СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Моя педагогическая концепция»

Нажмите, чтобы узнать подробности

МАУ ДО «Детская школа искусств

им. П.И. Чайковского»

Преподаватель Круглова

Светлана Александровна

«Моя педагогическая концепция»

Художники обязаны показывать нам,

сколь хороша жизнь.

Иначе у нас появились бы сомнения.

А. Франс

«Жизнь в параллели»

В институте, я от своего профессора Богомолова В.В. услышала фразу, что «можно быть хорошим художником, но не уметь объяснить, как «это» нарисовать, и наоборот - педагогом можно быть отличным, но плохо рисовать». Эта фраза залегла у меня очень глубоко в душу. С тех пор, я постоянно учусь и саморвиваяюсь сразу в двух направлениях, посвящая этому все свое свободное время.

Пройдя путь поиска наиболее творческой работы для себя, я до конца не понимала своего призвания, и раз ступя на порог школы, я только тут ощутила себя нужной. Я сделала свой выбор, считаю его правильным и сейчас. Размышляя теперь о своем жизненном пути, я прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Наверное, это и есть моя дорога, зовущая и ведущая к счастью педагогического труда, к бесконечной жизни в душах моих учеников. Мне нравится быть преподавателем. Мне нравится думать о своих учениках, сопереживать их успехам и неудачам, общаться, нести за них ответственность. Я осознала, что быть преподавателем – это значит жить.

Преподаватель - это, безусловно, всесторонне развитый и образованный человек. Свой предмет, своя область знаний для преподавателя являются ведущими. Но не стоит забывать о существовании и других областей. А ведь способность к общению, обмену информацией - одна из ведущих способностей преподавателя. В моем представлении, 21 век отличается от других столетий своей информативностью и множеством способов передачи и получения информации. Поэтому преподаватель нового столетия должен быть готов к любому общению.

Современная школа – динамичный, быстро развивающийся во времени и пространстве организм. Еще обучаясь в ВУЗе и проходя практику в школах, я заметила, что за последние время развития, школа стала совсем другой. Сначала школа уделяла внимание внедрению новых технологий, и на первом месте стояла личностно-ориентированная педагогика сотрудничества. То уделялось внимание воспитанию личности - здоровой, духовной, конкурентоспособной, которая может не только адаптироваться в сложных жизненных ситуациях, но найти свое место и стать полезным участником преобразований, новообразований, нововведений. В 2000-е годы школа становилась на путь всеобщей информатизации, и перестройки современного программного и аппаратного обеспечения. В моей работе в настоящее время уделяется много времени работе с одаренными детьми. Так же сейчас становится актуальным проблема «современно мыслящего преподавателя», который должен быть гарантом создания таких условий обучения и воспитания, которые позволят каждому ученику перейти от обучения к самообучению, от воспитания к самовоспитанию, от развития к саморазвитию.

Какие бы методы и педагогические технологии ни осваивал и ни применял преподаватель, его личностное влияние на духовный мир юной личности всегда будет определяющим. В моем представлении преподаватель – это, прежде всего друг по отношению к детям, их помощник, советчик и союзник. Дружеское участие, живое, доверительное общение с детьми, пожалуй, одно из главных условий успеха и удовлетворения от своей работы. Преподаватель должен не «работать с детьми», а жить с ними, делить радости и печали, взлеты и падения, не допуская фальши в отношениях.

