СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. Они несут угрозу жизни и человеческой цивилизации. Самая волнующая из них – это проблема, связанная с загрязнением окружающей среды. Загрязняется всё: воздух, вода, почва. А это губительно сказывается на растениях, животных, на здоровье людей. Поэтому вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту.
Экология – наука о связях в природе между живыми существами и окружающей средой. Под экологическим воспитанием понимается формирование у широких слоев населения высокой экологической культуры всех видов деятельности, связанных с познанием, освоением, преобразованием природы.
Знать о природе мало – стыдно, а не знать совсем просто невозможно. Экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Дошкольный возраст стал первым этапом в развитии экологической культуры человека. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируется основа нравственно-экологических позиций.
Основная цель экологического воспитания:
научить ребёнка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием.
Задачи экологического воспитания:
-углубить и расширить экологические знания;
-привить начальные навыки и умения: поведенческие, познавательные, преобразовательные;
-развить познавательную, творческую, общественную активность дошкольников в ходе экологической деятельности,
-воспитать чувства бережного отношения к природе.
Основные этапы взаимодействия с природой в воспитательном процессе:
1 этап. Вовлечение детей в предметно – преобразующую деятельность среди природы.
Цели этапа – приучение дошкольников к разумному природопользованию, труду, сбережению естественных ресурсов, усвоению практического опыта отношений в естественной среде. Результатом на данном этапе будут практические знания, личный опыт воздействия на среду и сбережение богатств, обогащение познавательных интересов, потребность в деятельности среди природы. Активизируются и деловые отношения группы, растет взаимопонимание, появляется стремление сравнивать себя с товарищами, подражать лучшим из них, заслужить уважение и авторитет.
2 этап. Учебная деятельность дошкольников становится ведущей. Она помогает систематизировать впечатления о природе и личной деятельности, открывает возможность соединить практику с образованием. Развитие речи, работа с произведениями литературы, музыки и изоискусства позволяет дошкольнику глубже раскрыть духовную ценность природы.
3 этап особый. Он предполагает целенаправленное формирование личности дошкольника. Здесь подразумевается специальная организация деятельности для вовлечения ребенка в дела среди природы, которые полагают формирование мировоззрения, убеждений, ценностной ориентации, речи, воли, характера.
Важная воспитательная задача – убеждать детей в том, что все эти существа (растения и животные) – это наши «соседи по планете».
Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания. Общаясь с ней, изучая объекты и явления, дети постигают мир, в котором живут. Основу для становления и развития ответственного отношения к природе, формирования экологической культуры составляет и содержание учебных предметов детского сада, которые несут большую информацию о жизни природы, о связях в природе, о её ценностных свойствах.
Можно выделить три уровня изучения природы:
1 уровень: объекты природы рассматриваются отдельно, не рассматриваются связи между ними.
2 уровень: объекты природы рассматриваются в их взаимосвязи (чем питаются те или иные животные, цепи питания, где обитают и т.д.)
3 уровень: здесь уже рассматриваются не только предметы природы, а процессы. На этом уровне дети могут уже объяснить явления природы, основываясь на экологические связи.
Формы экологического воспитания.
Существуют различные формы экологического воспитания: массовые, групповые, индивидуальные.
К массовым относится работа детей по благоустройству и озеленению помещений и территории ДОУ, природоохранительные праздники, экологические фестивали, ролевые игры, работы на участке.
К групповым – экскурсии, туристические походы по изучению родного края, экологический практикум.
Индивидуальные формы предполагают наблюдения за животными и растениями, изготовление поделок, рисование, лепку.
Для успешного осуществления экологического воспитания необходимо развивать взаимосвязь с родителями и общественностью, четко планировать работу всех звеньев системы, изучать и контролировать работу каждого звена, анализировать результаты и подводить итоги.
Для реализации экологического воспитания чрезвычайно важен патриотический аспект. Для каждого маленького гражданина понятие Родины связано с родной природой. Картины родного края под воздействием литературных произведений и произведений искусства сливаются у дошкольника в единый образ Родины. И чувство ответственности за свою страну отождествляется с чувством ответственности за её природу: беречь природу – значит беречь свой дом, свой край, свою Родину.
Важным элементом экологического воспитания является необходимость раскрыть многообразную роль природы в жизни человека. Дети должны быть включены в активную деятельность, разные виды которой дополняют друг друга.
Разнообразные виды деятельности и формы работы, их разумное сочетание обеспечивают успех экологического образования.
Формы работ по экологическому воспитанию
в детском саду.
