СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационный опыт работы учителя технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

                «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев.

                  От пальцев, образно говоря, идут ручейки, которые питают источник творческой     мысли.

            Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».

Сухомлинский В.А.

Актуальность и перспективность опыта.

Я стремлюсь  научить школьников думать, анализировать, выдвигать идеи, творчески подходить к решению  любых задач, ценить прекрасное. Творческие люди быстрее адаптируются в обществе, на работе, лучше осваивают профессию и выполняют свое дело. Предмет «Технология» особенный. Он не только формирует у детей политехнический кругозор, знакомит с новой техникой, современными технологиями обработки материалов, помогает сориентироваться в мире профессий, но и дает возможность еще в школе приобщиться к созидательному труду. Умение много и хорошо делать своими руками – залог уверенности в себе. Современный социум, технический прогресс, сложные экономические условия в стране требуют развитие таких способностей человека как: мобильности, профессионализма, компетентности, умения ориентироваться в различных сферах науки, культуры и производства; постоянно совершенствующего свою компетентность, умеющего и желающего учиться.

Трудовая деятельность - это целенаправленная работа всего педагогического коллектива при постоянном взаимодействии с родителями; это кропотливый труд, состоящий из целого ряда взаимосвязанных мероприятий (школьные традиции, экскурсии, конкурсы, праздники …) в результате которых у учащихся формируются навыки самообслуживания; культуры поведения; воспитывается эстетический вкус.  А главное быть самостоятельным, знать свои возможности, с радостью раскрывать свои способности и в будущем стать востребованным человеком в обществе.

Важным аспектом педагогической деятельности учителя является возможность в процессе трудового  обучения сформировать устойчивую мотивацию к самопознанию и самосовершенствованию, через расширение функциональных возможностей побудить его к успешной творческой самореализации. Целенаправленная деятельность моя, как учителя, направлена на выявление и развитие у детей трудовых интересов и склонностей в соответствии с их личными способностями, потребностями и пригодностью к той или иной профессии.

Концептуальность. Наличие теоретической базы опыта.

В своей работе учитываю индивидуальные особенности   учащихся, использую коммуникативные методы обучения, провожу различные типы уроков как стандартные, так и нестандартные: урок – соревнование, урок – конкурс, урок – презентация, интегрированные уроки. При  обучении применяю различные типы заданий разного уровня сложности, обеспечивая дифференцированный подход к обучению, что позволяет полнее раскрыть творческие и интеллектуальные способности  учащихся, активизировать их познавательную деятельность. Исходя из возможностей ученика, условий обучения и материального обеспечения выбираю соответствующие виды труда, учитываю содержание программы (некоторые темы могут опускаться или по их образу разрабатываю новые для других видов труда), а также определяю время, необходимое на отработку содержания программной темы.

Занятия строю с учётом педагогической работы, они должны быть увязаны со всеми этапами урока, с содержанием учебного материала, с дидактическими целями и методами обучения. Трудовое воспитание  учащихся направляю на формирование мотивации позитивного отношения к труду как форме бытия и самореализации человека, к выбору профессии.

Новые социально-экономические условия жизни диктуют свои требования к детям. Поэтому учу воспитанников планировать и организовывать работу, оценивать результаты, находить и использовать необходимую информацию, владеть знаниями, умениями, использовать разные средства и пути преобразования материалов, информации в конечный потребительский продукт, творчески относиться к качественному осуществлению трудовой деятельности.

Наиболее эффективным, считаю в нашей школе, является индивидуальное и дифференцированное обучение. В разработанной программе по развитию творческих способностей, ребенку дается возможность начать свое обучение с любого раздела программы и выбрать то направление, которое он готов воспринять именно сейчас, исходя из своих реальных возможностей. Для этого предусматриваю разноуровневые практические задания по разделам в соответствии с уровнем развития учащегося и его возраста. Причём проявлять творчество в труде воспитанник сможет лишь в том случае, когда труд является посильным. Но перед ребенком не только ставится сложная задача, и предоставляется свобо­да в выборе средств, но и обязанность нести ответственность за свой выбор в качестве выполнения работы. Все это является дополнительным стимулом в освоении декоративно – прикладного искусства в будущем для более успешной социализации в обществе. Такая организация дополнительного образования вырабатывает целеустремленность, силу воли, значимость труда для их будущего. Работы, выполненные детьми на уроках, участвуют в выставках, что придает силу и повышает самооценку  учащихся, дает уверенность в завтрашнем дне.

