СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что такое "Тяжелые нарушения речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей, у которых сохранен слух и первично сохранен интеллект, но отставание в речи пагубно влияет на становление психики.

Речь – процесс сложный, многогранный. Речь нам нужна не только для коммуникации: для самоконтроля, саморегуляции, саморазвития (список можно продолжать). Поэтому, если развитие речи протекает с нарушениями, то можно говорить о более глубоких, невидимых, точнее неочевидных нарушениях. Например, может быть нарушено понимание речи: с неплохим словарным запасом малыш не понимает грамматические конструкции, то есть теряется в потоке обращенной речи. Или нарушены фонематические процессы, тогда он не усваивает смысл слов, а, как следствие, смысл предложений. Например, однажды девочка на уроке биологии на диктанте написала «питательная система» вместо «дыхательной». Нужно ли говорить, что при первичной норме интеллекта она неуспешна в школе.

Ребенок с тяжелыми нарушениями речи не может успокоить себя, подбодрить, попросить так, чтобы его поняли, поэтому на ранних этапах развития ребенка с ТНР очень часто «награждают» диагнозом «Расстройства аутистического спектра», потому что в обоих случаях наблюдаем шок от окружающего мира, нужна серьезная помощь.

Проблема в том, что подход в коррекционной работе должен быть комплексным: невролог, логопед, олигофренопедагог, психолог, специалист по сенсорной интеграции, часто необходим АВА-терапист и т.д. Занятия только по развитию артикуляционной моторики неэффективны, а иногда бессмысленны. Но очень сложно уйти от стереотипов.

Может я и ошибаюсь, но нельзя вывести ребенка, например, из алалии, если с ним работает только логопед, пусть даже очень хороший, нужна совместная работа специалистов, думающих в одном ключе, понимающих структуру дефекта, знающих психо-физические особенности детей, имеющими междисциплинарные знания.

Вот немного информации для взаимодействия с неврологом из МКБ 10:

F80.1 – расстройство экспрессивной речи (моторная алалия); F80.2 – расстройство рецептивной речи (сенсорная алалия), F80.3 – приобретенная афазия с эпилепсией (детская афазия), F80.9 – расстройства развития речи и языка неуточненные (неосложненный вариант общего недоразвития речи – ОНР невыясненного патогенеза), F98.5 заикание.

Очень мало совпадений с логопедическими заключениями, правда?)

18.08.2021 20:13


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!