СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Содержание
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1 Анализ научной и методической литературы по проблемам сопровождения ребенка с тяжелыми нарушениями речи………………………5
1.1 Анализ понятия «инклюзивное образование»
1.2 Сущность и содержание «психолого-педагогического сопровождения ребенка с ТНР средствами лекотеки»………………………………………….…7
1.3 Особенности психо- речевого развития детей с ТНР………………………11
Глава 2 Содержание логопедического сопровождения ребенка с тяжелыми нарушениями речи средствами лекотеки…………………………………….…14
2.1.Логопедическая характеристика ребенка (Савченко М.) с тяжелыми нарушениями речи
2.2.Программа индивидуального психолого-педагогического сопровождения учителем-логопедом ребенка1 класса с ТНР……………………………………15
2.3.Рекомендации педагогам и родителям по развитию правильных речевых навыков у ребенка средствами лекотеки……………………………….………20
Заключение…………………………………………………………………………22
Литература…………………………………………………………………….……24
Введение
Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенка-инвалида привело к постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Признание права любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило важнейшие инициативы и ориентиры новой образовательной политики. Такое право детей с ограниченными возможностями здоровья возможно при инклюзивном образовании.
Наряду с ростом числа детей с тяжелыми и комплексными нарушениями развития в последнее время обнаруживается и противоположная тенденция. Масштабное практическое применение научных достижений в сфере медицины, техники, цифровых технологий, специальной психологии и коррекционной педагогики приводит к тому, что часть детей с ограниченными возможностями здоровья к семи годам достигает близкого к норме уровня психического развития, что ранее наблюдалось в единичных случаях, а потому считалось исключительным. Существенную роль в таком изменении ситуации играет раннее (на первых годах жизни) выявление и ранняя комплексная помощь детям, внедрение в практику научно обоснованных и экспериментально проверенных форм организации совместного обучения здоровых детей с детьми с ограниченными возможностями здоровья, принципиально новых подходов и технологий их воспитания и обучения.
Вследствие этого часть детей с ограниченными возможностями здоровья, наиболее близких по своему развитию к нормативному, закономерно перераспределяется из специального образовательного пространства - специальных (коррекционных) школ – в общеобразовательное пространство массовой школы. Основная причина – общеобразовательное учреждение является основным институтом социализации ребенка. В этих условиях общеобразовательное учреждение должно быть адаптивным к потребностями возможностям особой части своего контингента – детям с ограниченными возможностями здоровья.
В связи с вышесказанным, вопросы инклюзивного образования в настоящее время очень актуальны: в течение длительного периода времени государственные и общественные организации в России занимаются разработкой методик в области инклюзивного образования, стремясь тем самым сделать доступным для всех школьников получение качественного образования в образовательных учреждениях общего типа.
Цель работы – систематизировать научные и методические знания по проблемам психолого-педагогического сопровождения ребенка с тяжелыми нарушениями речи средствами лекотеки и разработать на этой основе программу.
Задачи :
Методы исследования:
Глава 1 Анализ научной и методической литературы по проблемам сопровождения ребенка с тяжелыми нарушениями речи
В России для детей с инвалидностью создана и успешно функционирует система специального образования. В этих учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, специальные педагоги. Но во многом из-за обособленности специальных/коррекционных образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов. В результате обучения детей-инвалидов в специальных условиях – конкурентность их на образовательном рынке низкая и тяга к продолжению образования невелика по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных школ.
Альтернатива такой системы – совместное обучение ребят с ограничениями физического развития и детей без инвалидности в обычных, общеобразовательных школах.
Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования так же становится одним из главных в российской образовательной политике. Положения об инклюзивном образовании закреплены в российских государственных документах: «Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года»
Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором все дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.
Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.
Инклюзивное образование строится на восьми принципах:
Согласно
Таким образом, инклюзия – это процесс развития предельно доступного образования для каждого в доступных школах и образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех учеников, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала.
1.2. Сущность и содержание «психолого-педагогическое сопровождения ребенка с ТНР средствами лекотеки».
В настоящее время в нашем обществе возрастает количество детей с отклонениями в речевом развитии, что связано с целым рядом экологических, социальных и психологических факторов.
Дети с проблемами в речевом развитии сталкиваются с трудностями, которые становятся препятствиями для полноценной жизни:
Окружающая среда для них должна стать источником развития. Необходимо формировать вокруг ребенка с ТНР единое коррекционно-развивающее пространство. Организовать взаимодействие учителя-логопеды, учителя-предметники, педагог-психолог, технический персонал, руководитель физического воспитания, семья.
Для решения этих задач и необходимо комплексное психолого-педагогическое сопровождение.
Комплексное сопровождение детей с ТНР включает пять направлений:
Успех коррекционно-воспитательной работы определяется продуманной системой, частью которой является логопедизация всего учебно-воспитательного процесса.
В поисках новых форм и методов работы с детьми с ТНР применили средства лекотеки.
Понятие «Лекотека»
Лекотека - это служба, оказывающая раннюю психолого-педагогическую помощь детям с ОВЗ в том числе и с ТНР. Работа направлена не только на детей, но и с их родителями. А это очень важно для семьи.
В переводе со шведского «leko» обозначает «игрушка», а «tek» с греческого переводится как «собрание».
