СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской компетентности у учащихся начальных классов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

(пр.) Как важно научить ребят видеть в чтении не неизбежную и скучную необходимость, а удовольствие; в книге - не «орудие пыток», а друга, у которого можно спросить совета и найти ответ на жизненно важный вопрос, а в писателе - не картинку на стене, а личность неординарную, интересную!

В последнее время многие учителя и родители недовольны тем, что дети не любят читать. Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Но заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь!

(пр.) Выдающийся ученый, советский психолог Л.С. Выготский считал, что «прежде, чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею».

Проблема как раз в том, как заинтересовать ребенка, какие методы и приемы применить, чтобы мотивировать его к чтению. У всех детей разные вкусы и многими программными произведениями можно раз и навсегда отбить у ребенка любовь к чтению, которая толком еще и не зародилась. Безусловно, это комплексная проблема и однозначного ее решения вывести невозможно. Однако необходимо выработать и применять на практике некоторые приемы для приобщения учеников к креативной (творческ. или нетрадиционной) работе с художественными текстами, а вместе с тем и для формирования у них читательской компетенции.

(пр.) «Безучастное перелистывание страниц, холодное наблюдение за происходящим в книге - это не чтение. «Любование искусством писателя и поэта, смакование слова и сочетаний слов, восторг по поводу удачного выражения, изумление перед мастерством изображения и описания, волнение, вызванное глубиной мысли, — вот чтение"- говорил советский и российский публицист и журналист, теоретик педагогики Симон Львович Соловейчик. Любование, смакование, восторг, изумление, волнение в своей совокупности и составляют феномен, называемый читательским интересом.

Чтение – это функциональное, базовое умение для образования и жизни в современном обществе. Однако во всем мире отмечается тенденция: падение престижа чтения и ухудшение навыков чтения. Современные дети в гораздо большей степени зрители, чем читатели и слушатели. Книга не «уходит», она в большей мере остается в качестве источника информации, но с большим удовольствием и интересом дети обращаются к Интернет и компьютерным играм. Это необходимо учитывать.

(Пр.) Чтение детей – это ключ к жизни в информационном обществе. Но в начале XXI века дети читают «не то» и «не так».

Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. Цель уроков по литературному чтению - воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого себя.

(пр.). Многие дети при работе с текстом затрудняются:

  • Определять тему и главную мысль произведения
  • Делить текст на смысловые части и составлять план пересказа
  • Составлять небольшое монологическое высказывание
  • Содержательно отвечать на вопросы
  • Анализировать и понимать поэтическое произведение
  • Анализировать причины поступков героев.

(пр.). Задачами учителя начальной школы являются:

  • Развивать у учащихся потребность в чтении как в источнике дальнейшего личностного совершенствования;
  • Систематизировать социокультурное пространство чтения. Объединить усилия учителя, родителей, библиотекарей в деле повышения престижа чтения, развивать семейное чтение.
  • Создать базу эффективных методов и приемов по формированию читательской компетентности учащихся.
  • Стимулировать творчество детей.

А умеют ли читать наши дети? Кажется, ответ на этот вопрос очевиден: конечно же, ДА! Просто читать написанное умеют. Но читать вдумчиво, оценивать качество и значимость текста, извлекать из текста нужную информацию может далеко не каждый ученик. Не всегда и взрослые способны при чтении информационных текстов, публицистики выделять факты, события и мнения, анализировать прочитанное, отслеживать свое понимание и корректировать его. Таким образом, уметь читать и читать грамотно – не одно и то же.

Вопрос о грамотном чтении остается в центре внимания. Новый образовательный стандарт нацеливает учителя на необходимость решения важных задач: формирование читательской компетентности и читательской самостоятельности школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Существует несколько подходов к определению читательской компетентности.

(Пр.) Грамотность чтения или читательская компетентность – это способность к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.

(пр.). Целью грамотного чтения в современном обществе является создание условий для формирования читательской компетентности учащихся начальных классов.

