СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программно-методическое сопровождение учителя физической культуры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Теоретические основы организации методической работы учителя физической культуры

1.Организация методической работы в образовательном учреждении. Цель, задачи, содержание и направления деятельности методической службы. 2.Формы организации методической работы

3.Методическое объединение учителей физической культуры в школе. Планирование работы методического объединения.

1.Методическая работа - это постоянная и индивидуальная деятельность учителей по повышению своей научно-теоретической и методической подготовки, а также профессионального мастерства. Методическая работа выступает необходимой организационной основой для формирования инновационной направленности инновационной среды. Методическая работа может в значительной мере удовлетворить запросы учителей по совершенствованию научно-методической подготовки при условии принципов индивидуализации и дифференциации.

Управление методической работой в школе может протекать эффективно, если ее задачи, содержание ясно представляют себе учителя.

Целью методической работы в школе является повышение уровня профессиональной культуры учителя и педагогического мастерства для сохранения стабильно положительных результатов в обучении и воспитании учащихся.

Задачи методической работы в школе:

1.Оперативное реагирование на запросы учителей по насущным педагогическим проблемам. Знакомство с достижениями педагогической науки и педагогической практики, с новыми педагогическими технологиями с целью применения этих знаний для анализа и самоанализа педагогической деятельности.

2. Организация системы методической работы в школе с целью развития педагогического творчества и самореализации инициативы педагогов.

Пополнение информационного педагогического школьного банка данных о педагогическом опыте через обобщение и изучение опыта работы своих коллег.

3. Организация рефлексивной деятельности учителей в ходе анализа педагогической деятельности и выработки путей решения педагогических проблем и затруднений.

4.Оказание методической помощи учителям.

5.Анализ и обобщение педагогических достижений и способов их получения в собственном опыте, обобщение опыта нескольких учителей, работающих по одной проблеме.

6.Создание собственных методических разработок, адаптация и модификация традиционных методик, индивидуальных технологий и программ.

7. Вооружение педагогов школы наиболее эффективны ми способами организации образовательного процесса, анализа, экспертизы педагогической деятельности и деятельности учащихся в соответствии с современными требованиями к уровню обученности и воспитанности учащихся.

Содержание методической работы

1.Общекультурная подготовка учителя, расширение его кругозора, развитие интеллекта.

2.Методическая, мировоззренческая подготовка.

3.Частнопредметная подготовка.

4.Дидактическая подготовка.

5.Психолого-физическая подготовка.

6.Этическая и правовая подготовка.

7.Воспитательная подготовка.

8.Управленческая подготовка

9.Техническая подготовка.

Организация методической работы может существенно различаться в зависимости от типа школы, ее местоположения (городская или сельская), количества в ней учащихся и учителей.

2.Формы организации методической работы.

Методическая работа - целостная, взаимосвязанная система мер, направленных на повышение квалификации учителей, необходимых для данных конкретных условий той или иной деятельности.

Разнообразие форм методической работы определяется сложностью и многообразием стоящих перед ней целей, разнообразных конкретных условий, в которых находится школа.

Коллективные формы методической работы.

1.Семинары и практикумы:

- взаимосвязь теории и практики (практические упражнения с учителями);

- обеспечить обстановку творчества неформального общения;

- организовать дискуссию, диспут;

- коллективное решение специальных учебно-педагогических задач;

- приобщение к научно-исследовательской работе.

2.Научно-практическая конференция и педагогические чтения.

- это сфера проведения итогов работы коллектива школы, отдельных педагогов над актуальными проблемами;

- необходима предварительная работа с авторами докладов и выступлений;

- используется демонстрация наглядных пособий, фотографий, слайдов, ученических работ и др.

- сообщение, доклад, обсуждение, полемика, дискуссия.

3.Читательские и зрительские конференции.

- обсуждение художественных произведений, публикаций, литературы, педагогический крик статей с помощью вызвать интерес;

- на зрительские конференции проводятся коллективное обсуждение просмотренных кинофильмов, спектаклей, телевизионных передач, программ, посвященных школе.