1. Занятия по учебным предметам.
2. Занятия – экскурсии.
3. Туристические походы.
4. Праздники
5. Проектная деятельность
6. Работа кружка.
7. Оформление группы и раздевалки
8. Чтение книг в свободное время.
9. Выставки и конкурсы рисунков и поделок.
10.Семейные конкурсы.
11.Трудовая деятельность детей.
12.Сюжетно-ролевые игры
1. Занятия по учебным предметам.
Вопросы экологического воспитания и образования включены в содержание многих учебных предметов в соответствии с программой.
Игра «Не сорока, не ворона, а…»
2. Занятия – экскурсии.
Цель таких занятий – расширить представление о природе, способствовать развитию современного экологического мышления. Планом предусмотрены экскурсии в парк, к водоёмам, по экологической тропе, по деревне, к грачевнику и т.д.
Будем проводить их во все времена года. Маленькие дети непосредственно восторгаются при виде цветка, бабочки, стрекозы, желто-красного листочка, свиристелей, сидящих на рябине.
3. Туристические походы.
Рекомендую обязательно включить в план проведение туристических походов. Вместе с родителями отправляемся в поход, предварительно определив место посещения и план проведения. Во время похода знакомим детей с правилами поведения. Непосредственно общаясь с природой, воспитанники чувствуют себя её частичкой, и поэтому стараются бережно к ней относиться, соблюдая все правила.
Осенний поход
Встреча со сказочными героями.
4. Праздники.
В соответствии с каждым временем года проводим экологические праздники: «Синичкин день», «Встреча весны», «Здравствуй, гостья – Зима», «День птиц». Дети лучше воспринимают материал и запоминают что-то новое, если в игровом сюжете действуют отрицательный и положительный персонажи.
«В гости к нам пришла… кикимора!»
«Мы веселые зверушки»
5. Проектная деятельность.
Специфика метода проектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребёнка с окружающей природной средой, а педагогическое взаимодействие осуществляется в совместной с ребенком деятельности, опирается на его собственный опыт.
В один из периодов мы работаем над проектом «Мы – юные орнитологи». Во время подготовительной работы нужно провести анкетирование родителей. В результате определилить цели и задачи проекта. В деятельность включены дети, воспитатели и другие работники детского сада, родители. В ходе реализации проекта ведутся наблюдения за поведением птиц в природе и на птичьем столбе, который сделан силами родителей. Свои наблюдения дети фиксируют в рисунках и с помощью воспитателей записывают в дневник наблюдений «Наблюдая - познаем». С помощью родителей были сделаны весной скворечники, которые разместили на участке или около детского сада. Родители совместно с детьми сделали книжки-самоделки о птицах.
Во время занятий проводятся беседы о пернатых питомцах. Подобрана соответствующая возрасту литература. Тесно сотрудничаем с сельской библиотекой, где библиотекарь проводит викторины по теме, читает детям книги детских писателей-натуралистов.
Оформление группы и раздевалки также соответствует теме. «Птичья газета», «Дедушка Дерево», выставки работ детей и родителей – всё способствует расширению знаний дошкольников о жизни птиц.
Предполагаемый результат работы над проектом:
- расширение и углубление экологических знаний детей;
- развитие речи;
- развитие познавательной активности;
- формирование чувства бережного отношения к природе.
Рукописные книги, сделанные детьми с помощью родителей.
Стенгазета «Птичьи новости»
6.Трудовая деятельность детей.
Осуществляя экологическое воспитание необходимо помнить о роли положительного отношения к труду на природе. Воспитатель разъясняет детям значимость их труда, поощряет тех, кто проявил инициативу и добился хороших результатов. Дети зимой подкармливают птиц на кормушках, ухаживают за цветами на клумбах и в группе.
Мы сами ухаживаем за цветами.
Убираем мусор.
7. Оформление группы и раздевалки
Немалая роль в воспитании отводится эстетичному оформлению группы и раздевалки. Работая над проблемой экологического воспитания, обращаем внимание и на этот аспект. Сменяемость стендов в зависимости от времен года, оформление выставок – все это создает соответствующий эмоциональный настрой.
Результатом такой работы должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, но развитие отзывчивости, желания активно защищать, облагораживать природную среду. Необходимость её диктуется всей нашей жизнью.
Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы. Именно в дошкольном возрасте формируются особенности характера человека, его нравственный облик. Если в воспитании дошкольника упущено что-то существенное, эти проблемы проявятся позже и останутся неизлечимыми.
© 2020, Шайхуллина Анна Алексеевна 1066