Компетенции могут быть разными: читательская, информационная, коммуникационные, административные и т. д.

(пр.) Под читательской компетентностью понимается совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно ее использовать в личных и общественных целях. Так определяют читательскую компетентность новые ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения), в настоящее время активно внедряемые в систему российского образования. В такой трактовке понятие «читательская компетентность» сближается с информационной компетентностью. (пр.) Сравним: информационная компетентностьспособность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, отрабатывать и передавать информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий. Заметим, что новые ФГОСы относят информационную и читательскую компетентность к метапредметным образовательным результатам, то есть действиям, формируемым в конкретных учебных дисциплинах. Значит, не только учитель чтения, не только учитель русского языка и литературы организует учебную деятельность с целью развития ребенка в деятельности чтения.

Под компетенцией учащихся также обычно понимают уровень сформированности знаний, умений, способностей, инициатив личности, необходимых для эффективного выполнения конкретной деятельности. Согласно Государственному стандарту общего образования, у выпускника средней школы должны быть формированы следующие компетенции: личностная, социальная, интеллектуальная и коммуникативная.

(пр.). Читательская деятельность – это и есть способность к творческому чтению, освоению литературного произведения на личностном уровне; умение вступать в диалог «автор — читатель», погружаться в переживания героев; понимание специфики языка художественного произведения.

Общей в этих подходах можно назвать способность человека использовать письменную информацию для собственных целей и в ситуациях, требующих ее эффективного применения.

(пр.). В основе читательской компетенции лежат три шкалы оценки.

1. «Успешность извлечения информации» описывает способность обучающихся находить, отбирать, понимать информацию в тексте.

2. «Успешность интерпретации» описывает способность обучающихся определять смысл (тему) и делать умозаключения на основе содержащейся в тексте информации.

3. «Успешность размышления и дачи оценки» описывает способность учеников связывать тексты с собственной структурой знаний, идей и опыта.

(пр.). Читательская компетентность определяется:

- владением техникой чтения,

- приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения,

- знанием книг и умением их самостоятельно выбирать,

- сформированностью духовной потребности в книге как среде познания мира и самопознания.

(пр.). Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книг. (пр.) Трудно представить себе обучение без книги, чтение – без текстов художественной литературы. (пр.). Литература – один из важнейших предметов в системе школьного образования, в котором сочетаются интеллектуальные, эстетические и нравственные аспекты. Уроки литературного чтения зачастую предлагают ученику работу с художественным текстом, чего в современном мире не достаточно. Современный школьник находится в постоянном поиске необходимой информации, что предполагает работу с такими видами текстов, как публицистический и научно-познавательный.

Особенности формирования читательской компетентности учащихся начальной школы.

(пр.). Первый шаг на пути приобщения детей к чтению должен быть направлен на овладение техникой чтения и, прежде всего, на запоминание учениками букв, своеобразия их сочетаний, на формирование умений быстро различать определенную букву среди других, соотносить ее со звуком, узнавать, что она обозначает, когда оказывается в цепочке других букв, образующих слово. Учащиеся начинают воспроизводить звуковую форму слова, развивается навык плавного слогового чтения, читаются слоговые конструкции, слова, словосочетания, предложения, маленькие тексты. Так в результате систематической и целенаправленной работы происходит формирование навыка чтения.

(пр.) Под навыком чтения подразумевают:

- умение правильно прочитывать слова;

- понимать смысл текста;

- выразительно читать;

- выдерживать оптимальный темп чтения.

Для совершенствования навыка чтения необходимо вызвать интерес к чтению у младшего школьника.

