СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приёмы работы с текстами на уроках окружающего мира в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Незамаева Е.Д.

Студентка заочного отделения гр.19ПЗ-1

Приёмы работы с текстами на уроках окружающего мира в начальной школе.

Аннотация: в данной статье рассмотрена проблема умения работы с текстами, обучающимися начальной школы. Приведены подтверждающие факторы актуальности проблемы- выдержки из ФГОС ООН. Представлены приёмы работы с текстами.

Сухомлинский Василий Александрович писал: « Мы живём в такое время, когда без овладения научными знаниями невозможны ни труд, ни элементарная культура человеческих отношений, ни выполнение гражданских обязанностей».

Согласно официальной позиции Министерства образования РФ, функциональная грамотность — главный планируемый результат обучения в начальной школе для каждого учащегося. Причем понимать функциональную грамотность следует как совокупность достижений, которыми школьник может пользоваться в жизни. В динамично изменяющемся мире ребенку постоянно приходится иметь дело с огромными потоками информации. Чтобы ориентироваться в ситуации ученику необходимо уметь анализировать и оценивать сведения. В этой связи основы умений работать с информацией должны быть заложены в начальной школе. Эта позиция отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в обобщенных планируемых результатах освоения программы «Чтение: работа с информацией»: «…формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».

Начальная школа – это первые шаги ребенка к самостоятельной жизни. Современное общество обладает важной отличительной особенностью: оно постоянно и стремительно меняется. Нельзя жить в таком обществе, заранее не подготовившись. Важнейшей целью государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (2018-2025) является сохранение лидирующей позиции Российской Федерации в международном исследовании качества чтения и понимания текста. Одним из условий достижения обозначенной цели является формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся. В Новом словаре методических терминов и понятий Э.Г. Азимова и А.Н. Щукина под функциональной грамотностью понимается «способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней». В начале XXI века в понятие «функциональная грамотность» входит осознание функциональной грамотности как средства успешной деятельности в постоянно меняющемся мире. Сегодня функциональная грамотность – это базовое образование личности. Поэтому, для современного человека важным критерием успеха является формирование функциональной грамотности в различных областях знания, которое позволяет быстро наладить контакт с внешней средой, проанализировать ту или иную ситуацию с разных сторон, найти новый нестандартный ход ее решения и наметить эффективные пути достижения поставленных целей в любой сфере деятельности.

В начальной школе закладывается фундамент, на основе которого строится последующее обучение ребенка на ступенях основного и среднего общего образования. На современном этапе существенно возрастает объем изучаемого программного материала по всем предметам учебного плана, его содержание модернизируется в соответствии с современными условиями.

Перед учителем стоит задача: научить младшего школьника осознанно, разумно и рационально использовать источники информации, важнейшим из которых является текст - универсальный источник получения учениками необходимых новых сведений. Надо научить детей внимательному восприятию каждой фразы, воспитать бережное отношение к каждому слову, без понимания которого может быть неправильно понят весь материал. На уроке педагог использует текст учебника, статьи, слайда в качестве источника информации, предполагая, что ребенок адекватно понимает текст. Но на практике, часто происходит обратное. Учащиеся не воспринимают информацию, которую несёт текст, испытывают затруднения при выполнении заданий по тексту. Первоклассники, на конец года, не умеют выделять информацию из вопроса, обобщать, определять главную мысль текста, находить в тексте незнакомые слова. И как следствие, выпускники старших классов не могут качественно обработать информацию, полученную из текста: плохо определяют главный смысл прочитанного, нечётко отделяют главную и второстепенную информацию, испытывают трудности при интерпретации текста.

Школьная практика показывает, что нелюбовь к чтению и связанные с этим учебные затруднения, потеря интереса к познанию часто возникают из-за неумения учениками понимать прочитанное.

Есть возможность миновать данные трудности, либо значительно их уменьшить, если целенаправленно усилить работу над текстами, начиная с младшего школьного возраста, активно применяя предложенные приёмы работы с текстами. Обучение учеников приёмам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной учебной работы, является одной из самых актуальных задач учителя. Поэтому учителю начальных классов важно научить детей различным приёмам понимания текста, применяя эти приёмы на разных уроках.

Рассмотрим применение приёмов работы с текстами для выполнения заданий на уроках окружающего мира. На них ученик сталкивается с научно-познавательными текстами. Учебный курс окружающего мира имеет выход в средней школе на такие устные предметы, как биология, география, история, обществознание и физика. Поэтому использование приёмов работы с текстами на уроках окружающего мира является наглядным примером их универсальности.