4.Школа передового опыта группы наставников.

- знакомство с уроками и внеклассными мероприятиями своего наставника, с планом его работы и др. методическими документами;

- приглашение наставника на свои уроки;

- совместно с ним планирование урока, классных часов, получение консультации.

5.Индивидуальное наставничество, консультации, собеседования.

- обсуждение обучения самоанализа собственной деятельности;

- совместное обдумывание планов, проведение и анализ;

- иметь программу выращивания творческого учителя.

6.Методические выставки, бюллетени, стенгазеты.

В этих формах находит отражение единая методическая тема, в бюллетенях дается материал о ценных методических приемах, находках с насыщенных уроков.

7.Методический уголок и кабинет в школе.

Помещают текущую методическую работу; в кабинете собирают материал, наглядные средства, оформляют стенды, выставляют с целью активного обучения методической работе учителей.

8.Ролевые игры, мозговые атаки, творческие микрогруппы, обучающий семинар на основе открытых уроков и внеурочных мероприятий.

В форме ролевой игры может быть проведен урок или фрагмент урока. Работа в микрогруппах - 3-6 человек, объединяются на основе личной дружбы, психологической совместимости, интереса к проблемам. Цель - желание освоить какую-либо педагогическую технологию, методику.

9.Окрытые уроки и внеурочные мероприятия.

- учитель рассказывает о проекте урока;

- знакомит с творческой лабораторией;

- проводит открытый урок;

- самоанализ урока (реализация намеченного). Что удалось, почему;

- задаются уточняющие вопросы;

- высказывания присутствующих.

10.Педагогические советы (теоретические сообщения, опыт работы учителей, творческие отчеты).

11.Методические объединения. Организация взаимоконтроля и взаимопосещения. Выступление учителей с обменом опыта на заседаниях.

Работа над единой методической темой (проблемой).

Требования к теме:

1.Актуальность темы для данного коллектива.

2.Соответствие уровню педагогического развития коллектива.

3.Созвучие современных педагогических идей.

4.Выбор темы должен проводиться коллективно, с учетом мнения наиболее авторитетных членов коллектива.

5.Желательна связь единой методической темы с имеющимися передовыми педагогическими опытами, с конкретными научно-педагогическими исследованиями, проводимыми отдельными лицами или целым коллективом.

6.Методическая тема должна охватывать как учебную, так и воспитательную работу.

7.Выбранная тема не должна быть слишком мелкой, частной.

3.Методическое объединение учителей физической культуры в школе.

Планирование работы методического объединения.

Методическое объединение (МО) является структурным подразделением школы, способствующим совершенствованию методического обеспечения образовательных программ, росту профессионального мастерства педагогов. Оно создается для организации взаимопомощи в целях обеспечения современного уровня преподавания и повышения качества обучения подрастающего поколения, совершенствования учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении в целом.

Контроль за деятельностью МО осуществляется директором школы и его заместителем по учебно-воспитательной работе в соответствии с планами методической работы школы и внутришкольного контроля, утверждаемыми директором ОУ. Возглавляет работу МО председатель, назначаемый директором из числа наиболее опытных педагогов по согласованию с членами МО. Он должен иметь высшее профессиональное образование и педагогический стаж не менее 5 лет; работа организуется на основе планирования.

В течение учебного года проводится не менее 4 заседаний методического объединения учителей, то есть один раз в четверть; один практический семинар с организацией тематических открытых уроков, внеклассных мероприятий. Заседания оформляются в виде журнала протоколов. По каждому из обсуждаемых вопросов принимаются рекомендации, которые фиксируются в протоколе.

Планирование работы методического объединения зависит от многих внешних и внутренних факторов, включая программу модернизации российского образования в целом и задачи, стоящие перед конкретным образовательным учреждением в данный момент.

План работы составляется председателем МО в соответствии с планом работы школы, отражающим методическую тему, принятую к разработке педагогическим коллективом, учитывающим индивидуальные планы профессионального самообразования учителей на основе анализа работы за прошедший год. План рассматривается на заседании МО, согласовывается с заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе и утверждается директором школы.

