СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическое воспитание

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экологическое воспитание детей младшего возраста через наблюдение за березой

 

Одной из самых актуальных проблем современности является взаимодействие человека с природой. Важнейшим вопросом в сохранении  природных ресурсов земли является образование людей в области окружающей среды, экологического воспитания всего населения и особенно молодого подрастающего поколения. Планету может спасти лишь деятельность людей, осуществляемая на основе глубокого понимания законов природы, учета многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознания того, что человек не властелин природы, а ее часть. Это означает, что экологическая проблема встает не только как проблема загрязнения окружающей среды и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на земле. Она  вырастает в проблему преобразования стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь.

     Таким образом, экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

     В нашем детском саду все педагоги хорошо понимают, что большое значение в умственном воспитании детей имеет экологическое воспитание, что его значение трудно переоценить. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире.

Дети в детский сад поступают с очень низким уровнем экологического развития. От чего это зависит? Потому что родители мало говорят, мало занимаются с детьми и многие из них страшно заняты на работе, и сильно устают. Дети сами меньше говорят, меньше интересуются окружающим миром, их больше интересуют компьютер, телевизор и т.д. А также многие родители из-за нехватки денег не могут покупать своим детям игры, которые помогли бы им развиваться на современном уровне. Детский сад недостаточно обеспечивается современным и настольными играми. Обнаружив у детей отставание, наши воспитатели не отчаиваются, а серьезно занимаются решением этой проблемы. В детском саду наши воспитатели углубленно занимаются над решением проблемы экологического воспитания. Ознакомление с экологией осуществляется на прогулках в ходе наблюдений за окружающим, на занятиях ИЗО и в повседневной жизни. Работа по экологическому развитию ведется также на музыкальных и физкультурных занятиях.

Таким образом проанализировав внешнюю  и внутреннюю ситуацию, мною была определена проблема: повысить и обогатить уровень экологической культуры детей младшего дошкольного возраста.

Была определена цель проектной деятельности: повысить уровень экологической культуры детей младшего дошкольного возраста через наблюдения за березой.

Для достижения поставленной цели были обозначены следующие задачи:

  • Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, получать новые знания
  • Подобрать, изучить научно - педагогическую литературу по экологическому воспитанию детей младшего возраста
  • Вызвать у детей интерес к конкретному объекту-дереву береза; вызвать желание оберегать, защищать, заботится  о ней, прививать трудолюбие
  • Сформировать представление о березе,  значение и применении березы в жизни человека, о многообразии видов
  • Воспитывать у детей любовь к природе
  • Составить перспективный план  работы  с детьми по сезонам времени года наблюдений за березой
  • Вовлечь родителей группы в педагогический процесс по реализации проекта.

   Началом работы по экологическому воспитанию детей является правильная организация зоны природы.

Наблюдения позволяют показать детям природу в естественных условиях во всём её многообразии. Систематическое использование наблюдения приводит к развитию наблюдательности, а значит решению одной из важнейших задач умственного воспитания. Приручая дошкольника к регулярным наблюдениям, взрослые научат ребёнка с малых лет не только замечать, но и чувствовать, переживать красоту растений.

    Особую значимость в экологическом воспитании имеет совместная трудовая деятельность детей и взрослых, направленная на улучшение природного окружения: посадка деревьев и кустарников, декоративных растений, отчистка растений от мусора.

 

 

 

Словесные методы – это рассказы воспитателя и детей чтение художественных произведений о природе, беседы. Основная цель этого метода – создать у детей точное конкретное представление о наблюдаемом в данный момент явлением природы. Чтение художественной литературы может сопровождать наблюдения в природе. Это помогает детям, полнее ощутить красоту природы после организуется беседа. Цель беседы – помочь детям глубже осознать явление природы, обобщить и систематизировать знания о прочитанном. Занятия являются ведущей формой организации работы по ознакомлению детей с природой. На занятия у детей формируется система элементарных знаний, осуществляется развитие основных познавательных процессов и способностей.

    Особую роль в экологическом воспитании детей принадлежит экскурсия в уголок леса. Они дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными объектами и явлениями, сезонными изменениями.

    Не менее важна в организации природоохранной работы детского сада работы с детьми на участке. Хорошей традицией в детских садах стала забота о зимующих птицах осенью и зимой. В последние годы сложилась определенная система в этой работе: с детьми ведутся предварительные беседы о необходимости подкормки птиц, об изготовлении птичьих домиков.