(пр.) Критерии интереса к чтению: - активная познавательная направленность ребенка на тот или иной предмет или явление действительности - положительное эмоционально-окрашенное отношение к чтению - творческие проявления в привлекательной для ребенка деятельности

Учителю, с одной стороны, следует предложить ребенку высокохудожественные произведения, способные затронуть душу и ум, с другой – обеспечить комплекс читательских умений и навыков. При этом необходимо знать, на какой же основе рождается и укрепляется читательская компетентность, как происходит становление ребенка-читателя, какие этапы обучения необходимо пройти младшему школьнику, прежде чем стать настоящим читателем.

(пр.). Показателями читательского интереса школьников станут. - положительное отношение к самой читательской деятельности («люблю читать»); - заинтересованность конкретными книгами («хочу прочитать эти книги»); - увлечение самим процессом чтения («не могу оторваться от книги»); - стремление поделиться с другими радостью от общения с книгой («хочу, чтобы другие об этой книге узнали»).

(пр.). Просматриваются такие этапы формирования читательских интересов:

В 6-7 лет, когда интерес к любой книге связан у детей с желанием и умением действовать самостоятельно. В это время детей в равной мере привлекают и стихи, и сказки, и рассказы, но стихи и сказки им читать значительно легче, чем рассказы, а так называемые «тонкие» книжки- («малышки») они неизменно предпочитают «толстым».

В 8-9 лет, когда учащиеся особенно увлекаются книгами о природе. Это вызвано тем, что дети, становясь старше, хотят поскорее выступить в роли взрослых, а мир природы, в частности животные и окружающие детей растения, это как раз и есть та область жизни, где ребенок 8-9 лет чувствует себя свободно. Книги о животных и растениях привлекают ребенка тем, что помогают познать этот зависимый от него мир, а также понять, как в нем можно и нужно действовать.

В 9-10 лет, когда характерен глобальный интерес к миру людей, к историческим событиям, к личностям, к приключениям и путешествиям и особенно - к сказочным и фантастическим.

Какие формы урочной и внеурочной работы по формированию читательской грамотности используются в нашей школе? Эти формы разнообразны:

(пр.) – Само содержание школьной программы, которое направлено не только на усвоение обучающимися определенной суммой знаний, но и на формирование ключевых компетентностей учащихся;

- Применение системы специальных упражнений, активно влияющих на основные параметры чтения, систематическое использование опор, способствующих формированию навыка осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом;

- Использование средств обучения: наглядные пособия, демонстрационные картины, учебные таблицы, иллюстративный материал для словарно-логических упражнений, альбомы сюжетных картинок, книги, электронные презентации, ЦОР (цифровые образовательные ресурсы);

- Использование разнообразных форм работы с книгой: реклама книги, литературные игры, беседы, беседы-дискуссии, выставки книг, театрализация, ролевое чтение, «сопереживание»;

- Использование зрительных диктантов по текстам И.Т. Федоренко для развития оперативной памяти, приёмов жужжащего чтения для формирования оптимальной скорости;

- Проведение комплексных работ, для выполнения которых обязательным условием является внимательное чтение текста. Задания даются по всем направлениям школьной программы.

- Использование информационных технологий;

(пр.) Формы работы с литературным произведением.

Основной вид деятельности младших школьников — учебный процесс. Исходя из этого, основная работа по формированию читательской компетентности младших школьников проводится на уроках литературного чтения, русского языка, математики, окружающего мира, изобразительного искусства, технологии.

(пр.) Беседы-дискуссии учат детей размышлять о прочитанном, высказывать свое мнение. Замечено, что вдумчивость чтения у детей повышается после того, как они получают задание самим задавать вопросы по содержанию прочитанного. В поисках ответов на свои же вопросы дети вновь обращаются к тексту, постепенно накапливая материал для пересказа.

(пр.) Достижению положительных результатов работы способствует и личный пример учителя, который выразительно читает художественный текст. Учительское владение словом настолько захватывает детей, что они стремятся найти и прочитать произведение, отрывок из которого они только что услышали, потому, что им «очень понравилось, как оно написано».