Не возможно обучать детей чему-либо, не принимая участия в его воспитании. Обучаясь педагогике у преподавателя Романовой В.А., я запомнила из многочисленных трудов посвященных системе воспитания, концепцию воспитания А. С. Макаренко. Его концепция базировалась на любимых мною принципах: воспитание в труде, роли коллектива, формировании всесторонне развитой личности, преданность идеалам, активности, и патриотизме. Если отбросить всю остальную «политическую нагрузку», то – это приемлемая для меня концепция воспитания, в которой я сама была воспитана. Класс для меня – это, прежде всего, сплоченный коллектив, где приветствуется проявление индивидуальности и неординарности. Творчество принято считать занятием легким, воздушным, изящным, приносящем только эстетическое наслаждение, отмечу, что это не так, - это труд, труд зачастую монотонный. Поэтому постоянный поиск методов и форм для решения той или иной педагогической задачи обучения и есть работа преподавателя. Меня очень радует, когда ученики, приходя после уроков общеобразовательной школы на занятия в школу искусств, приносят показать мне свои домашние творческие работы. Для меня как преподавателя основная цель в обучении: развить творческий потенциал ребёнка, обогатить духовно, что бы творчество стало повседневной необходимостью. Вот почему мне так ценен труд учащихся, которые все свое свободное время отдают собственному развитию, дополнительному обучению. Когда я вижу, как мои ученики, не хотят уходить домой, а остаются со мной на внеурочное время, мастер-класс, дополнительные занятия и не формальное общение, я начинаю верить, что у меня всё получается, что меня любят. Делясь своими секретами, ребята доверяют мне, и я верю, что и я смогу научить ребёнка быть добрым и справедливым, уметь дружить, уметь выбирать в жизни важное и нужное, не поддаваться воле обстоятельств. Что бы я хотела видеть в своих учениках? Свободного мышления, толерантности, умения конструктивно решать проблемы, способности к самовыражению и еще много других очень важных качеств. Главное — чтобы каждый из них стал яркой индивидуальностью, стал личностью.

Приобретая с годами свой педагогический опыт, я замечаю, как меняюсь сама. Максималист по природе, я часто увлекалась свободным обучением, и жестким управлением. Но сейчас я нашла середину. Я не заучиваю действия на каждый день, как было раньше. Моя педагогическая деятельность на прямую связана с творчеством, поэтому уроки иногда требуют импровизации. Творчески работающему педагогу не допустима жесткая регламентация действий. Конечно, я следую инструкциям, планам программы, но считаю, что преподаватель должен иметь возможность творить и не заключать себя в «рамки».

Часто преподаватель затрудняется описать за годы наработанную технологию. Я делаю так: постоянно фиксирую все плохое и хорошее произошедшее на занятии, делаю поправки к программе, отмечаю какие средства воздействия, дают лучшие результаты, и какие функции управления помогают справиться с конфликтными ситуациями, все результаты работы заношу в портфолио. Обобщение и систематизация позволяют мне видеть результаты и анализировать. В обогощиении моего опыта я уделяю внимание опыту других педагогических работников. Постоянно изучаю методический опыт преподавателей, посещая школы, семинары, форумы, «круглые столы», Интернет сайты. На своих уроках активно использую инновационные технологии, технологии индивидуального и группового обучения. Я организую проектную деятельность и самостоятельную работу учащихся, провожу работу с проектными группами, определяя направление для самостоятельной работы, инициирую проблемный поиск (проект «Арт-ДШИ», «ЯМАЛЬСКАЯ сувенирная игрушка», «Северный сувенир», «Выставки»). Строю учебный процесс по предметам по индивидуальным планам обучения (в группе часто разно подготовленные учащиеся, одного возрастные, и с разными физическими, психологическими показателями). Провожу дополнительные индивидуальные занятия по предметам композиция с одаренными детьми по узким тематическим направлениям, а так же; провожу предпрофильную подготовку учащихся поступающих в ВУЗы и ССУЗы. Художественно-эстетическая направленность школы подразумевает профильные занятия в школе, которые предполагают проведение интегрированных уроков. Проведение таких уроков повышает интерес учащихся к предметам, выявляет межпредметные связи.

Разработка упражнений и собственных методик позволяют углубленному изучению отдельных предметов образовательной программы. Ни одна образовательная область не изобилует таким количеством программ как дополнительное образование. При таком разнообразии программ я не ограничилась только выбором, я написала все преподаваемые программы, и реализую их на практике. Например, в образовательном содержании программы «Композиция декоративно-прикладная дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись»» рассматриваются различные современные технические приемы и материалы, и способы их обучения. Программа отражает новизну и актуальность тем и методик их преподавания.

В организации учебной деятельности я использую разные формы и методы: фронтальное объяснение и показ, беседу, видео просмотры, практические задания, индивидуальное консультирование, игры. Практикую также опережающее знакомство учащихся с новым материалом, для чего задаю детям подготовить материал по теме, используя энциклопедию или другую дополнительную литературу. Сейчас все дети пользуются Интернетом, поэтому легкий доступ к необходимой информации есть всегда, при необходимости, я в системе он-лайн провожу консультирование со всеми по необходимости. К каждому уроку я готовлю много дополнительного материала: слайды, книги, репродукции, наглядные пособия, таблицы и пр. Иногда опытные учителя, накопив свою собственную базу, останавливаются на достигнутом, с недоверием и неприязнью воспринимают новое в образовании. Для меня подготовка к предметам, а веду я три разные дисциплины, занимает много времени, но это необходимо для достижения хороших результатов.