В настоящее время одним из принципов образования является  гумманизация,  которая требует конкретных инновационных технологий, обеспечивая ее реализацию. Я использую технологию личностно – ориентированного обучения, которая помогает создать условия для самопознания, самоопределения и самореализации слабовидящих  учащихся.  Метод проектов является одним из ведущих направлений в личностно – ориентированном подходе к обучению учащихся. «То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, -  утверждал выдающийся психолог Л. С. Выгодский, - завтра он становится способен выполнить, самостоятельно… Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня». Этому во многом способствует выполнение творческих проектов.

Ведущая педагогическая идея.

Работа на уроках технологии у меня заключается в том, что одним из направлений работы является метод проектов, который всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Применение метода проектов является поиском путей решения проблем, которые в рамках традиционно используемых методов обучения решить невозможно в связи с различным стартовым уровнем знаний и умений школьников.

Кроме того, проектная деятельность позволяет учителю осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику, распределять обязанности в группах по способностям  учащихся и их интересам.

В ходе проектирования учитель является  консультантом: дает рекомендации по подготовке, сбору информации, вовремя направляет в верное русло, если ученики отошли от темы, обсуждает с учащимися этапы реализации проекта. Творческий проект учащихся, способ организации познавательно-трудовой деятельности школьника. Он предусматривает реализацию определенных потребностей людей, разработку,   проектирование и создание изделия, услуги, оценку качества, определение реального спроса на рынке товаров. Проект направлен на самореализацию личности в деятельности. При выполнении проекта учитываю индивидуальные способности учащихся, веру в творческие силы человека, в его возможности, идет «проектирование в человеке лучшего».

При выборе темы проекта учитываю уровень развития ребенка: сильным – сложное, слабым – по их реальным возможностям. Принимаю ученика таким, какой он есть, использую все хорошее и доброе заложенное в нем, его желания и способности которые станут основанием для создания, задуманного изделия. При его органи­зации над проектом учитываю возрастные и индиви­дуальные особенности ребенка. При работе над проектом ребенок работает самостоятельно, но во благо общества на коллектив, так как нацелен на социальные интересы. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, села, дома и т.п. Ребенок работает ради создания общественного блага, находя его применение на рынке товаров и услуг. Например: При выполнении проекта по теме «Изготовление декоративного панно для комнаты» ученик встает перед проблемой, для чего он будет изготавливать панно, где оно пригодится. Как изготовить? Находит решение. Работа по такой схеме, несет в себе организацию творческого пространства вокруг изготовления изделия. Выходом творческого проекта ребенка будет служить общественная значимость его работы, одобрение коллектива, приобретенные знания и умения при выполнении изделия, умение защитить свою работу, свой проект, развитие мышления через творческий поиск. Обучение проектным методам развивает личность как социально-значимую за счет включения ее в различные виды деятельности в реальных социальных и производственных условиях, прививает учащимся жизненно-необходимые знания и умения в сфере ведения домашнего хозяйства и экономики семьи, помогает адаптироваться в условиях конкуренции. Образовательная область «Технология» на основе проектного метода обучения предполагает не только «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития. Пройдут годы, и сегодняшние школьники создадут новые материалы и прогрессивные технологии. Им-то и предстоит возродить былую славу и гордость России. Проектная деятельность – это поиск, разработка, передача идей:  поисковый метод, метод экспериментов, исследовательский метод, реализация теории в практическую деятельность, подведение итогов. На первом этапе все предстоящие действия проектируются учащимися в теоретическом виде с обязательным выявлением возможных проблем и противоречий и с разработкой вариантов их преодоления.   Использование в  работе   проектные методы обучения,  которые способствуют раскрытию творческого потенциала, обеспечивают развитие и саморазвитие личности школьника. Наибольшую ценность имеют работы исследовательского характера, проводимые  с учащимися, как на уроках, так и во внеурочной работе, способствующие формированию аналитических навыков, умения работать с первоисточниками. Все это позволяет повышать не только качество знаний учащихся и их интерес к предмету, но и развивать индивидуальные способности школьников.

Учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения. Цель - развитие активной  творческой личности, способной самостоятельно приобретать новые знания и умения. Мотивы -   радость творчества, самосовершенствование, уверенность в себе, получение новых знаний и умений. Методы - преобладание активных методов: - проблемная, - эвристическая беседа, - диспут,- совместный поиск, - методы активизации  творческого мышления. Формы организации занятия – групповые и индивидуальные:- самостоятельная исследовательская работа, - дискуссия,- «мозговой штурм»,- консультация. Функции учителя – организация, координация и активизация творческого процесса, решение учащимися проблем, познавательных и практических задач. Функции учащихся – освоение способов приобретения знаний, овладение умениями по мере необходимости, совершенствование себя и окружающего мира. Статус учителя – помощник, советчик, консультант, старший друг.  Результат – развитая творческая личность, способная самостоятельно приобретать знания и умения, применять их в новой ситуации.

Формирование положительной «Я – концепции». (Ученик учится сам, а учитель осуществляет всестороннее управление его учением, т.е. мотивирует, организует, координирует, консультирует).

Трудовая подготовка учащихся, долгие годы существовавшая в российских школах, имела как положительные, так и отрицательные стороны.

1.Интерес учащихся к трудовому обучению был невысок, так как не был связан с потребностями и склонностями учащихся.

2.Мотивация школьников к предметно-преобразующей деятельности на уроках трудового обучения находилась на низком уровне, потому что учащиеся не видели социальной и личностной значимости своего труда.

Традиционные формы и методы организации трудового обучения не вовлекали школьников в исследовательскую деятельность, наиболее для них привлекательную. Планируя процесс обучения, решает, какие навыки полезны, а учителя обучают школьников, у которых нет выбора, чему и как учиться.   Такой подход можно считать односторонней передачей знаний:

учитель учит – ученик учится;

учитель говорит –  ученик слушает;

учитель активен –   ученик пассивен;

учитель субъект обучения – ученик объект обучения;

учитель думает – ученик воспроизводит знания, получаемые в   готовом      виде

При использовании метода проектов в технологическом обучении школьники включаются в творческую деятельность. Отношения учитель – ученик в корне меняются:

ученик определяет цель деятельности – учитель помогает ему в этом;

ученик открывает новые знание – учитель рекомендует источники   знаний;

ученик активен – учитель создает условия для проявления активности;

ученик субъект обучения – учитель партнер;

ученик выбирает – учитель содействует прогнозированию результатов выбора

Важная проблема для педагога – показать учащимся творческое содержание интересующих их профессий, так, как школьники должны осознавать необходимость социального творчества во всех сферах трудовой деятельности.     Совокупность применяемых мной форм, методов и приёмов обучения даёт положительный результат.

Оптимальность и эффективность средств.

В ходе выполнения работы над проектом у учащихся развиваются следующие способности:

• коммуникативная – способность к общению;

• проблемно – поисковая – способность решать жизненные вопросы;

• рефлексивная – способность к анализу совершенной деятельности.

Имея те или иные способности,  слабовидящие учащиеся активно проявляют себя в групповой проектной деятельности. Распределив все этапы выполнения проекта, учащиеся конкретно приступают к выполнению своего задания.

Начиная с 5 класса, учащиеся выполняют проекты  по выбору: изготовление швейного изделия, украшение интерьера кухни, столовой; сервировка стола к празднику; изготовление картины; лоскутная пластика, изготовление декоративных вязаных вещей; вышивка крестиком и гладью; изготовление цветов из бумаги и многое другое.

Каждый этап работы  внимательно и строго контролируется. Учащиеся осуществляют самостоятельную деятельность, включая в работу различные учебные дисциплины.

Результативность опыта.

Важная проблема для педагога – показать учащимся творческое содержание интересующих их профессий, так, как школьники должны осознавать необходимость социального творчества во всех сферах трудовой деятельности.     Совокупность применяемых мной форм, методов и приёмов обучения даёт положительный результат, о чём можно судить по позитивной динамике успеваемости в классах, в которых я преподаю технологию и по результатам проведённых школьных и районных мероприятий. Свои умения и навыки я с радостью передаю детям. Очень рада, когда горят творческим азартом глаза учащихся. Лучшие работы учащихся выставляются на конкурсы, фестивали, выставки. За последние годы ученицы неоднократно становились призерами и победителями школьных, районных  предметных олимпиад. Два года подряд учащиеся являются участниками и призерами  районного конкурса «Умелые руки» победителями и призёрами  районной научно- практической конференции. Принимаю участие в общественной жизни школы, провожу открытые уроки, выступаю на районных  семинарах, педагогическом совете  школы и на методическом объединении учителей « Технологии и ФК».

 Общественная активность педагога

Член  всероссийской политической партии ЕДИНАЯ РОССИЯ  с 2009 года.        Классный руководитель

 

14.01.2015 17:55


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!