В лекотеке успешно формируются: социализация ребенка, развитие сенсорных навыков, развитие речи, психологическая помощь родителям детей с ОВЗ.
Организация лекотеки позволяет семьям получить своевременную помощь (при поступлении в 1 класс), определить индивидуальный путь коррекции нарушений; позволяет помочь родителям научиться взаимодействовать с ребенком так, чтобы активизировать его развитие.
Деятельность лекотеки основана на гуманистическом подходе, с использованием игровых методов и ресурсов, техник арт-терапии, гештальт-терапии, телесно-ориентированной терапии, осуществления психологической поддержки развития личности детей, оказания помощи их родителям (законных представителям).
Лекотека реализует коррекционно-развивающие программы, а также психологическое сопровождение семьи, необходима для формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности ребенка и оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), другим членам семьи.
Основные задачи лекотеки
Зачисление ребёнка в лекотеку происходит после прохождения ПМПк школы, на основании заявления родителей.
История лекотеки
В 1963 году в Швейцарии начала действовать лекотека.
В России она возникла только в 2001 году.
В Москве находится одно из самых крупных подразделений.
В ДОУ лекотека как отдельная самостоятельная единица, это связано с тем, что с каждым годом число детей-инвалидов растет.
Проблемы в:
Помощь оказывает лекотека.
Возраст для занятия в лекотеки:
С 1 года до 8 лет
Родителям выдают рекомендации для выполнения домашних заданий.
Концепция лекотеки:
Создаются специальные технологии, которые адаптированы под возможность каждого ребенка.
Форма работы лекотеки:
Смотри приложение 1
Материальная база лекотеки
См приложение 2
Принципы лекотеки:
Санитарные нормы
См. приложение 3
Документация лекотеки.
См. Приложение 4
1.3 Особенности психоречевого развития детей с ТНР.
Особенности развития познавательной сферы: определяющее значение для развития речевой деятельности имеют 3 первые года жизни, так как появляется лепет. У детей с алалией он отсутствует или крайне бедный, или более поздние сроки его возникновения. Активно развиваются невербальные средства общения (мимика, жесты). У детей с ТНР отмечаются поздние сроки появления первых слов и фраз. При моторной алалии наблюдается низкая речевая активность, при попытке вступления в речевой контакт с ребенком проявляет негативизм, поздно начинает ходить, артикуляционная моторика вялая.
Ощущения и восприятие: нарушение фонематического восприятия отмечается у всех детей с нарушениями речи. Зрительное восприятие дошкольников с речевой патологией отстает в развитии от нормы и характеризуется недостаточной сформированность целостного образа предмета. Наблюдается нарушение опорно-пространственного гнозиса, необходимого для обучения грамоте у детей с органическими поражениями мозга. Динамика развития пространственного восприятия не благоприятная у алаликов. Дети с ОНР имеют низкий уровень развития буквенного гнозиса. Нарушение орального и пальцевого стереогноза выражены у детей с тяжелыми нарушениями экспрессивной речи (алалия, дизартрия).
Внимание: неустойчивое, низкий уровень показателей произвольного внимания, трудности в планировании своих действий, с трудом сосредотачивают внимание на анализе условий, поиске различных способов и средств в решении задач. У детей с ТНР ошибки внимания присутствуют на протяжении всей работы. Низкий уровень произвольного внимания у детей с ТНР приводит к несформированность структуры деятельности.
Память: объем зрительной памяти практически не отличается от нормы, но присутствуют выраженные нарушения восприятия формы, слабость пространственных представлений. У дизартриков парамнезии не отмечены, но у моторных алаликов снижены слуховая память и продуктивность запоминания.
Мышление и воображение: по состоянию невербального интеллекта дети с ТНР делятся на: развитие невербального интеллекта которых отличается от нормы, соответствует норме и соответствует нижней границе нормы, но характеризуется нестабильностью. Отмечаются нарушения самоорганизации, обнаруживается недостаточный объем сведений об окружающем, очень быстро приступают к выполнению задания или, наоборот, с трудом овладевают синтезом, анализом, сравнением; более низкий уровень пространственного оперирования образами.
Речь и общение: бедность и недифференцированность словарного запаса, своеобразие связанного высказывания, что приводит к снижению потребности в общении, несформированности форм коммуникации, незаинтересованности в контакте, неумению ориентироваться в ситуации общения, негативизму. Коммуникативные возможности отличаются заметной ограниченностью и ниже нормы.
Особенности эмоционально-волевой сферы: пассивность, сензитивность, зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению, наблюдается более низкая работоспособность. Что касается осознания речевого дефекта, степени фиксирования на нем, то в основном применительно к заикающимся детям и лицам с нарушениями голоса исследователи выделяется 3 варианта эмоционального отношения к данному дефекту: безразличие, умеренно-сдержанное, безнадежно-отчаянное; и 3 варианта волевого усилия в борьбе с ним: отсутствие, наличием перерастание в навязчивые действия.
Особенности деятельности:. Нарушение общей и речевой моторики (дизартрия) вызывает быстрое утомление ребенка в игре. Для алаликов содержание игры долго остается недоступным. У детей с патологией наблюдаются нарушения моторики, что указывает на недостаточное развитие тактильно-моторных ощущений являющихся организационным моментом любой деятельности.
© 2015, Кружкова Елена Викторовна 4108