Очень важная роль в обучении, а так же первым опытом выставочной деятельности для учащегося, являются четвертные просмотры работ, которые обсуждаются самими учащимися. Это новые переживания: как воспримут работы не только одноклассники, но и ребята из других классов. Этот опыт способствует более серьезному отношению ребят к своему обучению, так как их стали оценивать не только преподаватели. Я практикую выставление работ после каждого занятия, так как считаю, что учащийся должен быть оценен всегда, и знать какой объем работы выполнен за занятие. Это позволяет диагностировать успеваемость по предмету Совокупность форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, организация и проведение учебного процесса с обеспечением комфортных условий для учащихся позволяют прийти к достижению планируемых результатов обучения. Одной из применяемых мною форм здоровьесберегающей технологии является рациональное чередование учебной и внеучебной деятельности школьников. Это - экскурсии, которые побуждают интерес к предмету, расширяют общий кругозор обучающихся, активизируют учебную деятельность (посещение музеев, выставочных залов, выезды на пленэрную практику на море). А так же уроки наблюдения городской пленэр, практики рисунка под открытым небом. Занятие пленэром предполагает практику коллективной формы занятий.

Педагогический рисунок несет в себе важную роль в обучении. Ребятам нравится осознавать, что преподаватель так быстро и мастерки выполняет рисунок по поставленной для них задаче. Но иногда задачу большого задания (например: этюд акварелью) не возможно выполнить в педагогическом рисунке за время обучающей части урока. Решить эту проблему помогает использование мультимедийной технологии. Использовав видео, слайды по выполнению этого задания, учебный материал воспринимается совсем по-другому. Мультимедийные технологии позволяют использовать разнообразные приёмы на уроках. Детям очень нравится, когда я показываю отмонтажированное видео, которое я предварительно записала, выполняя их учебное задание. Они приходят в восторг, а мне нравится быть хорошим примером для них.

И конечно одно из главных в моей педагогической концепции - это уважение личного труда учащегося. Я не работаю в работах учащихся, для меня это противоестественно. Часто я замечаю, когда преподаватели стремятся улучшить работу учащегося, подрабатывая в ней недостатки. Но кого мы тогда оцениваем: себя или всё же работу учащегося? Я всегда оценивала труд учащегося, во избежание провоцирующих или конфликтных ситуаций. Рост знаний ребёнка наиболее ценен мне, нежели хорошо подправленная работа, выставляемая на конкурс для поднятия рейтинга учащегося. Честность перед собой, перед учащимися - это способность правильно мыслящего преподавателя. Именно поэтому мои учащиеся имеют отличный успех в школьном конкурсе «Юные таланты», живых конкурсах, где помощь преподавателя не возможна.

Когда я вижу, что в школе у меня самые большие классы, то бескрайне этому рада, для кого-то это тяжкий труд, для меня это признак верности и любви моих учеников. Своим трудом стараюсь вносить вклад в дело культурно-эстетического воспитания молодёжи нашего города, заботиться о будущем наших детей, нашей Родины. Для этого моя деятельность распространяется за границы школы, вовлекая детей и подростков в социально значимые проекты, участие в выставках.

Добиться высокого качества обучения и воспитания, творчески подходить к методической стороне воспитательного процесса, обогатить передовой педагогический опыт и внести значительный вклад в развитие теории и практики учебно-воспитательного процесса — вот мои собственные цели. Нужно сказать, что выбрать профессию учителя – это поступок. И я горжусь, что мое любимое дело становится любимым делом для моих учеников. Да, с одаренными детьми интересно работать, но я считаю, что в каждом скрыт талант, который в работе проявляется по – разному, надо только верить в ребенка и любить.

Я искренне верю в то, что если каждый из нас будет просто профессионально и вдумчиво выполнять свои обязанности на своём рабочем месте, будет развивать в себе мастерство и стараться воспитывать личность, прежде всего нравственную, всё в нашей стране станет на свои места. Очень важно знать, что культура является приоритетом развития, а не дополнение к знаниям.

Категория: ИЗО
11.05.2017 07:41


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!