвоения учащихся. Так как для моих учащихся характерны все три уровня усвоения, поэтому стараюсь учебный материал предъявлять с соблюдением таких принципов:

  • Принцип доступности – подача материала от простого к сложному, что позволяет каждому ученику успешно продвигаться вперед в познании;
  • Принцип гуманизации, который позволяет усилить внимание к личности школьника, к развитию его потенциальных возможностей;
  • Принцип практической направленности содержания образования усиливает внимание к формированию специфических умений и навыков школьников.

Главная роль в достижении поставленной цели, а также в повышении качества обучения, на мой взгляд, принадлежит содержанию образования. Включаю в содержание обучения все его четыре элемента: знание о мире, опыт осуществления способов деятельности, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к миру. При отборе содержания образования приоритетным считаю теоретические знания, так как, опираясь на них, способы деятельности, опыт творческой деятельности развиваю познавательные, творческие, практические и самостоятельные способности.

Содержание учебного материала предъявляется мною в виде логических схем, блок-схем, логических опорных схем, систематизирующих таблиц, планов, рисунков.

Использование различных видов учебного материала облегчает понимание, запоминание и усвоение учащимися знаний, помогает выделить главное, доказать и сформулировать ответы на вопросы учителя, а также сделать выводы и обобщения. Одни и те же формы используются не на каждом уроке, стремлюсь к разнообразию преобразования учебного материала, что делает уроки интересными для учащихся, активизируют их познавательную деятельность, повышают качество образования в отдельных классах и по предмету в целом.

Самым важным средством в повышении качества обучения является учебник.

Учебник – пособие не только для домашней работы, но и для работы в классе, на всех этапах урока. Текст учебника становится материалом для развернутой беседы, в том числе проблемной. Разумеется, текст учебника мною не повторяется механически, а дополняется примерами, свежими научными и информационными фактами, местным материалом, контрольными вопросами. Учебник – это не только источник информации, но и инструктарий для выполнения самостоятельных и практических работ. Объяснительное и самостоятельное чтение, анализ текста использую для выделения главного, составления планов, таблиц, вопросов, схем, определения понятий, сравнения. Особой областью работы с учебником считаю составление тезисов и конспектов. Использую опыт по составлению простых тезисов, в которых содержатся лишь положительные или отрицательные утверждения, а иногда и сложные, где мысль подкрепляется кратким доказательством.

Учебники по географии насыщены текстовыми картами и статистическим материалом. На основе их анализу учу детей сравнивать географические объекты, систематизировать сведения о них. Кроме этого провожу работу на уроке с фотографиями и рисунками учебника. Предлагаю учащимся использовать на уроках дополнительную литературу при подготовке докладов, сообщений, рефератов, при этом стимулирую их самостоятельную деятельность.

Конечно же, наряду с учебником, на уроках географии, картографические пособия занимают центральное положение среди средств обучения географии. Особую важность они представляют для формирования географических знаний, описания географических объектов, сравнения и наложения. Очень хорошо на своих уроках развиваю умения и навыки называть и показывать географические объекты на карте, а также наносить и подписывать эти объекты на контурной карте. Эти и другие умения, и навыки, такие как: определять, объяснять, оценивать, отрабатываются учащимися в процессах выполнения практических и самостоятельных и самостоятельных работ.

Мотив - побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей учащегося, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих его направленность. Немалую роль в повышении качества обучения играют способы положительной мотивации: показ значимости предмета, курса, темы; использую загадки, песни, стихи, отрывки из художественных произведений. Практикую необычное начало урока: предлагаю решить задачу, связанную с темой урока, сообщаю географические новости, формулирую проблемы. Все это вызывает у детей удивление, интерес. А там где возникает удивление, возникает процесс познания, мышления. «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс…» - говорил С.Л. Рубинштейн. Большую эффективность положительных мотивов дает оценивание работы детей на уроке. Выставление оценок комментирую, удачный ответ хвалю: «Молодец!», «Умница!», «Отлично!» ( Приложение №3)

Особое значение для поддержки внимания имеет разнообразие методов обучения.

