СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основы экологического воспитания на уроках в младших классах для детей с нарушениями интеллекта

Нажмите, чтобы узнать подробности

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Экологическое воспитание - самое важное в наше время. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережней относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашей стране.

Проблема взаимоотношения человека и природы нашла свое отражение задолго до нашего века. Еще в XVII веке Ян Амос Коменский обратил внимание на "природосообразность" всех вещей, то есть на то, что все процессы в человеческом обществе протекают подобно процессам природы. Эту идею он развил в своем труде «Великая дидактика». Эпиграфом к этой книге послужил девиз «Пусть течет все свободно, без применения насилия». Коменский утверждал, что природа развивается по определенным законам, а человек - это часть природы, следовательно, в своем развитии человек подчиняется тем же общим закономерностям природы. Уже в те времена педагогом было выведено важнейшее экологическое положение о связи человека и природы, о их неотделимости друг от друг.

Процессу изучения природы и общению учащихся с нею придается новый деятельностный характер. Советский педагог Н.К. Крупская подчеркивала, что формирование отношений к реальной действительности, в том числе к природной среде, протекает в процессе деятельности по охране природы. Этому положению соответствовало массовое развитие юннатского движения в нашей стране.

В советской школе природоохранительное образование развивалось по двум направлениям: одно из них связано с изучением вопросов охраны природы на уроках и экскурсиях, другое - во внеклассной и внешкольной деятельности.

Большое наследие в области воспитания младших школьников окружающей средой оставил нам выдающийся советский педагог В.А. Сухомлинский. Он придавал особое значение влиянию природы на формирование и развитие личности ребенка. «Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатству духовной культуры, - говорил Сухомлинский. - Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Я вижу воспитательный смысл в том, чтобы ребенок видел, понимал, ощущал, переживал, постигал как большую тайну, приобщение к жизни в природе.». В книге «Сердце отдаю детям» Сухомлинский дает учителям совет: «Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами». Он отмечает, что «вывести детей на лужайку, побывать с ними в лесу, в парке - дело значительно более сложное, чем провести уроки». Так как на организацию экскурсии учителю надо уделять столько же времени и внимания как на организацию урока, а то и больше. Случается, что учителя проводят экскурсии «спустя рукава», не готовясь к ней вовсе. Но и при подготовке следует учитывать, что не обязательно все время экскурсии должно быть занято разговорами. Сухомлинский отмечает: «Детям не надо много говорить, не надо пичкать их рассказами, слово не забава, а словесное пресыщение - одно из самых вредных пресыщений. Ребенку нужно не только слушать слово воспитателя, но и молчать; в эти мгновения он думает, осмысливает услышанное и увиденное. Нельзя превращать детей в пассивный объект восприятия слов. А среди природы ребенку надо дать возможность послушать, посмотреть, почувствовать». Отношение детей к объектам природы известный педагог тесно связывал с тем, что природа - это наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом. В.А. Сухомлинский неоднократно отмечал, что сама природа не воспитывает только активное воздействие в ней. «Меня поражало, - говорит Сухомлинский - что восхищение детей красотой переплеталось равнодушием к судьбе прекрасного. Любование красотой - это лишь первый росток доброго чувства, которое надо развивать, превращать в активное стремление к деятельности». Сухомлинский предлагает для реального воплощения этого положения в действие создать живой уголок, где все дети примут участие в уходе за животными, организовать «птичьи» и «звериную» лечебницы, садить деревья. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать все эти чувства с раннего возраста. Сухомлинский пишет: «Опыт показывает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождается в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира».

Внимание ученых-педагогов к проблемам экологического воспитания в последние годы возросло. В концептуальных работах Зверева И. Д., Суравегиной И.Т., Захлебного А. Н., посвященных проблемам экологического образования школьников, содержатся важные выводы о возможностях экологического воспитания детей в процессе обучения; педагогических условиях формирования экологических знаний, убеждений, ответственного отношения школьников к природе; значимости практической природоохранной деятельности детей, реализации интегративного подхода к содержанию экологического образования. Академик И.Д. Зверев пишет: «Острота современных проблем взаимодействия общества и природы поставила ряд новых задач перед школой и педагогикой, которые призваны подготовить молодое поколение, способное преодолеть последствия негативных воздействий человека на природу, бережно относиться к ней в будущем. Вполне очевидно, что дело нельзя ограничить «просвещением» школьников в области охраны природы. Весь комплекс экологических проблем современности потребовал нового философского осмысления, коренного пересмотра ряда социально-экономических вопросов, новых научных поисков и более полного и последовательного отражения многоаспектности экологии в школьном образовании».

Исследования Дерябо С.Д. Панова В.И., Сидельковского А.П., Ясвина В.А., освещают психологические аспекты взаимодействия школьников с природой. В разрабатываемой Тарасовым Л.В, модели "Экология и диалектика" материализуется идея экологического воспитания детей на основе формирования у них естественнонаучных представлений о всеобщей взаимосвязи вещей, единстве мира.

Особое значение для нашего исследования имеет концепция воспитания экологической культуры школьников, разработанная Лихачевым Б.Т., Дежниковой Н.С. и др., в которой сформулированы положения о самоценности экологического воспитания; экологической культуре как новообразовании в личности, развивающемся на основе ее интеллектуальной, эмоционально-чувственной и деятельностной сфер и выражающейся в системе отношений ребенка к природе, людям и самому себе.

Среди современных педагогов, занимающихся вопросами экологического воспитания, можно выделить А.А. Плешакова. Он не только разрабатывает теорию экологического воспитания, но и предлагает конкретные методы работы. Плешаков считает: «Усиление экологической направленности курса природоведения - это, на наш взгляд, наиболее назревший и реальный на сегодняшний день шаг в направлении экологизации начальной школы, а также организации работы группы продленного дня и внеклассной работы».

