СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ программы "Тропа здоровья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ работы общеобразовательного учреждения в рамках проекта "Тропа Здоровья" по программе развития "Школа успешности - школа управления качеством образования и воспитания" за 2013-2014 учебный год

Дети проводят в школе значительную часть дня, поэтому сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха.

В школе создан и реализуется проект "Здоровье ученика", который представляет собой долгосрочный нормативно-управленческий документ, характеризующий проблемы и достижения, основные тенденции, цели и задачи обучения, воспитания и развития учащихся в области здоровья.

Сбалансированное горячее питание, медицинское обслуживание, включающее своевременную диспансеризацию, спортивные занятия, в том числе внеурочные, реализация профилактических программ, обсуждение с детьми здорового образа жизни - все это будет влиять на улучшение их здоровья. Важно пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на ббих заинтересованности в учебе, выборе курсов, кружков и секций. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь станет важнейшим условием сохранения и укрепления здоровья.

Педагогический коллектив образовательного учреждения много лет работает над задачей сохранения и укрепления здоровья учащихся и имеет достаточный опыт работы в области здоровьесбережения в процессе обучения и во внеурочное время:

  • внедрены в учебный процесс здоровьесберегающие технологии;
  • принципы здоровьесбережения легли в основу учебно-воспитательной деятельности педагогов;
  • разработана программа лаборатории классных руководителей «Здоровье детей и основы безопасности жизнедеятельности»;
  • с позиции здоровьесбережения планируется учебная нагрузка учащихся, продумывается оформление школы;
  • организована медико-психологическая служба;
  • усовершенствована материально-техническая база, позволяющая вести эффективную и целенаправленную работу по формированию здорового образа жизни.

Проведённый анализ состояния работы по сохранению здоровья школьников и пропаганде здорового и безопасного образа жизни позволил нам определить приоритетные направления работы на 2013-2014 учебный год:

- профилактика и оздоровление - систематическое проведение физкультминуток во время учебного процесса для активации работы головного мозга и релаксации органов зрения, обучение навыкам самоконтроля и самодиагностики, питание, физкультурно-оздоровительная работа;

- образовательный процесс - использование здоровьесберегающих образовательных технологий в урочной и внеурочной деятельности, осуществление контроля за соблюдением норм учебной нагрузки;

- информационно-консультативная - проведение классных часов, тренингов, родительских собраний, внеклассных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни.

Основная задача деятельности каждого участника реализации проекта «Здоровье ученика» – создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни. Для успешной реализации данной работы психологом школы, классными руководителями проводятся диагностические мероприятия, позволяющие определить уровень тревожности обучающихся, адаптации на начало учебного года у школьников 1-х, 5-х, 10-х классов, диагностика загруженности учеников. Разработан ряд профилактических мероприятий, который позволит предотвратить рост заболеваемости среди школьников, расширит кругозор в области здорового образа жизни, обеспечит предотвращение травматизма на территории образовательного учреждения и дорогах города.

Говоря о здоровом образе жизни, на первое место следует поставить достаточную двигательную активность. Работа по увеличению двигательной активности ведётся на уроках и во внеурочное время. Степень успешности этой деятельности – устранения вредных воздействий (корректировка окружающей среды) и повышения устойчивости

(тренировка, повышение адаптационных способностей организма) – определяет направление усилий педагогического коллектива школы по сохранению и укреплению здоровья школьников.

Увеличение двигательной активности обеспечивается за счёт проведения мероприятий, ставших в школе традиционными:

  • физкультурные минутки во время уроков;
  • динамические паузы и подвижные игры во время перемен;
  • Дни здоровья, семейные спортивно-оздоровительные праздники;
  • экскурсии и походы по окрестностям;
  • туристические слеты, соревнования «Школа безопасности»;
  • военно-спортивная игра «Зарница»;
  • малые олимпийские игры
  • спартакиада школьников.

На базе школы постоянно функционируют кружки и секции: мини-футбол, баскетбол, волейбол, ЮИД, ВПО, греко-римская борьба.

Система социального партнёрства обеспечивается тесным сотрудничеством с учреждениями дополнительного образования (детско-юношеская спортивная школа, центр детско-юношеского туризма, детские музыкальные школы) и учреждениями культуры (культурно-досуговый центр Южный, спорткомплекс «Абакан» и др.). Занятия в детских объединениях способствуют сохранению здоровья, повышая эмоциональную устойчивость организма к стрессовым ситуациям, снижая уровень тревожности детей.

Укрепление и сохранение здоровья школьников невозможно без профилактической работы с педагогами, учащимися, родителями.

