СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Проектная деятельность на уроках технологии, работа с детьми с высокими способностями к ручному труду»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя технологии

Барашкова Егора Иннокентьевича.

1.Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Предмет «Технология» - особенный. Он знакомит детей с современными технологиями, помогает ориентироваться в мире профессий, приручает к сельскому труду, проявлять свою фантазию и индивидуальность, подготавливает их к самостоятельной и трудовой деятельности, делает детей помощниками родителей по работе по хозяйству.

На своих уроках стараюсь создать атмосферу здорового соперничества и сотрудничества. Учу школьников думать, анализировать, выдвигать идеи, творчески подходить к решению любых задач, предлагать свои способы по изготовлению изделий. Умение много и хорошо делать своими руками – залог уверенности в себе.

Одной главных в современном образовании является проблема раннего выявления, обучения и воспитания одаренных детей.

Тема инновационного педагогического опыта.

Методической проблемой «Проектная деятельность на уроках технологии, работа с детьми с высокими способностями к ручному труду» я занимаюсь несколько лет. Работаю по программе «Технология» в 5- 9 классах под редакцией В.Д. Симоненко. Своим опытом делюсь с коллегами, даю открытые уроки, выступаю на заседаниях методического объединения, педагогических советах.

Новые приоритеты в образовании побудили меня, к поиску современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения, а также поддержать интерес учащихся к творческой деятельности. Можно отметить, что сегодня наблюдается крайне редкое вовлечение большинства школьников в подлинно творческую деятельность, но многие не способны самостоятельно решать сложные жизненные задачи. В результате такие школьники становятся только объектами процесса познания окружающего мира. А необходимо организовать процесс обучения так, чтобы учащийся стал субъектом своей учебной деятельности, когда он осознает подлинные цели учения и целенаправленно выполняет учебную работу ради осуществления целей, принимаемых как личностно значимые.

Цель: развитие у учащихся интереса к учению, творчеству в области декоративно-прикладного искусства и художественного труда. Интерес и творчество в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубокому познанию предмета развивающего их способности.

Достижению моих целей на уроке способствуют следующие задачи:

- активация творческой деятельности одаренных детей.

- стимулирование и развитие познавательного интереса ребенка.

- сотрудничество учителя и обучающегося.

- эмоциональный настрой одаренного ребенка.

- формирование знаний умений и навыков.

2.Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Познавательная активность играет существенную роль в приобретении глубоких и прочных знаний и формировании личности ученика. Цель школы – научить думать, самостоятельно принимать решение, добывать знания и осуществлять это непосредственно с применением компьютерных технологий.

Внедрение личностно - ориентированных технологий обучения обеспечивают образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными способностями. В числе их: разноуровневое обучение, игровые технологии, информационно-коммуникативные технологии, различные методы обучения.

Моя ведущая педагогическая идея – развитие личности школьника, формирование творческих способностей в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого. Я принимаю ребёнка таким, каков он есть, вижу в каждом личность со своими особенностями и характером. В связи с этим особое внимание уделяю созданию условий для развития творческого потенциала каждого ученика. Я считаю, что необходимо учитывать физиологические особенности ребенка, различный уровень обучаемости, готовности к участию в творческой деятельности. Личностно-ориентированный подход к учащимся является важным условием развития творческих способностей школьников.

3.Теоретическая база опыта

Теоретическая база опыта опирается на многочисленные исследования инновационных подходов к обучению, содержащих и элементы компьютерных технологий.

Для формирования творческих способностей учащихся на занятиях трудового обучения, как правило, использую различные практические методы обучения, которые классифицируются по типу познавательной деятельности.

— репродуктивный (обяснительно-иллюстративный);

— воспроизводящий;

— проблемное изложение;

— частично поисковый (эвристический);

— исследовательский.

В практике работы лучше всего методы обучения использовать комплексно, что повысит надежность усвоения информации, сделает учебный процесс более эффективным, а, следовательно, и творческим. Несомненно, большое значение в трудовом обучении имеют практические методы. Их особенность заключается в том, что в деятельности учащихся преобладает применение полученных знаний к решению практических заданий. На первый план выдвигается умение использовать теорию на практике. Данный метод выполняет функцию углубления знаний, умений, а также способствует решению задач контроля и коррекции, стимулированию познавательной и творческой деятельности.

Практические методы — лучше других способствует приучению учащихся к добросовестному выполнению задания, способствует формированию таких качеств, как хозяйственность, экономность, умение подходить к процессу творчески и т.д.

Конструирование — основной метод, используемый в процессе трудового обучения учащихся всех возрастных групп. На передний план здесь выдвигается творческое применение знаний на практике в учебной мастерской или в домашнем холзяйстве.

Решение творческих задач — самостоятельное определение способа решения, поиск и нахождение закономерностей, ранее не известных, но необходимых при проектировании, а в дальнейшем и при изготовлении того или иного объекта, решения задач, содержащие поисковые творческие элементы, — побуждает искать и изучать необходимый теоретический материал.

