СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование современных форм и приёмов работы на уроках русской литературы для формирования читательской грамотности у учащихся первой ступени общего среднего образования во 2-4 классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.1. Название темы опыта

Использование современных форм и приёмов работы на уроках русской литературы для формирования читательской грамотности у учащихся первой ступени общего и среднего образования во 2-4 классах

1.2. Актуальность опыта

В мире современных цифровых технологий, огромного потока и объема информации проблема формирования читательской грамотности в образовательной сфере стоит особенно остро. Как научить учащихся не только находить достоверную, значимую, актуальную информацию, но и извлекать из нее нужное, полезное, использовать её в практической деятельности?

Как находить информационно-смысловые взаимосвязи текстов разного типа и формата, в которых поднимается одна и та же проблема; соотносить информацию из разных текстов, критически оценивать её и делать собственный вывод?

Эти проблемы были важны во все времена, но в наши дни они особенно актуальны. Международное исследование PISA один раз в три года проверяет читательскую грамотность 15-летних школьников. Результаты исследований PISA таковы: средний балл белорусских учащихся по читательской грамотности в 2018 году составил 474 балла по 1000-балльной шкале.

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением, для того чтобы достигать своих целей, расширять знания и возможности, участвовать в социальной жизни. [8]

Я считаю, что читательская грамотность один из самых важных параметров готовности к жизни в современном обществе. Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности.

Несмотря на то, что вопросам обучения чтению в образовании всегда придавалось большое значение, задача развития читательской грамотности является новой областью для современной школы, решающей задачи реализации требований государственного образовательного стандарта.

Еще совсем недавно ценность книги и чтения была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. Таких учащихся у нас совсем невысокий процент. Поэтому на сегодня ставится очень важная задача - формирование читательской компетентности учащихся.

Всем этим объясняется актуальность проблемы формирования читательской компетентности, как одной из ключевых, которые составляют основу умения учиться.

1.3. Цель опыта

Формировать читательскую грамотность учащихся первой ступени общего среднего образования во 2-4 классах по средствам использования современных форм и приёмов работы на уроках русской литературы.

1.4. Задачи опыта

- изучить и проанализировать педагогическую и психологическую литературу, практический опыт по формированию читательской грамотности учащихся первой ступени общего среднего образования

- исследовать уровень смыслового чтения при помощи диагностических материалов, подразумевающих работу с текстом;

- определить возможности определённых методов и приёмов для формирования читательской грамотности учащихся;

- определить эффективность данных методов и приёмов для формирования читательской грамотности учащихся на уроках русской литературы;

- создать банк разных приёмов и форм работы для формирования читательской грамотности учащихся 1-4 классов на уроках русской литературы.

2. Описание технологии опыта

2.1. Ведущая идея опыта

Основная идея моего опыта заключается в том, что если систематически и целенаправленно использовать методические приемы в работе над развитием чтения, то это будет способствовать формированию читательской грамотности школьников.

Первым шагом на пути к формированию читательской грамотности, конечно же, должна стать начальная школа. Не зря в новых стандартах отмечено, что формирование читательской грамотности младшего школьника является приоритетной целью обучения литературному чтению.

Бесспорно, отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным.

2.2. Описание сути опыта

При формировании читательской компетентности выделяют четыре этапа:

- подготовительный – 1 класс;

- начальный – 2 класс;

- основной – 3 класс;

- заключительный – 4 класс.

При поступлении в первый класс группа испытуемых имела элементарные навыки чтения, это не позволяло использовать диагностические методы в первом классе. Поэтому первый класс, как подготовительный этап работы, только готовил испытуемых к диагностике и показывал направления работы с данной группой учащихся.

В начале второго года обучения, учащиеся перешли на новый, начальный этап работы. Это дало мне возможность провести начальное диагностическое исследование испытуемых. Для определения уровня читательской грамотности мною была выбрана работа с незнакомым текстом. Диагностические материалы я брала из пособия для учителей И.М. Стремок «Компетентностный подход».

