СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Программа индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка 1 класса с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), как часть адаптированной образовательной программы средствами лекотеки.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава 1 Анализ научной и методической литературы по проблемам сопровождения ребенка с тяжелыми нарушениями речи………………………5

1.1 Анализ понятия «инклюзивное образование»

1.2 Сущность и содержание «психолого-педагогического сопровождения ребенка с ТНР средствами лекотеки»………………………………………….…7

1.3 Особенности психо- речевого развития детей с ТНР………………………11

Глава 2 Содержание логопедического сопровождения ребенка с тяжелыми нарушениями речи средствами лекотеки…………………………………….…14

2.1.Логопедическая характеристика ребенка (Савченко М.) с тяжелыми нарушениями речи

2.2.Программа индивидуального психолого-педагогического сопровождения учителем-логопедом ребенка1 класса с ТНР……………………………………15

2.3.Рекомендации педагогам и родителям по развитию правильных речевых навыков у ребенка средствами лекотеки……………………………….………20

Заключение…………………………………………………………………………22

Литература…………………………………………………………………….……24

Введение

Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенка-инвалида привело к постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Признание права любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило важнейшие инициативы и ориентиры новой образовательной политики. Такое право детей с ограниченными возможностями здоровья возможно при инклюзивном образовании.

Наряду с ростом числа детей с тяжелыми и комплексными нарушениями развития в последнее время обнаруживается и противоположная тенденция. Масштабное практическое применение научных достижений в сфере медицины, техники, цифровых технологий, специальной психологии и коррекционной педагогики приводит к тому, что часть детей с ограниченными возможностями здоровья к семи годам достигает близкого к норме уровня психического развития, что ранее наблюдалось в единичных случаях, а потому считалось исключительным. Существенную роль в таком изменении ситуации играет раннее (на первых годах жизни) выявление и ранняя комплексная помощь детям, внедрение в практику научно обоснованных и экспериментально проверенных форм организации совместного обучения здоровых детей с детьми с ограниченными возможностями здоровья, принципиально новых подходов и технологий их воспитания и обучения.

Вследствие этого часть детей с ограниченными возможностями здоровья, наиболее близких по своему развитию к нормативному, закономерно перераспределяется из специального образовательного пространства - специальных (коррекционных) школ – в общеобразовательное пространство массовой школы. Основная причина – общеобразовательное учреждение является основным институтом социализации ребенка. В этих условиях общеобразовательное учреждение должно быть адаптивным к потребностями возможностям особой части своего контингента – детям с ограниченными возможностями здоровья.

В связи с вышесказанным, вопросы инклюзивного образования в настоящее время очень актуальны: в течение длительного периода времени государственные и общественные организации в России занимаются разработкой методик в области инклюзивного образования, стремясь тем самым сделать доступным для всех школьников получение качественного образования в образовательных учреждениях общего типа.

Цель работы – систематизировать научные и методические знания по проблемам психолого-педагогического сопровождения ребенка с тяжелыми нарушениями речи средствами лекотеки и разработать на этой основе программу.

Задачи :

  1. Изучить понятия «инклюзивное образование», «сопровождение ребенка с ТНР средствами лекотеки»
  2. Выявить возможности лекотеки, как структурного подразделения, работа которого направлена на развитие речи и ВПФ средствами игры, для родителей и детей с ОВЗ, включая детей с ТРН.
  3. Разработать программу индивидуального логопедического сопровождения ребенка 1 класса Савченко М. средствами лекотеки.

Методы исследования:

  1. Наблюдение за ребенком в самостоятельной игре и при взаимодействии с родителями.
  2. Консультирование
  3. Обследование.
  4. Беседа с родителями о поведении ребенка в домашних условиях.
  5. Метод опроса родителей:
  6. Заполнение анкет, опросников и дневниковые записи родителей.
  7. Использование проективных методов:-сочинение, рисунки.

Глава 1 Анализ научной и методической литературы по проблемам сопровождения ребенка с тяжелыми нарушениями речи

  1. Анализ понятия «инклюзивное образование»

В России для детей с инвалидностью создана и успешно функционирует система специального образования. В этих учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, специальные педагоги. Но во многом из-за обособленности специальных/коррекционных образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов. В результате обучения детей-инвалидов в специальных условиях – конкурентность их на образовательном рынке низкая и тяга к продолжению образования невелика по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных школ.

Альтернатива такой системы – совместное обучение ребят с ограничениями физического развития и детей без инвалидности в обычных, общеобразовательных школах.

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования так же становится одним из главных в российской образовательной политике. Положения об инклюзивном образовании закреплены в российских государственных документах: «Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года»

Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором все дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.

Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.

Инклюзивное образование строится на восьми принципах:

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  • Каждый человек способен чувствовать и думать;
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  • Все люди нуждаются друг в друге;
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Согласно Саламанкской декларации о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями (Саламанка, Испания, 7—10 июня 1994 г.):

  • Каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний.
  • Каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности.
  • Необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы так, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей.
  • Лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах. Обычные школы должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных прежде всего на детей с целью удовлетворения этих потребностей.
  • Обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, создания благоприятной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех; более того, они обеспечивают реальное образование для большинства детей и повышают эффективность и, в конечном счете, рентабельность системы образования.

Таким образом, инклюзия – это процесс развития предельно доступного образования для каждого в доступных школах и образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех учеников, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала.

1.2. Сущность и содержание «психолого-педагогическое сопровождения ребенка с ТНР средствами лекотеки».

В настоящее время в нашем обществе возрастает количество детей с отклонениями в речевом развитии, что связано с целым рядом экологических, социальных и психологических факторов.

Дети с проблемами в речевом развитии сталкиваются с трудностями, которые становятся препятствиями для полноценной жизни:

  • отдаление от жизни общества,
  • затруднения в обучении,
  • трудно трудоустроиться
  • создать семью.

Окружающая среда для них должна стать источником развития. Необходимо формировать вокруг ребенка с ТНР единое коррекционно-развивающее пространство. Организовать взаимодействие учителя-логопеды, учителя-предметники, педагог-психолог, технический персонал, руководитель физического воспитания, семья.

  • коррекция и развитие речевой функциональной системы,
  • развитие познавательной активности детей с ТНР
  • интеллекта
  • неречевых психических функций.
  • разработать специальную систему для создания адаптивной среды, которая должна быть направлена на формирование устной и письменной речи учащихся, на снятие речевых дефектов.

Для решения этих задач и необходимо комплексное психолого-педагогическое сопровождение.

Комплексное сопровождение детей с ТНР включает пять направлений:

  • диагностическое
  • психологическое,
  • социально-реабилитационное,
  • педагогическое,
  • медицинское.

Успех коррекционно-воспитательной работы определяется продуманной системой, частью которой является логопедизация всего учебно-воспитательного процесса.

В поисках новых форм и методов работы с детьми с ТНР применили средства лекотеки.

Понятие «Лекотека»

Лекотека - это служба, оказывающая раннюю психолого-педагогическую помощь детям с ОВЗ в том числе и с ТНР. Работа направлена не только на детей, но и с их родителями. А это очень важно для семьи.

В переводе со шведского «leko» обозначает «игрушка», а «tek» с греческого переводится как «собрание».

В лекотеке успешно формируются: социализация ребенка, развитие сенсорных навыков, развитие речи, психологическая помощь родителям детей с ОВЗ.

Организация лекотеки позволяет семьям получить своевременную помощь (при поступлении в 1 класс), определить индивидуальный путь коррекции нарушений; позволяет помочь родителям научиться взаимодействовать с ребенком так, чтобы активизировать его развитие.

Деятельность лекотеки основана на гуманистическом подходе, с использованием игровых методов и ресурсов, техник арт-терапии, гештальт-терапии, телесно-ориентированной терапии, осуществления психологической поддержки развития личности детей, оказания помощи их родителям (законных представителям).

Лекотека реализует коррекционно-развивающие программы, а также психологическое сопровождение семьи, необходима для формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности ребенка и оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), другим членам семьи.

Основные задачи лекотеки

  • реализация образовательной программы, разрабатываемой исходя из особенностей и возможностей ребенка.
  • обучение родителей (законных представителей), специалистов образовательного учреждения методам игрового взаимодействия на детей с ТНР пользованию средствами лекотеки.
  • Логопедическое обследование детей 1 класса с ТНР;

Зачисление ребёнка в лекотеку происходит после прохождения ПМПк школы, на основании заявления родителей.

История лекотеки

В 1963 году в Швейцарии начала действовать лекотека.

В России она возникла только в 2001 году.

В Москве находится одно из самых крупных подразделений.

В ДОУ лекотека как отдельная самостоятельная единица, это связано с тем, что с каждым годом число детей-инвалидов растет.

Проблемы в:

  • в интеллектуальном,
  • психическом
  • физическом плане.

Помощь оказывает лекотека.

Возраст для занятия в лекотеки:

С 1 года до 8 лет

Родителям выдают рекомендации для выполнения домашних заданий.

Концепция лекотеки:

Создаются специальные технологии, которые адаптированы под возможность каждого ребенка.

  • научится играть,
  • воспринимать мир и явления в нем,
  • правильно реагировать на происходящее вокруг.

Форма работы лекотеки:

  • Индивидуальная
  • Фронтальная
  • Команда специалистов ( психолог, логопед, дефектолог, арт-терапевт, руководитель структурного подразделения).
  • Консультация
  • Диагностический игровой сеанс (ДИС)
  • Терапевтический игровой сеанс (ТИС)
  • Групповой родительский тренинг (ГРТ)

Смотри приложение 1

Материальная база лекотеки

См приложение 2

Принципы лекотеки:

  • уважительное отношение к ребёнка;
  • конструктивное общение родителей с ребёнком;
  • активация игровой деятельности;
  • соответствие игр и игрушек уровню развития и особенностям ребёнка
  • организация оптимальной игровой среды;
  • междисциплинарный командный подход.

Санитарные нормы

См. приложение 3

Документация лекотеки.

См. Приложение 4

1.3 Особенности психоречевого развития детей с ТНР.

Особенности развития познавательной сферы: определяющее значение для развития речевой деятельности имеют 3 первые года жизни, так как появляется лепет. У детей с алалией он отсутствует или крайне бедный, или более поздние сроки его возникновения. Активно развиваются невербальные средства общения (мимика, жесты). У детей с ТНР отмечаются поздние сроки появления первых слов и фраз. При моторной алалии наблюдается низкая речевая активность, при попытке вступления в речевой контакт с ребенком проявляет негативизм, поздно начинает ходить, артикуляционная моторика вялая.

Ощущения и восприятие: нарушение фонематического восприятия отмечается у всех детей с нарушениями речи. Зрительное восприятие дошкольников с речевой патологией отстает в развитии от нормы и характеризуется недостаточной сформированность целостного образа предмета. Наблюдается нарушение опорно-пространственного гнозиса, необходимого для обучения грамоте у детей с органическими поражениями мозга. Динамика развития пространственного восприятия не благоприятная у алаликов. Дети с ОНР имеют низкий уровень развития буквенного гнозиса. Нарушение орального и пальцевого стереогноза выражены у детей с тяжелыми нарушениями экспрессивной речи (алалия, дизартрия).

Внимание: неустойчивое, низкий уровень показателей произвольного внимания, трудности в планировании своих действий, с трудом сосредотачивают внимание на анализе условий, поиске различных способов и средств в решении задач. У детей с ТНР ошибки внимания присутствуют на протяжении всей работы. Низкий уровень произвольного внимания у детей с ТНР приводит к несформированность структуры деятельности.

Память: объем зрительной памяти практически не отличается от нормы, но присутствуют выраженные нарушения восприятия формы, слабость пространственных представлений. У дизартриков парамнезии не отмечены, но у моторных алаликов снижены слуховая память и продуктивность запоминания.

Мышление и воображение: по состоянию невербального интеллекта дети с ТНР делятся на: развитие невербального интеллекта которых отличается от нормы, соответствует норме и соответствует нижней границе нормы, но характеризуется нестабильностью. Отмечаются нарушения самоорганизации, обнаруживается недостаточный объем сведений об окружающем, очень быстро приступают к выполнению задания или, наоборот, с трудом овладевают синтезом, анализом, сравнением; более низкий уровень пространственного оперирования образами.

Речь и общение: бедность и недифференцированность словарного запаса, своеобразие связанного высказывания, что приводит к снижению потребности в общении, несформированности форм коммуникации, незаинтересованности в контакте, неумению ориентироваться в ситуации общения, негативизму. Коммуникативные возможности отличаются заметной ограниченностью и ниже нормы.

Особенности эмоционально-волевой сферы: пассивность, сензитивность, зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению, наблюдается более низкая работоспособность. Что касается осознания речевого дефекта, степени фиксирования на нем, то в основном применительно к заикающимся детям и лицам с нарушениями голоса исследователи выделяется 3 варианта эмоционального отношения к данному дефекту: безразличие, умеренно-сдержанное, безнадежно-отчаянное; и 3 варианта волевого усилия в борьбе с ним: отсутствие, наличием перерастание в навязчивые действия.

Особенности деятельности:. Нарушение общей и речевой моторики (дизартрия) вызывает быстрое утомление ребенка в игре. Для алаликов содержание игры долго остается недоступным. У детей с патологией наблюдаются нарушения моторики, что указывает на недостаточное развитие тактильно-моторных ощущений являющихся организационным моментом любой деятельности.

Категория: Логопедия
16.11.2015 20:45


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!