СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
''Основы дизонтогенеза''
ПЛАН
Genesis – происхождение, развитие) – индивидуальное развитие организма от момента его зарождения до конца жизни.
Онтогенез представляет собой развитие наследственной основы организма в конкретных условиях внешней среды.
В онтогенезе каждый организм проходит через последовательные периоды развития.
В онтогенезе человека различают:
В 1927 году Швальбе впервые употребил термин ''Дизонтогения'' – отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального развития.
С развитием науки данный термин приобрел более широкое значение.
''Дизонтогения'' – различные формы нарушения онтогенеза, в пренатальный и постнатальный периоды, преимущественно ранний постнатальный период, ограниченный теми сроками развития, когда морфологические системы организма еще не достигли зрелости.
Эти факторы определяют психический дизонтогенез, обусловленный тем, что страдает первично - зрение, слух, моторика, интеллект, эмоционально-волевая сфера.
Дизонтогения = аномалия развития
Нарушения нервной системы
Биологические факторы Социальные факторы
Биологические факторы:
Незрелость развития мозга, слабость гематоэнцефалического барьера, обуславливают повышенную восприимчивость центральной нервной системы ребенка к различным вредностям. Таким образом, целый ряд патогенных факторов, не оказывающих влияние на взрослого, вызывает нервно-психические нарушения и аномалии развития у ребенка.
При этом в детском возрасте встречаются такие церебральные заболевания и симптомы, которые у взрослого либо совсем не бывают, либо наблюдаются очень редко (ревматическая хорея, фебрильные судороги …)
На характер нарушения влияют
ВРЕМЯ ПОВРЕЖДЕНИЯ
Чем раньше действует патогенный фактор, тем объем поражения тканей и органов более выражен.
Тип порока развития в эмбриональном периоде определяется временем патологического воздействия. Наиболее ранимым является период максимальной клеточной дифференциации.
Для поражения нервной системы неблагоприятно воздействие вредности в первую треть беременности.
Одни и те же пороки развития могут возникать в результате действия различных внешних причин, но в один период развития.
Одна и та же причина, действуя в разные периоды внутриутробного онтогенеза может вызывать различные виды аномального развития.
МОЗГОВАЯ ЛОКАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА И СТЕПЕНЬ ЕГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ
Особенностью детского возраста является незрелость нервной системы, большая ее пластичность. Именно эти особенности обуславливают успешность компенсации дефекта.
При поражениях, локализованных в определенных центрах и проводящих путях, длительное время может не наблюдаться выпадение определенных функций. То есть при локальном поражении компенсация значительно выше, чем при дефицитарности функции, возникшей на фоне общемозговой недостаточности, наблюдаемой при диффузных органических поражениях мозга.
В первом случае компенсация идет за счет сохранности других систем мозга, во втором – общая недостаточность мозга ограничивает компенсаторные возможности.
ИНТЕНСИВНОСТЬ ПОВРЕЖДЕНИЯ МОЗГА
Органическое повреждение мозга в детском возрасте приводит к недоразвитию функций, функционально связанных с поврежденной функцией.
Недоразвитие функций
Обширный характер повреждения
Повреждение функций
Неблагоприятные социальные факторы:
Неблагоприятные социальные факторы приводят к проявлениям дизонтогенеза, в целом менее грубым по степени выраженности, а также обратимых.
Чем раньше сложилась для ребенка неблагоприятная социальная обстановка, тем более грубые и стойкие будут нарушения.
К социально обусловленным видам патологического нарушения онтогенеза относится – патохарактерологическое формирование личности – аномалия развития эмоционально-волевой сферы с наличием стойких аффективных изменений, вегетативной дисфункции, вызванная длительными неблагоприятными условиями воспитания и возникшая в результате патологически закрепившихся реакций протеста, имитации, отказа, оппозиции.
СИМПТОМЫ характеризуются:
СИМПТОМЫ
негативные |
продуктивные |
Явления ''выпадения'' в психической деятельности: снижение интеллектуальной и эмоциональной активности, мышления и памяти |
Связаны с явлениями патологической ирритации психических процессов: невротические и неврозоподобные расстройства, судорожные состояния, страхи, галлюцинации, бредовые идеи |
В детском возрасте негативные симптомы болезни трудно разграничить с явлениями дизонтогенеза, при которых ''выпадение'' функции может быть обусловлено нарушением ее развития.
Пример: врожденное слабоумие при олигофрении, ранняя детская шизофрения
Продуктивные симптомы указывают на остроту болезни и играют большую роль в формировании аномального развития.
Пример: проявление болезни или ее последствия, как психомоторная возбудимость, аффективные расстройства, эпилептические припадки при длительном воздействии приводят к образованию ряда отклонений развития, сто способствует формированию специфического типа дизонтогенеза.
Симптомы возрастные явления
Болезни симптомы дизонтогенеза
Возрастные симптомы отражают патологически искаженные и утрированные проявления нормального возрастного развития.
Онтогенетический уровень реагирования на ту или иную вредность приводит к возникновению возрастных симптомов.
Возрастные симптомы характерны для определенного возраста и могут наблюдаться при самой различной патологии.
В.В.Ковалев (1973) дифференцирует возрастные уровни нервно-психического реагирования у детей и подростков в ответ на различные вредности:
Симптомы предыдущего периода могут встречаться на последующих уровнях, но им отводится периферическое место в картине дизонтогенеза.
Преобладание патологических форм реагирования, свойственных более младшему возрасту, свидетельствует о явлениях ЗПР.
Выделение данных уровней условно, так как отдельные проявления нервно-психического реагирования не только сменяют и отодвигают друг друга, но на различных этапах сосуществуют в новых качествах, формируя новые типы клинико-психологической структуры.
Пример: сомато-вегетативные нарушения ведущие не только от 0 до 3 лет, но и в подростковом возрасте и связаны с расторможением влечений, в основе которых лежит дисфункция эндокринно-вегетативной системы.
Литература:
© 2020, Колько Оксана Петровна 1159