Основными критериями для диагностики я определила:

  • поиск информации (процесс определения места, где эта информация содержится)
  • извлечение информации (процесс отбора и предъявление конкретной информации, запрашиваемой в вопросе)
  • толкование или интерпретация текста (извлечение из текста такой информации, которая не сообщается напрямую)
  • интеграция или связывание отдельных сообщений текста в единое целое
  • осмысление и оценка текста (читатель должен создать собственное толкование текста, соотнести его со своими убеждениями или знаниями, почерпнутыми из других источников)
  • использование информации из текста (умение читателя применять информацию, представленную в тексте, для решения различных учебно-практических и учебно-познавательных задач).

Существуют различные технологии, направленные на формирование читательской грамотности. Данные технологии включают в себя три этапа работы с текстом: до чтения, во время чтения, после чтения.

Для развития интереса учащихся к познанию нового, мотивации к чтению, необходимо особое внимание уделять приёмам работы с текстом до чтения. ( «Мозговой штурм», «Рассечение вопроса», «Соревнуемся с писателем»)

Целью приёма «Мозговой штурм» является актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста. При наличии в тексте иллюстраций можно использовать приём «Соревнуемся с писателем». Цель данного приёма – мотивировать учащихся на прочтение книги. Изучив иллюстрации, ученики предлагают свой вариант сюжета текста.

Приёмы предтекстовой деятельности представляют собой достаточно новое явление в работе учителя. Чем лучше организован этап предчтения, тем легче учащимся читать незнакомый текст, выше мотивация к познанию нового и достигаемые результаты обучения.

Третий, основной этап, - этап, непосредственно формирования навыков, характеризующих настоящего читателя, умеющего самостоятельно читать доступные книги и другой печатный материал для расширения и пополнения своих знаний.

На всех этапах хороши «читательские пятиминутки». Нет необходимости говорить о том, что, не научившись хорошо читать, ребенок не сможет быстро и качественно выполнить задание по любому предмету школьной программы, его грамотность будет оставлять желать лучшего, устная речь недостаточно развита.

На уроках чтения дети с большим интересом играют в игру «Рифма». Эта игра занимает всего 5-6 минут. Вначале детям предлагаются слова, к которым они должны подобрать слова в рифму: карта – парта, читать – считать – писать и др. Затем дается задание написать стишок на любую тему. Занимаясь таким видом творчества на уроках чтения, ученики ощущают себя маленькими поэтами.

Работа с устаревшими словами. Бывают такие тексты, где необходимо отдельно уделять внимание архаизмам и историзмам. Чтобы было нагляднее, можно оформить его в виде свитка или книжки. Прием заставляет не пропускать данные слова, а акцентирует на них внимание.

Одним из методических приемов, который можно использовать в группах, является прием Фишбоун. Дословно он переводится с английского как «Рыбий скелет» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. Суть данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.

Таким образом, формы работы с книгой разнообразны и определяются они творчеством педагога, его заинтересованностью в успехах своих учеников.

Диагностика показала, что только 17% учащихся (5 человек) смогли справиться с поставленной задачей по всем критериям.

В практике работы мною использовались приёмы смыслового чтения, а также приёмы «Мозговой штурм», «Рассечение вопроса», «Соревнуемся с писателем», направленные на постановку задач чтения, актуализацию предшествующих знаний и опыта, на создание мотивации к чтению.

На мой взгляд, работа с заглавием текста должна присутствовать обязательно на уроке. В этом направлении помогает стратегия «Рассечение вопроса» - смысловая догадка о возможном содержании текста на основе анализа его заглавия.

В процессе исследования я отметила, что интерес к чтению, желание читать самостоятельно возникает в том случае, когда читатель – первоклассник и второклассник - свободно владеет осознанным чтением, у него развиты учебно-познавательные мотивы. На этом этапе важную роль играют беседы, беседы-дискуссии о прочитанном.

