СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Электронное портфолио – перспективы использования в персональной деятельности. Рекомендации по содержанию».
В переводе с итальянского "портфолио" означает "папка с документами". Портфолио учителя — индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, вклад педагога в развитие системы образования.
Главное назначение портфолио - продемонстрировать наиболее значимые результаты практической деятельности для оценки профессиональной компетенции, такие как реализованные проекты, участие в олимпиадах и конкурсах, проведённые педагогом исследования.
На современном этапе российского образования возникла необходимость использования портфолио как технологии, позволяющей помочь решить проблему, связанную с объективным оцениванием профессионального роста учителя.
Портфолио — одна из наиболее приближённых к реальному состоянию форма, которая ориентирует педагога на процесс самооценивания. С его помощью можно решить такую проблему, как аттестация учителя, когда необходимо систематизировать и проанализировать свою работу. Чтобы подтвердить уровень своего профессионализма, учителю приходится писать анализ своей работы за последние пять лет, что легко можно собрать в электронном портфолио. Современный учитель — учитель, владеющий навыками информационных технологий. Поэтому и портфолио, созданный средствами различных компьютерных программ, позволяет собрать электронные наработки, наглядно отразить динамику профессионального развития учителя.
Электронный портфолио помогает строить различные визуализации: сводные таблицы, деревья, диаграммы, графики, создавать презентации и т. д. Гипертекстовая технология построения продукта, позволяющая реализовать связи между компонентами модели портфолио, наиболее наглядна в виде перекрестных ссылок. Материалы электронного портфолио легко редактируются и совершенствуются учителем.
Электронное портфолио - это методическая копилка учителя. Необходимые материалы для работы, разработанные самим учителем или позаимствованные из опыта другого учителя и проверенные на практике будут всегда "под рукой", что очень важно для учителя. Именно эта сторона портфолио представляет особую ценность для самого учителя, а не для проверяющих.
Можно выделить несколько видов электронного портфолио учителя:
Портфолио достижений - в данном случае наибольший акцент делается на документы, подтверждающие успехи деятельности учителя.
Портфолио презентационный - необходим при поступлении на новое место работы, особенно в тех случаях, когда заработная плата назначается по итогам собеседования.
Портфолио тематический - в этом варианте акценты расставляются на тематически обособленные творческие работы в разных сферах деятельности.
Портфолио комплексный - объединивший в себе вышеперечисленные виды портфолио и пригодный для презентации портфолио учителя школы.
Электронный портфолио учителя — это целостность, представляющая собой совокупность различных блоков, таких как Портрет учителя, Достижения, Педагогический опыт, Квалификация, Работа с учащимися, Рефлексия и т. д., и разнообразных видов работ педагога, отражающих все стороны его педагогической деятельности. Электронный портфолио создает условия для самореализации и самовыражения учителя, рефлексии своей педагогической деятельности, формирования успешности и индивидуального профессионального роста.
При создании и наполнении электронного портфолио от учителя требуются умения конструировать, моделировать и проектировать свою профессиональную деятельность, учитывать требования, предъявляемые к разработке программно-методических комплексов (психолого-педагогическим требованиям, эргономическим требованиям и дизайна, программно-технологические и др.).
Наибольшую важность при наполнении электронного портфолио содержанием представляют такие принципы дидактики, как научность, последовательность, системность, доступность, наглядность, интерактивность, ориентированность на самостоятельную деятельность и т. д.
Электронный портфолио учителя представляет собой, с одной стороны, личное портфолио учителя, с другой стороны, аккумуляцию и осмысление опыта других педагогов, методистов, IT-специалистов. В нем отводится место для самостоятельной и творческой деятельности как учителя, так и его учеников.
Электронное портфолио учителя представляет собой сложный программно-методический комплекс, направленный на аккумуляцию созданных компьютерных средств обучения, распределённых информационно-образовательных ресурсов, нормативных документов, результатов педагогического опыта и достижений учителя, творческих работ учащихся и т.д.
Электронное портфолио учителя - это целостность, представляющая собой совокупность различных отделов и разнообразных работ педагога, отражающих все стороны его педагогической деятельности. Электронное портфолио создаёт условия для самореализации и самовыражения учителя, рефлексии своей педагогической деятельности, формирования успешности и индивидуального профессионального роста.
В отечественной педагогической практике портфолио может рассматриваться не только как средство педагогической диагностики, но и как метод оценки профессионализма педагогов, в частности можно говорить о рефлексии деятельности учителя за межаттестационный период. Набор материалов в портфолио достаточно устойчив: - педагогическая концепция; - награды и сертификаты; - тренинги и курсы; - публикации; - авторские либо коллективные программы; - проекты и исследования; - планы уроков; - примеры заданий; - достижения учеников; - отзывы и оценки учеников, коллег, администрации Необходимость создания в рамках портфолио архива электронных ресурсов является для учителя стимулом к овладению информационной компетентностью, в которой сочетаются информационно-технологические и информационно-технические компоненты, способствующие успешному использованию ИКТ в преподавании, повышении качества обучения школьников. При внедрении электронного портфолио педагога, включающего достижения учащихся, существенными показателями успешного роста квалификации учителя являются: - индивидуальная позиция педагога, которая обеспечивается наличием в портфолио соответствующего плана на ближайшую перспективу; - примеры того, как профессионализм педагога реализуется в процессе педагогической деятельности и в итоге повышает ее качество, улучшая жизнь детей в школе; - соответствие поставленных задач и свидетельств конкретных достижений, доказывающих, что они успешно реализованы.
Заключение
Анализ применения портфолио в обучении, убедительно показывает, что в идее портфолио заключены большие возможности для модернизации школьного обучения, т. е. для совершенствования процесса обучения в свете новых требований, предъявляемых в настоящее время к современной школе. Ценность портфолио состоит в том, что вокруг него и в связи с ним может быть выстроен такой учебный процесс, который позволяет развивать или формировать некоторые когнитивно-личностные качества, которые выдвигаются миром образования и труда как необходимые каждому человеку для активного участия в жизни современного демократического информационного общества.
В результате получаем:
— повышение качества образовательного процесса и его вариативности;
— расширение возможностей обучения и самообучения;
— наполнение личных портфолио учащихся в виде электронных продуктов;
— развитие медиакомпетентности и информационной культуры;
— повышение мотивации и социальной активности учителя.
Результаты создания электронного портфолио как технологии управления качеством образовательного процесса в целом и индивидуальным прогрессом учителя показывают целесообразность принятых решений, обобщение и распространение полученного опыта. Надеюсь, создание модели электронного портфолио поможет при подготовке и участию учителей в различных конкурсах.
© 2017, Мифтахов Виль Юлевич 725