Творческий проект на уроках технологии — это учебно-трудовое задание, в результате которого создаётся продукт, обладающий новизной. В соответствии с требованиями социального и научно-технического прогресса, творческие проекты по изготовлению изделий, пользующихся спросом, требуют знаний и умений предпринимательской деятельности. Это меняет не только содержание, но и методы обучения, вырабатывающие у учащихся качества личности, которые позволяли бы адаптироваться к новым социально-экономическим условиям. Так, при выполнении своего творческого проекта, учащиеся выполняют экономический расчёт, в котором отражают финансовые затраты на изготовление изделия, затраты времени, возможность массового производства, продажную цену и т.д. Как правило, учебные проекты содержат в себе проблему, требующую решения, а значит, формулируют одну или несколько задач. Эта задача должна быть привлекательна своей формулировкой и должна стимулировать повышение мотивации к проектной деятельности. Используя проектный метод обучения, дети постигают всю технологию решения задач — от постановки вопроса до представления результата.

4.Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы приемы воспитания и обучения.

Использование современных методов обучения привело к нестандартным подходам организации учебных занятий. Можно выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий.

Наиболее распространенные типы нестандартных уроков: уроки-соревнования, мастер-классы, уроки творческие отчеты, уроки-конкурсы, уроки-фантазии, уроки-игры и т.д.

При выборе методов работы я хорошо представляю себе уровень мышления каждого ученика, развитие его творческих способностей и учитываю имеющийся у него опыт предшествующей творческой работы. Для этого использую шкалу, отражающую пять уровней творческой подготовленности учащихся:

1-й уровень. Учащийся может изготовить изделие по предъявленной документации с внесением частичных изменений в чертеж, схему направленных на совершенствование формы изделия или рациональное расположение деталей и т.д.

2-й уровень. Ученику доступно изготовление изделий с доконструированием и самостоятельным внесением изменений в предъявленную технологическую документацию или отдельную схему.

3-й уровень. Ученик справляется с изготовлением изделий с предварительным оригинальным конструкторским усовершенствованием и самостоятельным внесением изменений в технологическую документацию или схему.

4-й уровень. Ученику посильна самостоятельная технологическая разработка оригинальной конструкторской идеи изделия (предложенной учителем) и его изготовление.

5-й уровень. Ученик способен самостоятельно обосновать и сформулировать оригинальную конструкторскую или рационализаторскую идею изделия, разработать документацию и изготовить изделие.

Уроки технологии — это уроки жизни. Сегодня, опираясь на свой опыт, по преподаванию технологии у девочек, с уверенностью могу сказать: для того чтобы стать хорошим учителем, одного желания и старания мало. Надо терпеливо и последовательно овладевать педагогическим мастерством, изучать психологические особенности школьников, предвидеть возможные затруднения при усвоении учебного материала, учитывать индивидуальность детей. Школьный предмет технология дает детям знания и умения, которые необходимы в обыденной жизни.

Уроки строю по следующей структуре учебной деятельности:

1 этап - учебно-познавательный мотив, мотив собственного роста, собственного усовершенствования.

2 этап - учебное задание, направленное на овладение необходимыми знаниями и умениями. Эти задания включают в себя проведение исследований, анализ, самостоятельное изучение определенных явлений, построение способов изучения и фиксацию результатов изучения.

3 этап - учебные действия, с помощью которых ученики решают учебные задания.

К ним относятся:

  • выделение проблемы из поставленной целью учебного задания.
  • выявление способа решения проблемы.
  • моделирование способов решения учебных проблем.
  • конкретизация и обогащение способов действий.
  • контроль за ходом и результатом учебной деятельности.

Принципы, которыми я руководствуюсь при обучении.

  • Принцип наглядности;
  • Принцип систематичности и последовательности знаний;
  • Принцип доступности и посильности;
  • Принцип сознательного и активного участия учащихся в процессе обучения;
  • Принцип прочности знаний учащихся;
  • Принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью;
  • Принцип научности обучения.

В содержании обучения включаю учащихся в процессы проектирования, конструирования, моделирования и исследования проекта в деятельности. Обеспечиваю интегративную основу обучения и синтез знаний учащимися в процессе выполнения проектов. Среди форм организации учебной деятельности использую самостоятельную исследовательскую работу на уроке и вне урока, дискуссии, мозговой штурм, интервью, консультации, конкурсы, защиты проектов.

При этом использую три основные формы организации учащихся:

  • фронтальная;
  • групповая;
  • индивидуальная.

5.Анализ результативности.

Данный опыт показал, что у учащихся 5 – 9 классов сохраняется достаточно устойчивый познавательный интерес.

Я убедилась, что использование современных образовательных технологий на уроках дает высокие результаты:

- развивает творческие способности учащихся, повышает их активность;

- способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации;

- помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету;

- развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом.

- способствует достижению высоких результатов учеников в творческих конкурсах и выставках разного уровня.

6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Трудности и проблемы при использовании опыта заключаются в том, что у сельской школы недостаточная материальная база. Данная проблема решается посредством проведения мастер-классов, организацией практикумов. Изготовлением своих собственных инструментов и заменой аналоговыми.

7.Адресные рекомендации по использованию опыта

Данный опыт рекомендую использовать как начинающим педагогам, так и педагогом с большим стажем работы.

Категория: Внеурочка
29.04.2019 14:45


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!