Большое внимание на уроках окружающего мира уделяем работе с текстами направленными на формирование способности учащихся применять полученные знания, умения и навыки (универсальные учебные действия -УУД) в учебных и жизненных ситуациях:

1 Нахождение информации: прочтение текста, определение его основных элементов, поиск необходимой информации, иногда выраженной в тексте в непрямой форме, выделение главного и второстепенного содержания;

2 Интерпретация текста: сравнение и противопоставление заключѐнной в тексте информации разного характера, обнаружение в нѐм доводов и выводов, выведение главной мысли текста;

3 Рефлексия на содержание текста или его форму и их оценка: связывание информации, обнаруженной в тексте, со знаниями из других источников, оценка утверждений, сделанных в тексте, исходя из своих представлений о мире, нахождение доводов в защиту своего мнения.

При работе с текстами на уроках окружающего мира приоритетным является:

- выделение существенных и несущественных признаков;

- классификация;

- понимание главной мысли научного текста;

- фиксирование результатов наблюдений.

Тексты подбираются небольшие по объёму с воспитательно–познавательным характером. Это позволяет воздействовать на умение оценивать, делать выводы, давать оценку и приводить свои примеры. А также совершенствуются знания об окружающем мире.

Для формирования читательской культуры разработана технология продуктивного чтения. Целью этой технологии является создание читательской компетенции ученика и формирование грамотности у детей школьного возраста, а также вырабатывание привычки читать.

Профессор Н.Н. Светловская разработала теорию формирования типа правильной читательской деятельности, в которую было введено такое понятие, как «технология продуктивного чтения»

Технология продуктивного чтения – это образовательная технология, которая используется для формирования у учащихся активной читательской позиции, обеспечивает глубокое усвоение прочитанного текста, а также позволяет проявить творческие качества. Эта технология включает использование активного чтения. Активное чтение подразумевает использование ряда приемов, направленных на развитие образного мышления при чтении: учитель должен так описать рутинную ситуацию, чтобы ученик заметил в ней что-то необычное; увлечь учеников в процесс оценивания текста; учитель должен так продумать вопросы, чтобы иметь возможность отследить степень усвоения материала; предоставить возможность самостоятельной работы над текстом.

Представленные приёмы работы с текстами соотнесены с этапами продуктивного чтения и разделены, технологии на 3 части:

1 этап – Работа с текстом до начала чтения.

Приёмы работы, позволяющие пробудить познавательный интерес к предстоящей работе с текстом:

- Облако понятий.

На доску, в нарисованное облако, вписываются новые понятия и термины из текста, детям предлагается поделиться имеющимися знаниями, догадаться, о чём пойдёт речь в тексте.

-Предварительный просмотр иллюстраций.

Ученикам предлагается просмотреть иллюстративный материал текста, понять о чём пойдёт речь.

- Проблемный вопрос.

Классу задаётся проблемный вопрос, который требует от детей высказывания собственных суждений, а также мотивирует к сопоставлению собственного мнения с содержание научного текста

2 этап – Работа с текстом во время чтения.

Приёмы работы, позволяющие достичь понимания и осмысления текста обучающимися:

- Чтение с остановками.

Это чтение научного текста по абзацам или по частям. По ходу чтения идет фронтальная беседа с классом по уточнению, объяснению, обсуждению научной информации.

- Словарная работа.

По ходу чтения текста дети простым карандашом подчёркивают непонятные им слова и научные термины, далее идёт работа со справочной литературой, подбор синонимов, построение высказываний с новым научным понятием.

3 этап – Работа с текстом после чтения.

Приёмы работы, позволяющие проверить понимание и усвоение информации из текста:

- Работа с пословицами.

Детям предлагается выбрать из предложенных пословиц подходящую по смыслу к тексту или объяснить ее смысл, с учётом полученной из текста информации.

- Дополнение текста.

Детям предлагается дополнить прочитанный текст, своими примерами.

- «Ярмарка вопросов»

Дети получают задание в парах составить вопросы по тексту для одноклассников, чтобы они начинались словами Что? Кто? Где? Когда? Как? Почему?

У читающих детей развитая память и творческое мышление. У них хорошая дикция, хорошее воображение и богатый словарный запас. Они свободно пишут и легче находят общий язык с окружающими людьми. Такие учащиеся проявляют критическое мышление и более самостоятельны в поведении.

Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом, которую помогают выстроить перечисленные приёмы, позволяет вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир во всём его многообразии.

Приёмы работы с тестом позволяют решить задачи:

  • Личностного саморазвития;
  • Образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
  • Функциональной грамотности и креативности: навыков и умений творческого постижения и осмысления нового знания;
  • Культуры речи: навыков аргументированного говорения и письма;
  • Социальной компетентности: коммуникативных навыков и ответственности за знание.

Слова Д.С. Лихачёва, выдающегося русского учёного, актуальны сегодня, как никогда: «Если вам что-то не нравится в каком либо предмете- напрягитесь и постарайтесь найти в нём источник радости, радости приобретения нового. Учитесь любить учиться!». Одной из главнейших задач учителя является – помочь ребёнку полюбить учиться, и приёмы работы с текстом поспособствуют ему и в этом.

05.04.2023.

07.04.2023 16:51


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!