Основными направлениями деятельности председателя ШМО являются:

- координация работы учителей МО по выполнению плана и учебных программ;

- отслеживание качества профессиональной деятельности учителей МО;

- организация повышения квалификации учителей МО через постоянно действующие формы обучения (тематические консультации, обучающие семинары, практикумы, «круглые столы», творческие отчёты и т.п.);

- создание информационного банка данных по учителям МО;

- проведение предметных олимпиад, конкурсов, организация проектной и исследовательской деятельности учащихся и учителей ОУ;

- изучение инновационных процессов в методике преподавания учебных предметов и выработка на их основе рекомендаций для учителей МО;

- анализ результатов образовательной деятельности по предметам;

- организация работы наставников с молодыми специалистами и малоопытными учителями;

Председатель МО выполняет следующие должностные обязанности:

- организует текущее и перспективное планирование работы МО и своей деятельности (годовой и месячный планы работы, циклограмма работы, расписание консультаций, перспективный и годовой планы повышения квалификации и прохождения аттестации учителями МО и др.) и после согласования его с заместителями представляет на утверждение директору ОУ;

- создаёт и ведёт банк данных учителей МО по установленной форме, определяет их потребности в повышении профессионального мастерства;

- посещает уроки и другие мероприятия, проводимые учителями, анализирует их и доводит результаты до сведения учителей МО;

- отслеживает своевременную подготовку и проведение школьного тура предметных олимпиад, конкурсов, обобщает и анализирует результаты и представляет их заместителю директора;

- обобщает информационно – аналитические материалы по вопросам деятельности МО и 2 раза в год (в декабре, мае) готовит обобщённый аналитический материал и представляет его заместителям директора по УВР, НМР;

- обеспечивает методическую помощь учителям МО в освоении инновационных программ и технологий, овладении методикой подготовки и проведения общешкольных мероприятий (олимпиады, конкурсы и т.д), консультирует учителей по вопросам организации учебно – методической работы;

- обеспечивает своевременность повышения профессионального мастерства и квалификации учителей МО, организует проведение обучающих занятий для молодых специалистов и вновь пришедших учителей;

- участвует в работе совещаний и планёрок у заместителей директора ОУ и информирует об итогах деятельности учителей МО;

- оказывает помощь заместителям директоров ОУ по подбору материала и пропаганде профессионального опыта учителей МО.

Рекомендации по планированию работы школьных МО.

В основе планирования работы методического объединения должны лежать следующие принципы:

-гуманизм;

-демократизация – активизация участия всех учителей в планировании деятельности МО;

-научность, аналитичность;

-системный подход – сбалансированность плана работы МО с планом работы школы;

-перспективность – направленность на конечный результат;

-преемственность – «связанность» всех планов в образовательном учреждении;

-ритмичность – равномерное распределение всех мероприятий в течение года между членами МО;

-конкретность;

-реальность – достижимость;

-динамичность – изменяемость под влиянием внешних и внутренних условий;

-принцип главного звена – выбор главных задач на учебный год.

При разработке плана работы методических объединений учителей-предметников необходимо учитывать особенности работы школы и специфику контингента учащихся; четко формулировать задачи, которые предстоит решать учителям МО в данном учебном году и выбирать наиболее эффективные виды деятельности для их решения.

План работы методического объединения должен содержать:

-анализ работы МО за прошедший учебный год;

-тему, цель и задачи на новый учебный год;

-систему работы по реализации целей и задач в новом учебном году.

Проблемно-ориентированный анализ работы МО за прошедший учебный год.

Анализ методической деятельности МО за истекший год выполняется на основе данных мониторинга эффективности работы.

Критериями успешности работы МО являются конечные результаты, тенденции развития образовательного процесса. Степень успешности определяется положительными изменениями, достигнутыми МО по сравнению с предыдущими годами.

Анализ работы учителей методического объединения должен содержать:

-сравнение с предыдущим учебным годом по всем показателям деятельности МО;

-аргументированность и точность оценок;

-установление причинно-следственных связей и доказательности выводов;

-использование диаграмм, таблиц, графиков, иллюстрирующих выводы;

-четкость и педагогическую обоснованность выводов и предложений.

