СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интересно и полезно об особенностях восприятия и не только

Нажмите, чтобы узнать подробности

Всяческие преперинатальные, перинатальные и ранние (до 3 лет) «вредности» дают в первую голову так называемую «общемозговую симптоматику». Это угнетение структур ствола мозга со снижением репертуара доступных движений, их (оставшихся) качества, искажением психического тонуса по типу «раздражительная слабость».Механизм общий( и с аутизтом, с диспракцией, с гиперактивностью и т.д.) Помимо объективных проблем освоения предметной реальности из-за плохих движений и «скачущего» тонуса коры, подключается Объем Восприятия. Это такая маленькая фигнюшка в строении ЛЮБОГО познавательного процесса. Альтернативное название – «ультра кратковременная память». Менее полсекунды. Почему же два названия, про память и про восприятие? Потому что для понимания «что я вижу (слышу, осязаю и т.д.)» надо все детали охватить разом. Сигналы от рецепторов приходят последовательно (звук/видимая/осязаемая детал, второй звук, третий звук). Понимание (или, шире «опознание» стимула) идет симультанно. То есть, цитируя Т.Г. Визель мы не воспринимаем «кэ-о-шэ-ка», а сразу слышим «кошка». Понимая, о каком предмете речь. Далее включается уже кратковременная память, потому что «собирается» последовательный ряд из опознанных стимулов для понимания входящего сообщения в целом. «Сообщением» может являться и ситуация. Например, ждете транспорт на остановке. От сохранности кратковременной памяти понимание тоже может страдать, и сильно. Так, «альпинист зацепился кошкой за выступ скалы» явно использует другое, не базовое, значение слова «кошка». Никаких животных фраза не подразумевает. Итак, из-за ограничения движений мышц, в том числе головы и глаз, восприятие является тоннельным (как «шоры» у лошади на глазах). Флуктуирующая активация коры делает восприятие вдобавок стробоскопическим, т.е. отдельными вспышками. Информация идет не непрерывным потоком, а его обрывками. Низкий объем восприятия, а это тоже часть «общемозговой симптоматики» еще и не позволяет всю продравшуюся сквозь первые два барьера информацию объединить в один пазл. Ребенок видит разрозненные кусочки картинки (слышит отдельные части слов, осязает отдельные детали), которые крайне тяжело «привязать» к семантике как словесной, так и предметной. Признаки в поведении? Уже не малютка выхватывает из слова отдельные звуки и слова, пользуясь ими вместо всего слова. Трактовка этих звуков/слогов, как и у малышей до года-полутора, расширительная. Произвольно «включить» внимание – ну никак. Зато, если что-то надо – так вдруг целая фраза. Да, потому что объем восприятия «фоновый» может быть более сохранен, чем «направленный». Парадокс: зрение тоннельное-центральное, а объем восприятия лучше фоновый (который обслуживает периферию зрения). С другими модальностями такая же картина. Ребенок оказывается в ситуации «путника в сумерках».

Словарь:

«Симультанный способ восприятия - это единомоментное восприятие информации, когда мы «схватываем» сразу весь образ целиком, когда мы видим всю картину разом. Примером может быть восприятие рисунка или фотографии. Когда мы смотрим на картинку, мы видим ее сразу целиком, и она вся во всей своей полноте сразу предстает перед нами. Нам не нужно соблюдать определенный порядок, мы никогда не рассматриваем изображение сторого слева направо и сверху вниз. Наши глаза двигаются хаотично, останавливаясь на тех частях рисунка, где больше деталей или которые привлекли наше внимание. Здесь нет никаких алгоримов, мы сами вольны выбирать порядок рассмотрения явления.

«Симультаннное восприятие - одномоментное

«Стробоскопическое восприятие»- восприятие в условиях прерывистого наблюдения быстродвижущегося предмета неподвижным; восприятие быстрой смены изображений отд. моментов движения тела как непрерывного

«Туннельное восприятие - сосредоточение на части/малой части реальности при полном игнорировании всего остального.

Андрей Владимирович Цветков — доктор психологических наук, профессор. Специалист в области нейропсихологии и психологии личности, автор более чем 250 научных работ, из которых порядка 20 — монографии и учебные пособия. Научный руководитель Центра нейропсихологии «Изюминка».

Привожу только две книги, которые в силу моей специфики работы, меня заинтересовали.

1.«Нейропедагогика для учителей: как обучать по законам работы мозга»

Сотни и тысячи лет человечество учится, учит и разрабатывает методы обучения. Однако по сию пору этот процесс основан скорее на интуиции или же сугубо теоретических выкладках. А что по этому поводу «думает» мозг? Обучение с позиций законов работы мозга — и есть нейропедагогика. Автор видит своей целью не «весь мир насилия до основания разрушить», но дать учителям ключи к оптимизации своей деятельности.

2. «Гиперактивный ребенок: развиваем саморегуляцию»

В учебно-методическом пособии представлены как современные психологические и медицинские данные о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью, так и ответы на популярные вопросы родителей и педагогов по воспитанию гиперактивных детей в виде рекомендаций по нейропсихологической коррекции саморегуляции и познавательных процессов (психомоторики, предметных образов-представлений, мышления). Пособие адресовано психологам, педагогам и родителям гиперактивных детей.

13.12.2019 18:44


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!