СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА В ОБРАЗОВАНИИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Салаева Светлана Николаевна,

зам. директора по УВР МБОУ г. Иркутска СОШ № 34

Эссе

Практические проблемы менеджмента в образовании

Талант выигрывает игры, а команда – чемпионаты

Майкл Джордан

Современный управленческий мир весьма разнообразен и зависит от множества факторов и задач, стоящий перед ним на современном этапе. Он сталкивается и с множеством проблем.

И как поется в гимне КВН: «Пусть не решить нам всех проблем…», но задуматься хотя бы об одной стоит.

Меняется время, меняются и взгляды на такой организм как школа. Школа – это уже не просто институт знаний, а площадка для проигрывания различных социальных ролей. И в этом «спектакле» участвуют все участники образовательных отношений: и учителя, и дети, и родители, в первую очередь – руководитель. Главная роль здесь принадлежит умелому менеджменту, т. е. искусству управлять сложным организмом – школой.

Сегодня управленческое поле включает в себя колоссальное количество конструктивных идей менеджмента, которые можно успешно осваивать и применять руководителю современной школы.

На сегодняшний момент руководитель уже не является директором в старом классическом понимании этого слова, т.е. уже не «учитель учителей», а, скорее, менеджер в системе образования, решающий более широкий круг вопросов на профессиональном уровне.

Директор образовательного учреждения сегодня – это профессия. Хороший учитель и хороший директор не одно и то же, и даже хороший заместитель совсем не всегда может стать хорошим руководителем. И дело здесь совсем не в сумме знаний и умений, а в особом поведении, которое не вызывает у подчиненных сомнения в праве на лидерство и доверие.

Но может ли руководитель школы быть профессионально компетентным во всех вопросах, решение которых выдвигается динамичной школьной жизнью? В этих условиях полноценное управление школой и учебно-воспитательным процессом возможно только в том случае, если в процесс управления будет включено всё школьное сообщество. По большому счёту, управление - это коллективная деятельность.

Таким образом, встает вопрос о создании эффективной команды, которая позволит более полно реализовать замыслы и планы. А создание команды – это одна из главных практических проблем современного менеджмента в образовании.

Формирование команды — это, по сути, закладывание основ дальнейшего успеха. Здесь руководителю очень важно учесть все нюансы. Во-первых, нужно оперативно реагировать на изменения, потому что в формирующейся команде их скорость очень высокая. Во-вторых — обеспечить условия для достижения цели: выстроить коммуникации, распределить роли, функции, ответственность, наладить систему контроля и мотивации. А в-третьих — сформированную команду надо еще и «удержать». От действий руководителя команды зависит и ее эффективность.

В одиночку с управлением школой не справиться. Любому руководителю нужны помощники. Требуется эффективная команда из инициативных, ответственных и работоспособных педагогов, создаваемая для достижения определенной цели.

Инициатором формирования управленческой команды выступает, как правило, руководитель школы. Дело это непростое. Творческий и дееспособный коллектив единомышленников, а именно таковым и должна быть команда, не создается по приказу, механически, а предполагает хорошее знание руководителем своих сотрудников, их склонностей, способностей, настроений.

В настоящее время постоянный состав управленческой команды - это не только директор и его заместители, но и учителя, которым делегированы административные полномочия. В нашей школе таких людей несколько. Каждый из них руководит конкретным содержанием образования. В эту, так называемую, первичную группу входят представители администрации, школьный психолог, социальный педагог, библиотекарь, учителя. Эффективность команды во многом обуславливается ясностью стоящих перед ней целей, знанием форм и методов организации работы. Смысл формирования команды состоит в том, чтобы свести вместе учителей и наладить их личные взаимоотношения, чтобы они могли согласованно двигаться к единой цели. Процесс создания команды и организация командной работы предполагают баланс целей, индивидуальных интересов каждого и коллективных интересов всей школы. В такой команде соблюдается принцип общей ответственности за результат работы.

Повседневная целенаправленная работа с учителем – главное направление деятельности членов этой команды. Это, в первую очередь, заместители директора по воспитательной и учебной работе, руководители школьных методических объединений учителей-предметников. Какова здесь роль директора? Директор выступает стратегом, основным идеологом педагогического коллектива. Работа коллектива и каждого учителя может быть разумной только в том случае, если люди понимают главный ее смысл.

С переходом на новую систему оплаты труда работников школы, составной частью которой является стимулирование труда, руководителю необходимо более глубоко изучать правила мотивационного менеджмента: успешное мотивирование должно быть индивидуальным; мотивация должна быть честной и естественной; организация мотивационной среды для сотрудников. За перечисленными правилами скрывается большой объем информации, реализовать который можно только, имея эффективную управленческую команду. Здесь требуется важнейшее качество от руководителя - умение уйти в тень, чтоб дать другим возможность расти, пробовать новое. То есть, обращаясь к словам опытнейшего руководителя Завельского Ю.В., дать направление команде школы, тогда все, что задумал сам, они сделают лучше, чем ты себе это представлял.

Категория: Завучу
24.01.2017 05:39


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!