Проблема (проблемы), которую(ые) необходимо решить.

Цель и задачи на новый учебный год.

Цель и задачи методического объединения на новый учебный год формулируются исходя из перспективных целей работы, определенных в Уставе школы, программе ее развития; анализа состояния работы МО, степени решения проблем в предыдущие годы; требований социального заказа; научных рекомендаций и реальных возможностей.

Конкретизируется цель в задачах по каждому направлению деятельности.

Основные направления деятельности методических объединений, по которым может осуществляться планирование работы:

1.Организационно-методическая работа.

Тематика заседаний МО.

Изучение, обобщение и распространение актуального педагогического опыта.

Работа методического кабинета.

Организация деятельности проблемных, рабочих, творческих групп.

Организация и проведение коллективных форм методической работы.

Организация взаимопомощи, взаимопосещения занятий.

Создание баз и банков данных, способствующих эффективной реализации методической деятельности.

2.Информационно - методическое сопровождение непрерывного образования педагогов.

Планирование работы преподавателей по самообразованию; распространение передового опыта работы и т.д.

График прохождения курсовой подготовки и планирование отчетов педагогов по материалам курсов.

Методические семинары, практикумы.

Подготовка и участие в конкурсах профессионального мастерства, конференциях, педагогических чтениях, фестивалях и т.п.

Творческие отчеты педагогов, рабочих и творческих групп.

Предъявление результатов самообразования педагогов в различных формах.

Информирование педагогов об УМК, новинках педагогической литературы, современных образовательных технологиях, результативности деятельности педагогов.

3.Информационно - методическое сопровождение инновационной (опытно-экспериментальной) деятельности.

Формирование информационно-методической базы инновационной деятельности.

Изучение инновационных технологий, создание условий для их внедрения учителями МО, прогнозирование результатов внедрения и сравнение прогнозируемых результатов с реальными.

Информирование о ходе реализации содержания инновационной (опытно-экспериментальной) деятельности.

Методические мероприятия для педагогов, направленные на повышение их педагогического мастерства и позволяющие наиболее качественно реализовать инновации в образовательном процессе (семинары, практикумы, консультации, открытые уроки, мастер-классы, творческие отчеты др.).

4.Информационно – методическая поддержка подготовки и проведения аттестации педагогических кадров.

График аттестации педагогических кадров.

Открытые занятия, творческие отчеты аттестуемых педагогов.

Изучение и анализ результатов работы педагога.

Экспертиза материалов аттестуемого педагога.

5.Информационно - методическое сопровождение деятельности педагогов по подготовке к итоговой аттестации обучающихся 9-х классов в новой форме и 11-х классов в форме и по материалам ЕГЭ.

Инструктивно-методические совещания (изучение методических писем и рекомендаций).

Практические занятия по заполнению бланков регистрации, бланков ответов.

Практикумы по методике тестирования.

6.Мониторинг эффективности методической работы.

Отслеживание хода и результативности деятельности учителей МО, выявление причин, оказание помощи педагогам при отрицательной и изучение опыта при положительной динамике.

Диагностика профессионального мастерства педагогов.

Заполнение профессиональной карты педагога.

Анкетирование педагогов по выявлению эффективности методической работы.

Создание банка статистических данных, необходимых для анализа результативности методической работы.

В зависимости от специфики предметов в план работы методического объединения могут включаться и другие разделы.

Все заседания методического объединения планируются с учетом целей и задач МО на данный учебный год. В целях более полного и глубоко изучения рассматриваемых на заседании МО методических проблем в повестку дня включается не более 3х вопросов.