В основе познавательной деятельности учащихся на своих уроках я использую следующие методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, проблемное изложение. Все они стимулируют и активизируют мыслительную деятельность учащихся, а так же влияют на повышения качества обучения по предмету. Но известно, что стандартное применение методов обучения даже при идеальной обработанности быстро надоедает школьникам. Ученики жаждут новизны методов, как и новизны содержания. Сочетание методов компенсирует недостатки отдельных из них и ведет к достижению цели урока.

Отследить результаты качества облученности можно в ходе контроля. В зависимости от времени, места и содержания урока, объема знаний осуществляю текущий, тематический и итоговый контроль. Задания выглядят в виде вопросов, задач, тестов, письменных и практических работ. По форме занятости сочетаю индивидуальные, фронтальные, групповые и парные формы контроля.

В практике моей работы используются различные типы уроков:

1.По дидактическим целям – изучение нового материала, комбинированные, обобщающего повторения;

2.По характеру познавательной деятельности – проблемные и непроблемные;

3.По форме проведениятрадиционные и нетрадиционные: уроки-экскурсии, уроки-практикумы,, путешествия, а в старших классах уроки – лекции, семинары, самостоятельные работы, зачеты.

Необходимо постоянно повышать свой педагогический уровень и мастерство. Основным направлением здесь считается - самообразование. В настоящий момент работаю над условиями формирования УУД обучающихся в рамках ФГОС ООО.

Уроки- практикумы – удачная форма работы, которая позволяет через практические действия вырабатывать, закреплять, совершенствовать умения и навыки, применять знания в новых ситуациях. Практическая работа может быть определена как деятельность, направленная на применение, углубление и развитие теоретических знаний в комплексе с формированием необходимых для этого умений и навыков (самостоятельное использование учебника, карт, статистического материала, наглядных пособий, географических приборов и т.д.). Практическая работа как бы подготавливает учащихся для выполнения самостоятельных работ творческого характера, к самостоятельному поиску новых знаний и овладение новыми умениями. Практическая работа, так же как и самостоятельная может быть и просто тренировкой, закрепляющей уже имеющиеся знания и умения. В ходе проведения таких практических работ, конечно, стараюсь заниматься индивидуально с теми учащимися, которые слабо усвоили практические навыки работы с источниками географических знаний. В процессе контроля практических умений и навыков, стараюсь проводить работы на более высоком уровне самостоятельности. Такая методика использования практических работ позволяет мне определить тех учащихся, кто нуждается в дополнительном времени обучения необходимым умениям, а так же дает возможность вычленить наиболее трудно усваиваемые ими умения.

Различаясь по характеру обучения (практика) и форме деятельности (самостоятельное приобретение новых знаний и умений), практические и самостоятельные работы взаимно дополняют друг друга. В процессе обучения самостоятельная работа может носить характер практической деятельности с картой, различными приборами, а практическая работа – заканчиваться приобретением новых знаний и умений. В процессе обучения самостоятельные и практические работы связаны самым тесным образом, взаимно переходят одна в другую, развиваясь и усложняясь по мере овладения учащимися новыми знаниями и практическими умениями. Для более интенсивного использования и самостоятельных работ на уроках, мною был подробно изучен теоретический материал каждого курса географии с целью выявления учебного материала, где можно и нужно использовать самостоятельные работы. Но на начальном этапе обучения практические работы предшествуют самостоятельным работам. Вначале учащиеся овладевают теоретическими знаниями, приемами учебной работы, простыми умениями и навыками, а уже потом используют этот опыт для выполнения самостоятельного исследования, получения новых знаний, новых приемов и умений. Самостоятельная работа, как правило, носит творческий характер и выполняется на более высоком уровне самостоятельной познавательной деятельности. Самостоятельные и практические работы составляют основу практических методов обучения.

Категория: География
21.07.2015 11:03


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!