Подготовительный и начальный этап – это этап накопления минимального литературного развития и пробы детьми сил в самостоятельном чтении разных книг под руководством и наблюдением учителя. Особое внимание на этом этапе я уделяла развитию оперативной памяти. Формированию оптимальной скорости чтения способствует применение приема жужжащего чтения. На данном этапе для совершенствования читательской активности мною использовались такие формы работы, как выставка книг, прочитанных детьми по теме урока, ведение читательских дневников. Читательский дневник является хорошим способом оценки читательской компетентности учащихся.

Кроме читательских дневников, которые учащиеся моего класса ведут только на каникулах, у нас есть ещё читательское портфолио. Читательский портфолио – одна из технологий формирования у обучающихся способности к объективной самооценке читательской компетентности, способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений в области чтения литературы обучающимися.

В результате работы над портфолио я наблюдала повышение интереса к чтению, увеличение количества учащихся, пользующихся фондами школьной библиотеки, повышение уровня литературоведческих знаний учащихся. Структура портфолио состоит из титульного листа, читательского дневника (список прочитанных произведений, оценка прочитанного, отметка о контроле со стороны родителей и педагога), документов, свидетельствующих об индивидуальных достижениях в различных областях читательской деятельности (дипломы, грамоты, сертификаты, копии читательских формуляров и т.д.), листа достижений (динамика навыков чтения), наиболее интересных и важных работ, отражающих прогресс учащегося (промежуточные и итоговые письменные проверочные работы по литературе, конкурсные работы, самостоятельное исследование отдельных предметных проблем, творческие работы).

Работая с любым текстом, необходимо находить ответы на следующие вопросы:

1. О чем рассказывает данный текст?

2. Каких тем касается автор?

3. Какому вопросу автор уделяет большее внимание?

4. Зачем автор написал текст?

5. Как сам автор отвечает на поставленные в тексте вопросы?

Для анализа текста я часто использовала полюбившийся мне метод «Фишбоун».

Интересной формой привития любви к чтению для меня стало сделанное мной дерево «Лукоморье»: в моём кабинете есть шкаф-дерево, нарисованное на стене, на нём вывешиваются названия книг, которые дети прочитали сами и хотят рекомендовать своим одноклассникам. Ребята прикрепляют на дерево свои листочки или ленточки и таким образом показывают, что они прочитали и помогают сказочному дереву распуститься. Там же находится и библиотека класса, а также фотографии учащихся, достигших лучших результатов.

Хорошей основой для накопления опыта творческого восприятия художественного произведения является приём устного словесного рисования, в ходе которого дети воображают прочитанное, усматривают за словами образы и картины действия, детали изображаемого в тексте, цвет, формы. Также очень часто мной использовались инсценировки по прочитанным произведениям (чаще всего сказкам).

Кроме того, я считаю, что немаловажную роль в формировании читательской компетентности играет, конечно, и библиотека. Библиотекари как люди заинтересованные в том, чтобы дети читали, проводят индивидуальную и массовую работу. Это и беседы о прочитанном с учащимися, и библиотечные уроки, различные тематические выставки, литературные игротеки как традиционно оформленные, так и электронные.

Изучив передовой педагогический опыт, авторские методики и разработав собственные методические материалы по проблеме повышения уровня читательского интереса у учащихся 1-4 классов по внеклассному чтению, я пришла к мнению о необходимости проведения работы по внеклассному чтению в тесной связи со школьным библиотекарем, родителями. Для того, чтобы привлечь младших школьников к посещению школьной библиотеки я проводила следующие мероприятия: акция «Запишись в библиотеку», конкурс «Мой класс читает», конкурс «Я – читатель».

Для того, чтобы увлечь учащихся процессом чтения книг, я проводила выставки книг «Моя любимая книга», конкурсные программы «Лучший читатель», конкурс чтецов, фотовыставка «Мои друзья читают», конкурс читательских дневников.

17.05.2021 21:44


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!