Назначение плана в практической деятельности предъявляет следующие требования к качеству планирования:

- полнота – обеспечивается включением в план необходимых и достаточных действий для достижения цели;

- целостность, скоординированность – обеспечивается согласованностью действий по содержанию и срокам;

- сбалансированность и реалистичность по всем ресурсам;

- рациональная степень детализации – обеспечивается рациональной степенью обобщенности и конкретности запланированных действий;

- контролируемость – обеспечивается возможностью оценить промежуточные и конечные цели;

- устойчивость к сбоям – состоит в возможности своевременно выявлять и устранять сбои;

- реалистичность с точки зрения сроков реализации;

- гибкость планирования – обеспечивается устойчивостью к сбоям, вариативностью.

Критериями оптимальности планов работы методического объединения учителей-предметников являются общественная значимость целей и задач, определенных для МО на учебный год, построение плана на основе анализа, единство целей и планируемой работы, реальность (выполняемость) планов.

5.Одна из важных форм организации методической работы – открытые уроки. Открытый урок в отличие от обычного – специально подготовленная форма организации методической работы, в то же время на таком уроке протекает реальный учебный процесс. Особую значимость приобретают нестандартные, нетрадиционные уроки.

На открытом занятии преподаватель показывает, демонстрирует коллегам, свой позитивный или инновационный опыт, реализацию методической идеи, применение методического приема, метода обучения. Открытое занятие имеет методическую цель, в которой отражается то, что преподаватель хочет показать посещающим.

На открытом уроке преподаватель показывает, демонстрирует коллегам свой позитивный или инновационный опыт, реализацию методической идеи, применение методического приёма или метода обучения.

Для открытого занятия может использоваться любой вид учебных занятий по любой форме обучения. Проведение открытого урока рекомендуется ограничить временными рамками в соответствии с расписанием. За это время предоставляется возможность продемонстрировать не только структурные элементы урока, но и педагогические находки преподавателя.

Подготовка открытых мероприятий не отличается коренным образом от подготовки обычных уроков. Однако необходимость достижения методической цели открытого урока накладывает отпечаток на его структуру, состав и сочетание методических приемов и средств обучения. Преподаватель, показывающий открытый урок, должен обеспечить достижение методической цели через выполнение целей урока – освоения обучающимися знаний, умений и навыков, изучение которых запланировано. И самоанализ урока осуществляется в двух аспектах: с точки зрения достижения методической цели и с точки зрения освоения обучающимися учебного материала.

Итак, следует понимать, открытое занятие, в отличие от обычного, имеет методическую цель, в которой отражается то, что преподаватель хочет показать посещающим данное занятие.

Педагогу, готовящему открытый урок, можно дать следующие рекомендации.

Открытое занятие обязательно должно иметь новизну. Новизна может относиться к содержанию учебного материала или методикам его изучения. Но в любом случае открытое занятие должно содержать новое для посещающих, ибо то, что хорошо использует сам педагог, нет смысла наблюдать на открытом уроке коллеги.

Открытое занятие отражает решение методической проблемы, над которой работает преподаватель

Открытое занятие должно показать (доказать) преимущества (высокую эффективность) инновации.

При проведении открытого занятия соблюдаются все требования к учебно-воспитательному процессу.

Для посещающих, обязательно готовятся рабочие места. Места должны располагаться за спиной обучающихся, чтобы посетители не отвлекали их внимание.

Число посетителей на открытых уроках не может быть безграничным. Открытые уроки и их содержание не должны противоречить учебным программам. Нельзя непомерно расширять содержание учебного материала, чтобы показать новую методику, недопустима организация изучения проблем, не включённых в программу. Не рекомендуется также увеличивать время, отведённое на изучение тем.

Недопустима «репетиция» открытого урока с одной и той же учебной группой. Это требование нарушается повсюду: педагоги предварительно готовят обучающихся к уроку, «проигрывают» его и т.д., называя всё это подготовкой открытого урока.

Рекомендуется сообщить обучающимся о проведении открытого урока. Это подготовит их к ситуации, когда на уроке будут сидеть посетители.

Открытое занятие – это не обычное учебное занятие, а публичное выступление. А любое публичное выступление должно подчиняться законам драматургии. Готовя открытый урок, преподавателю надо суметь так всё срежиссировать, чтобы на его уроке было интересно всем.

Категория: Физкультура
06.01.2022 22:37


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!