СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Электронное портфолио

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Электронное портфолио – перспективы использования в персональной дея­тельности. Рекомендации по содержанию».

В переводе с итальянского "портфолио" означает "папка с документами". Портфолио учителя — индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, вклад педагога в развитие системы образования.

Главное назначение портфолио - продемонстрировать наиболее значимые результаты практической деятельности для оценки профессиональной компетенции, такие как реализо­ванные проекты, участие в олимпиадах и конкурсах, проведённые педагогом исследования.

На современном этапе российского образования возникла необходимость использова­ния портфолио как технологии, позволяющей помочь решить проблему, связанную с объек­тивным оцениванием профессионального роста учителя.

Портфолио — одна из наиболее приближённых к реальному состоянию форма, кото­рая ориентирует педагога на процесс самооценивания. С его помощью можно решить такую проблему, как аттестация учителя, когда необходимо систематизировать и проанализировать свою работу. Чтобы подтвердить уровень своего профессионализма, учителю приходится пи­сать анализ своей работы за последние пять лет, что легко можно собрать в электронном портфолио. Современный учитель — учитель, владеющий навыками информационных тех­нологий. Поэтому и портфолио, созданный средствами различных компьютерных программ, позволяет собрать электронные наработки, наглядно отразить динамику профессионального развития учителя.

Электронный портфолио помогает строить различные визуализации: сводные табли­цы, деревья, диаграммы, графики, создавать презентации и т. д. Гипертекстовая технология построения продукта, позволяющая реализовать связи между компонентами модели портфо­лио, наиболее наглядна в виде перекрестных ссылок. Материалы электронного портфолио легко редактируются и совершенствуются учителем.

Электронное портфолио - это методическая копилка учителя. Необходимые материалы для работы, разработанные самим учителем или позаимствованные из опыта другого учителя и проверенные на практике будут всегда "под рукой", что очень важно для учителя. Именно эта сторона портфолио представляет особую ценность для самого учителя, а не для проверяющих.

Можно выделить несколько видов электронного портфолио учителя:

Портфолио достижений - в данном случае наибольший акцент делается на документы, подтверждающие успехи деятельности учителя.

Портфолио презентационный - необходим при поступлении на новое место работы, особенно в тех случаях, когда заработная плата назначается по итогам собеседования.

Портфолио тематический - в этом варианте акценты расставляются на тематически обособленные творческие работы в разных сферах деятельности.

Портфолио комплексный - объединивший в себе вышеперечисленные виды портфолио и пригодный для презентации портфолио учителя школы.

Электронный портфолио учителя — это целостность, представляющая собой совокуп­ность различных блоков, таких как Портрет учителя, Достижения, Педагогический опыт, Квалификация, Работа с учащимися, Рефлексия и т. д., и разнообразных видов работ педаго­га, отражающих все стороны его педагогической деятельности. Электронный портфолио со­здает условия для самореализации и самовыражения учителя, рефлексии своей педагогиче­ской деятельности, формирования успешности и индивидуального профессионального роста.

При создании и наполнении электронного портфолио от учителя требуются умения конструировать, моделировать и проектировать свою профессиональную деятельность, учи­тывать требования, предъявляемые к разработке программно-методических комплексов (пси­холого-педагогическим требованиям, эргономическим требованиям и дизайна, программно-технологические и др.).

Наибольшую важность при наполнении электронного портфолио содержанием пред­ставляют такие принципы дидактики, как научность, последовательность, системность, до­ступность, наглядность, интерактивность, ориентированность на самостоятельную деятель­ность и т. д.

Электронный портфолио учителя представляет собой, с одной стороны, личное порт­фолио учителя, с другой стороны, аккумуляцию и осмысление опыта других педагогов, мето­дистов, IT-специалистов. В нем отводится место для самостоятельной и творческой деятель­ности как учителя, так и его учеников.

Электронное портфолио учителя представляет собой сложный программно-методиче­ский комплекс, направленный на аккумуляцию созданных компьютерных средств обучения, распределённых информационно-образовательных ресурсов, нормативных документов, ре­зультатов педагогического опыта и достижений учителя, творческих работ учащихся и т.д.

Электронное портфолио учителя - это целостность, представляющая собой совокуп­ность различных отделов и разнообразных работ педагога, отражающих все стороны его пе­дагогической деятельности. Электронное портфолио создаёт условия для самореализации и самовыражения учителя, рефлексии своей педагогической деятельности, формирования успешности и индивидуального профессионального роста.

В отечественной педагогической практике портфолио может рассматриваться не толь­ко как средство педагогической диагностики, но и как метод оценки профессионализма педа­гогов, в частности можно говорить о рефлексии деятельности учителя за межаттестационный период. Набор материалов в портфолио достаточно устойчив: - педагогическая концепция; - награды и сертификаты; - тренинги и курсы; - публикации; - авторские либо коллективные программы; - проекты и исследования; - планы уроков; - примеры заданий; - достижения уче­ников; - отзывы и оценки учеников, коллег, администрации Необходимость создания в рам­ках портфолио архива электронных ресурсов является для учителя стимулом к овладению информационной компетентностью, в которой сочетаются информационно-технологические и информационно-технические компоненты, способствующие успешному использованию ИКТ в преподавании, повышении качества обучения школьников. При внедрении элек­тронного портфолио педагога, включающего достижения учащихся, существенными показа­телями успешного роста квалификации учителя являются: - индивидуальная позиция педаго­га, которая обеспечивается наличием в портфолио соответствующего плана на ближайшую перспективу; - примеры того, как профессионализм педагога реализуется в процессе педаго­гической деятельности и в итоге повышает ее качество, улучшая жизнь детей в школе; - соот­ветствие поставленных задач и свидетельств конкретных достижений, доказывающих, что они успешно реализованы.

Заключение

Анализ применения портфолио в обучении, убедительно показывает, что в идее порт­фолио заключены большие возможности для модернизации школьного обучения, т. е. для со­вершенствования процесса обучения в свете новых требований, предъявляемых в настоящее время к современной школе. Ценность портфолио состоит в том, что вокруг него и в связи с ним может быть выстроен такой учебный процесс, который позволяет развивать или фор­мировать некоторые когнитивно-личностные качества, которые выдвигаются миром образо­вания и труда как необходимые каждому человеку для активного участия в жизни современ­ного демократического информационного общества.

В результате получаем:

— повышение качества образовательного процесса и его вариативности;

— расширение возможностей обучения и самообучения;

— наполнение личных портфолио учащихся в виде электронных продуктов;

— развитие медиакомпетентности и информационной культуры;

— повышение мотивации и социальной активности учителя.

Результаты создания электронного портфолио как технологии управления качеством образовательного процесса в целом и индивидуальным прогрессом учителя показывают це­лесообразность принятых решений, обобщение и распространение полученного опыта. Наде­юсь, создание модели электронного портфолио поможет при подготовке и участию учителей в различных конкурсах.

Категория: Всем учителям
06.04.2017 16:05


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей