СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Все, что может быть интересно и полезно современному учителю.
Например:
Рабочая программа по элективному курсу «Актуальные вопросы обществознания» для 11 класса составлена на основании:
• Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ №413 от 17.05.2012 г.) (с изменениями и дополнениями);
• примерной основной образовательной программы среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з);
• основной образовательной программы среднего общего образования Школы № 63;
• авторской программы Лазебниковой А.Ю., Обществознание. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. 10-11 классы: учебное пособие для общеобразоват. организаций: базовый уровень/ А.Ю. Лазебникова, Н.И. Городецкая, Е.Л. Рутковская. М.: Просвещение, 2019;
• федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющихся государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г №253 с изменениями и дополнениями); • положения "О рабочей программе учебного предмета, курса (ФГОС) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гор. Ульяновска «Средняя школа № 63»; • и других нормативных актов.
Программа элективного курса «Актуальные вопросы обществознания» предназначена для учащихся 11 классов и рассчитана на 34 часа.
Целью данного курса является повторение тем, вызывающих наибольшие трудности содержательного характера; обеспечение систематизации, углубление и закрепление понятий высокого уровня теоретического обобщения; развитие методологической культуры при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями, раскрытие смысла афористичного высказывания.
Задачи курса – познакомить учащихся с разными актуальными вопросами обществознания, вызывающими затруднения в понимании и усвоении, видами познавательной деятельности;
научить работать с текстом документа, анализировать и интерпретировать его;
объяснить особенности написания эссе по обществознанию;
актуализация знаний учащихся по проверяемым в рамках ЕГЭ элементам содержания;
обобщение и систематизация полученных знаний.
Для достижения поставленных целей наиболее целесообразными являются различные формы занятий: лекции, семинары, практикумы, лабораторные занятия, тренинги. В рамках элективного курса уделяется большое внимание практическим занятиям, конкретно отработке навыков выполнения тестовых заданий, написанию эссе, составлению развёрнутого плана.
Программа позволяет сформировать практическую деятельность школьников при подготовке к итоговой аттестации.
Развертывание содержания знаний в программе структурировано таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими, а между частными и общими знаниями прослеживаются связи.
Описание места предмета в учебном плане
Согласно учебному плану Школы № 63, на изучение элективного курса «Актуальные вопросы обществознания» в 11 классе отводится 33 часа в год, из расчета 1 час в неделю (33 учебные недели).
в 11 классе
Метапредметные результаты изучения обществознания учащихся 11 класса основной школы проявляются в:
- умении на основе полученных в курсе знаний о качествах личности и самопознании адекватно оценивать себя: оценивать собственные способности, устанавливать уровень притязаний, ставить адекватные возможностям цели, осуществлять самопроверку, видеть связь между усилиями и достигнутым результатом;
- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
- овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
- умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
- использование элементов причинно-следственного анализа;
- исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме и адаптированных источниках различного типа;
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной коммуникативной ситуации;
- подкрепление изученных положений конкретными примерами;
- оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Личностными результатами учащихся 11 класса основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
- осознание значения постоянного личностного развития и непрерывного образования в современном обществе, готовность и способность овладевать новыми социальными практиками, осваивать различные социальные роли;
- мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Предметными результатами освоения учащимися 11 класса основной школы содержания программы по обществознанию являются:
- относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями);
- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
- понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
- понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
- понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
- знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
- знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
- понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
- понимание значения коммуникации в межличностном общении;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
- знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Экономика
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
Социальная сфера
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
Политическая сфера жизни общества
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
Раздел 1. Экономическая жизнь общества (15 часов)
Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП.
Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.
Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги.
Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями.
Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.
Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.
Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.
Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.
Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Защита прав потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.
Раздел 2. Социальная сфера (5 ч)
Социальная структура общества, многообразие социальных групп, социальное неравенство, социальная стратификация, социальная мобильность, социальные интересы. Социальные нормы и отклоняющееся поведение, социальный контроль, отклоняющееся (девиантное) поведение, преступность. Нации и межнациональные отношения, Россия – многонациональное общество и единый народ, межнациональные конфликты и пути их решения, пути межнационального сближения, национальная политика в России. Семья и быт, семья как социальный институт, функции семьи, семья в современном обществе, бытовые отношения. Гендер – социальный пол, гендерные стереотипы и роли, гендер и социализация, гендерные отношения в современном обществе. Молодёжь в современном обществе, молодёжь, как социальная группа, развитие социальных ролей в юношеском возрасте, молодёжная субкультура. Демографическая ситуация в РФ, возрастной состав в современной России, рождаемость и смертность, миграция.
Раздел 3. Политическая жизнь общества (10 часов)
Политическая деятельность и общество, политическая сфера и политические институты, политические отношения, политическая власть. Политическая система, структура и функции политической системы, государство в политической системе, политический режим. Гражданское общество и правовое государство, сущность правового государства, гражданское общество, местное самоуправление. Демократические выборы, избирательная система, типы избирательных систем, избирательная кампания. Политические партии и партийные системы, понятие политической партии и движения, типология и функции политической партии, типы партийных систем. Политическая элита и политическое лидерство, роль политического лидера, типы лидерства. Политическое сознание, обыденное и теоретическое сознание, понятие идеологии, современные политические идеологии, роль идеологии в политической жизни, политическая психология, СМИ и политическое сознание. Политическое поведение, политический терроризм. Политический процесс и культура политического участия, политическое участие, политическая культура.
Итоговое повторение и обобщение (4 часа)
© 2021, Барахова Наталья Владимировна 300