(пр.) Хорошей основой для накопления учащимися личного опыта творческого восприятия художественных произведений стало использование приема устного словесного рисования. В ходе словесного рисования дети воображают прочитанное и как бы видят его наяву, усматривают за словами картины и образы, без труда не только называют тему любого эпизода или ситуации, но и представляют детали изображаемого, цвета, формы, звуки и обстоятельства.

(пр.) Большое внимание на уроках уделяется словарной работе, особенно при чтении сложных текстов. Здесь используются разнообразные приёмы толкование значения новых слов: объяснение значения слов с помощью показа предметов, учебных картинок, работа с синонимами и антонимами, пословицами и загадками. Все трудные слова чаще всего выписываются перед уроком на доску или карточку. Как правило, значение этих слов объясняют сами дети, если же они затрудняются, то находят объяснение трудных слов в толковом словаре самостоятельно.

Чтобы повысить интерес к чтению, на уроках литературного чтения используются элементы драматизации. Предпринимаются попытки инсценировки прочитанных произведений.

(пр.) Формы работы с детской книгой. - Используя многообразные формы работы с детской книгой, с первых дней пребывания первоклассников в школе начинается активное приобщение учащихся в увлекательный мир детской книги. Содержание первых разговорных уроков в школе и есть первое знакомство с детскими книгами. На этих уроках рассматриваются почти все «тонкие» «книжки - малышки».

- Большим праздником в классе становится День первого школьного учебника, когда дети прощаются с букварем, (пр.).

- библиотечные уроки, где библиотекарь проводит беседы и обзоры по интересным детским книгам. Особое внимание она уделяет бережному отношению к книге. (пр.).

С 3 класса школьники стараются вести читательские дневники, где отмечают дату чтения, автора и названия произведения, рассказывают о ком или о чём книга, что понравилось.

(пр.) Формы работы во внеклассное время.

- Первая задача - создать такую рекламу, чтобы у ребят возникло желание прочитать книгу «от корки до корки».

- Просмотр спектаклей по книгам, подготовка и участие в традиционных календарных праздниках (Новый Год, 8 Марта, День Победы, День учителя, День Защитников Отечества).

-Подготовка и участие на предметных неделях, проводимых в школе, в литературных викторинах, конкурсах, устных журналах;

Важное место в формировании интереса к чтению занимает исследовательская деятельность, участие в творческих конкурсах, читательских конференциях, выполнение мини-проектов: «Моя любимая книга» и др.

(пр.) Связь школы с родителями в вопросе воспитания интереса к чтению

Процесс формирования читательской компетентности в младших классах будет результативным только при условии целенаправленного и систематического взаимодействия педагога, школьников и родителей. Важно, чтобы и в классе, и дома царила атмосфера любви и интереса к чтению.

(пр.) Рекомендации родителям.

(пр.) Чтение - основной и ничем не заменимый источник социального опыта прошлого и настоящего, российского и зарубежного. Все остальные каналы (телевидение, радио, повседневное общение и др.) несут более поверхностную, часто сиюминутную информацию и выполняют вспомогательную роль своего рода «путеводителей», побудителей к поиску достоверной письменной информации, либо предоставляют иллюстрации к событиям прошлого и настоящего.

Заключение

В заключении хочется сказать, что компьютер сегодня отнимает у детей время и желание читать. Но можно сделать так, что именно компьютер стал помощником учителя в формировании читательской компетентности. Использование возможностей сети Интернет, электронных изданий, сайтов традиционных библиотек, появление цифровых библиотек, электронных литературных форумов способствует формированию новых читательских приоритетов и ценностей. Главное, надо найти правильное разумное применение этим возможностям.

(пр.) Грамотное чтение заключается в том, что кем бы ни был современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда будет читателем. Помочь ребёнку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть – задача взрослых, задача всех, кто верит в силу чтения и болеет душой за возрождение культуры и интеллектуальной мощи России.

Каким ребёнок будет читателем – во многом зависит от нас с вами.

26.10.2019 14:22


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!