    Важен правильно организованный, доступный дошкольникам труд на участке. Не стоит доказывать, что у ребенка, вырастившего своими руками цветы посадка дерева, заботливо охранявшего зимой каждую веточку, никогда не поднимается рука, чтобы нанести вред окружающей природе. Надо постоянно помнить о результативности детского труда он должен быть осознанным доставлять детям радость.

    Одной из важнейших задач экологического воспитания детей является пропаганда среди родителей и приобщении их к вопросам экологического воспитания детей в семье. ДОУ должно вести большую разъяснительную работу среди родителей. Успех зависит от того, насколько в экологической проблеме ориентируются сами родители, каков их уровень знания о жизни природы, о взаимодействии человека с ней.

  Задачи ознакомления детей с природой родного края созвучны с общей проблемой ДОУ: формирование духовно-нравственной культуры ребёнка-дошкольника.  

   Для эффективной работы в данном направлении (нравственного становления личности) в ДОУ создана благоприятная развивающая среда,

которая способствует:

 - познавательному развитию ребенка;

 - эколого-эстетическому развитию;

 - формированию нравственных качеств;

 -формированию экологически грамотного поведения;

Для ознакомления детей с природой в группе организован уголок природы, где имеются самые различные комнатные растения: амариллис, папоротник, фиалки, хлорофитум и другие, развивающие игры экологического содержания, х/литература, календарь природы, много природный  материал.

На территории д/с имеется уголок сада и огород, цветники, уголок леса, где можно наблюдать за деревьями.

 Идея реализации проекта помогла решить конкретные задачи не только по экологическому воспитанию, но также ряд воспитательно-образовательных задач.

 Я решила реализовать проект по следующим этапам:

            -изучение литературы;

            -обогащение развивающей среды;

            -составление перспективного плана;

            -определение форм и методов работы с детьми;

            -анкетирование родителей;

            -годовой цикл наблюдений за берёзой;

            -о многообразии, значение и применение берёзы.

            - загадки, пословицы, народные приметы;

            -план работы с родителями;

            -диагностика детей;

Для достижения поставленной цели проекта я постоянно изучаю методическую и педагогическую литературу, технологии. Это мне помогает получать необходимые знания, повышать уровень профессиональной компетентности.

 

 

 

 

 

Работа над проектом началась в осенний период в сентябре 2010г. со 2-ой младшей группой. Занимаясь с малышами, я выявила, что большая часть детей мало знают о деревьях, в частности о березе.

По выявлению знаний по экологическому воспитанию и по проверки соответствующего уровня знания, провела беседу с детьми, где задавала детям вопросы?

              -1. Что такое природа?

              -2. Много ли деревьев растет около д/с?

              -3.Какие деревья вы знаете?

              -4. Что есть у березы?

              -5. Как береза готовится к зиме?

              -6.Почему нет листьев зимой?

              -7.Что нужно дереву?

              -8.Какие грибы растут под березой?

              -9.Какие насекомые живут рядом с березой?

              -10.Нагревается ли ствол березы в жаркую погоду?

Всего обследовано:  20 детей

Высокий уровень – 5 детей (25 %)

Средний уровень – 9 детей (45 %)

Низкий уровень   - 6  детей (30 %)

Причина – низкий уровень экологического развития. Обнаружив у детей отставание в экологическом развитии, я не огорчилась, а решила серьезно заняться над этой проблемой.

    В результате целенаправленной проделанной работы создание соответствующих условий с использованием разных методов и приемов, для оценки результатов использовалось повторное обследование. Диагностику проводилась 20 мая 2011 года. Из данной диагностики видно:

                  Всего обследовано: 20детей

                  Высокий уровень – 11 детей (55%)

                  Средний уровень – 9 детей (45%)

                  Низкий уровень – 0 детей (0.00%)

    После проделанной работы знание детей улучшились. Дети более полно, подробно могут отвечать на поставленные вопросы.

    У детей на глазах радость и они теперь сами подсказывают, что надо делать, как относится, стали более наблюдательнее и меня это радует.

    Хочется верить, что когда дети вырастут, будут бережно хранить все живое.

    Все мы хотим, чтобы наши дети росли здоровыми, умными, успешными. Для достижения этой цели необходимо потрудится вместе с ребенком. И чтобы это было не в тягость нашему вниманию предлагаются пособия, в которой представлены теоретические и практические работы по экологическому воспитанию.

 

 

07.01.2015 16:01


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!