В современных условиях, когда наметились новые тенденции мирового общественного разви­тия, в том числе кризисные явления глобального характера, отчётливо осознаётся значимость экологического подхода в специальном образовании. Прослеживается неразрывная взаимосвязь экологии природы, экологии человека, эколо­гии культуры. От деятельности человека зависит экология природы. Нарушение природного равновесия приводит к катаклизмам, угрожающим жизни человека. Экологически правильное поведение нужно повсеместно и в течение всей человеческой жизни. Вот почему ставится вопрос о тоталь­ной экологизации мировоззрения. Это означает насыщение всех учебных предметов экологическим содержанием, формирование экосознания, упражнение в пра­вильном экологическом поведении, в выстраивании экологических взаимоотношений между людьми. Это подготовит учащихся не только технологически, но и духовно, и нравственно к экологически целесообразному поведению в любой сфере жизнедеятельности.

В специальном образовании выделяют экологическую коммуникацию и экологически ориентированное консультирование. Экологическая коммуникация предполагает выстраивание общения с лицами, имеющими психофизические нарушения, с учётом их речевых возможностей, доступности коммуникативного обмена. Общение с неговорящими детьми, как правило, выстраивается на основе невербальной коммуникации, использования жестов, символов, которые делают открытыми для общения обе стороны. Обучая детей с интеллектуальной недостаточностью, педагог пользуется простой, понятной речью. В контексте экологической коммуникации приобретает особую значимость уваже­ние и признание жизненного мира детей с интеллектуальной недостаточностью и толерантность по отношению к нему, оцениваются реальные речевые возможности и актуальный жизненный опыт, чтобы взаимодействие как можно больше соответствовало жизненному контексту особенного ребёнка. В рамках экологического подхода каждый ученик рассма­тривается как определённая экомикросистема, состоящая из комплекса сложных, многообразных взаимосвязей, важных для его идентичности. В этом случае становится понятным помогающее, поддерживающее обучение детей с интеллекту­альной недостаточностью, которое обеспечивает партнёрство участников образовательного процесса, бережное отношение к внутреннему миру Другого.

В связи с этим особую актуальность приобретает необходимость обеспечить учащихся с нарушениями интеллекта базовыми экологическими знаниями, умениями и навыками, необходимыми для осознанного поведения в окружающей среде, однако теоретические и прикладные аспекты данной проблемы в специальной педагогике разработаны недостаточно.

Экологический подход на уроках осуществляется тогда, когда учитель излагает мате­риал доступным и понятным для детей языком, соотносит свою речь с детской речью.

Американский психолог Г. Крайг использует термин «экологическая валидность». Она трактуется как «учёт многих средовых пере­менных, которые влияют на поведение». Дети усваивают пра­вильное поведение в лесу, на реке, в общественных местах, на уроке, на перемене. Экологический подход делает необ­ходимым создание безопасной среды пребывания учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Вместе с тем также важно обезопасить окружающих от несуразных, нарушающих экологию природной среды действий школьников. Наиболее эффективен путь включения учащихся в системную практи­ческую деятельность по охране природной среды и оказанию помощи старикам, детям, тем, кто нуждается в человеческой поддержке, участии.

В работах Н.М. Верзилина, С.Н. Глазачева, В.Д. Дерябо, А.Н. Захлебного, И. Д. Зверева, П.Г. Иоганзена, Д.Н. Кавтарадзе, И. С. Матрусова, А.А. Мамонтовой, И.Н. Пономаревой, Н.А. Рыжовой, И.Т. Суравегиной, В. А. Левина и др. рассматриваются научные аспекты теоретико-методологического обеспечения процесса экологического образования и воспитания учащихся, не имеющих отклонений в развитии, в том числе в начальной школе.

В.И. Ашиков, С.А. Веретенникова, Н.Ф. Виноградова, Л.Н. Ердаков, Т.Н. Зенина, З.А. Клепинина, М.Ф. Маханева, Л.И. Парамонова, А.А. Плешаков, Л.М. Хафизова и другие авторы в своих исследованиях анализируют психолого-педагогические проблемы, возникающие при реализации данного процесса в школах и дошкольных учреждениях, приводят конкретные методические разработки. Однако применительно к специальной педагогике подобные исследования практически отсутствуют.

Проблема экологического образования и воспитания детей с отклонениями в развитии рассматривалась некоторыми отечественными дефектологами

В программах, учебниках, рабочих тетрадях для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида таких авторов, как В.В. Воронкова, Л.В. Кмыткж, Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина, Э.В. Якубовская и др. темы, посвященные экологии, нашли практическое осуществление.

В исследованиях вышеназванных авторов отражается интерес к рассматриваемой теме и указания на ее значимость и актуальность. Однако данный вопрос поднимается ими лишь в контексте других проблем воспитания детей с нарушениями развития. При наличии сложившегося общего взгляда на проблему, отмечается неразработанность теоретико-методических аспектов, связанных с формированием экологической культуры учащихся с нарушениями интеллекта; специальные исследования отсутствуют.

Таким образом, анализ состояния современной педагогической теории и практики экологического воспитания младших школьников с интеллектуальной недостаточностью показал, что несмотря на активное обращение исследователей к данной проблеме на протяжении последних лет, изучены лишь ее отдельные аспекты. Результаты значительной части исследований требуют переосмысления с учетом формирующегося сегодня философского видения перспектив развития современной цивилизации, и условий предотвращения глобального экологического кризиса. Экологическое воспитание младших школьников во внеурочное время до сих пор не являлось предметом специального педагогического исследования.

В наши дни вопросы экологического воспитания приобрели новую актуальность и решать их - задача современной школы.

20.01.2020 21:22


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!