Ведущая роль в этой работе отведена психологу, медицинским работникам, учителям физической культуры. Приоритетным направлением является работа с педагогами, так как именно он в дальнейшем будет осуществлять непосредственную работу по формированию здорового образа жизни. Ведётся работа с родителями и учащимися: родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, тематические педсоветы и классные часы. Темы проводимых мероприятий разнообразны:1-е классы - «Первые трудности обучения в школе. Знакомство с результатами диагностики»; 4-е классы - «Трудности перехода в среднее звено. Знакомство с результатами обследований»; 5-е классы - «Трудности перехода в среднее звено»; 11-й класс - «Рекомендации по подготовке к ЕГЭ». Будущие первоклассники - «Психологическая готовность к школе», «Учимся отдыхать», «К здоровью ученика через здоровье учителя», «Медико-психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса». В течение учебного года классными руководителями 1-11 классов проводятся классные часы, внеклассные мероприятия, направленные на профилактику здорового образа жизни: "Режим дня", "Береги здоровье смолоду", "Вредные и полезные привычки" и т.д. Параллельно ведётся работа с родителями: индивидуальные консультирования, круглые столы, родительские собрания. Традиционными являются проведение родительских лекториев: "Как сохранить здоровье ребенка", "Как компьютер влияет на здоровье", "Мы то, что мы едим? или как правильно составить рацион питания для ребенка". В прошедшем учебном году прошло большое общешкольное родительское собрание по теме "Безопасность школьников", на которое были приглашены: участковый фельдшер, инспектор по пропаганде ГИБДД, психолог, сотрудник центра психологической помощи, телефона доверия. Всеми участниками родительского собрания живо обсуждались темы безопасности, психического и физического здоровья школьников, вырабатывались стратегии совместных профилактических мероприятий, позволяющих обеспечить безопасность учебного процесса. Результаты работы показывают эффективность деятельности психолого-педагогической службы школы, доказывают необходимость ее сохранения и дальнейшего развития.

Классными руководителями и медицинскими работниками, сотрудниками ГИБДД совместно с детьми проводятся ежегодно: беседы о здоровье, выпускаются санлистовки по профилактике детских простудных заболеваний и травматизма, пропаганде здорового образа жизни. Неблагоприятные социальные процессы ведут к возрастанию и распространению среди подростков алкоголизма и наркомании. В школе ведётся большая работа по предупреждению данных социальных явлений. Наши школьники активно участвуют в волонтёрском движении

На 2013-2014 учебный год был запланирован и проведен ряд массовых мероприятий, позволяющих вовлечь более 78% школьников в спортивно-оздоровительную деятельность. Так реализация мини-проекта "Весёлая переменка" позволила на протяжении четырех месяцев еженедельно проводить музыкально-танцевальные переменки, в которые были вовлечены около 150 школьников 1-4, 7, 11 классов. Завершением проекта стал большой танцевальный марафон.

Впредверии Олимпийских игр - 2014, в образовательном учреждении были проведены Малые олимпийские игры, в которых приняли участие все обучающие школы. На протяжении недели учителями физической культуры были проведены: спортивные эстафеты, викторины, соревнования по зимним видам спорта. Впервые в школе прошел большой праздник спорта, который позволил провести соревнования между учениками начальной школы и воспитанниками детского сада "Ромашка".

На протяжении всего учебного года в школе работают секции волейбола, баскетбола, а так же кружки внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС 1-5 классах ("Игры народов Хакассии", "Спортивный калейдоскоп", "Ритмика"). 2 раза в неделю по программе предшкольной подготовки с будущими первоклассниками проводятся спортивные занятия в малом зале школы, оздоровительные прогулки на территории образовательного учреждения.

В летний период реализация проекта "Здоровье ученика" продолжается через работу летнего оздоровительного лагеря "Олимпийская деревня", основные задачи которого:

- создание условий для организованного отдыха детей, пропаганда здорового образа жизни; развитие познавательной активности, творческого потенциала каждого ребенка;

-формирование качеств, составляющих культуру поведения, санитарно-гигиеническую культуру;

- профилактика детской и подростковой безнадзорности, правонарушений в летний период.

Хорошая организация питания, медицинское наблюдение и правильно организованные спортивные мероприятия позволили оздоровить более 120 школьников с 1 по 10 класс, а так же своевременно обратить внимание на проблемы со здоровьем, если они существуют. Реализация программы «Олимпийская деревня» позволила не только повысить социальную активность детей, но и вести мониторинг состояния здоровья школьников в летний период.

На протяжении всего летнего периода 2 раза в неделю работала летняя спортивно-оздоровительная площадка для школьников не только нашего образовательного учреждения, но и для свободных детей микрорайона. Для успешной работы летней спортивной площадки был составлен план работы, определен режим деятельности, закуплено спортивное оборудование. Всего за летний период был организован спортивный досуг более 150 школьников.

Значительное место в системе работы по формированию здорового образа жизни отводится созданию условий для здоровьесбережения школьников.

В соответствиями с требованиями СанПина школой обеспечен световой, воздушный режимы. Особое внимание уделено организации питьевого режима. Постоянно проводится санитарный контроль влажной уборки помещений, наличие моющих и дезинфицирующих средств, использование инвентаря по назначению.

Расписание учебных занятий соответствует учебному плану и нормативным требованиям СанПиН в части продолжительности уроков, перемен, начала занятий, расположения предметов по уровню сложности в течение учебного дня и учебной недели. Расписание уроков проходит согласование в Роспотребнадзоре. Организация учебных занятий предусматривает смену видов деятельности, окрашивание уроков чувственно-эмоциональным фоном, проведение оздоровительных режимных моментов. Осуществляется своевременное информирование субъектов образовательного процесса о состоянии здоровья обучающихся. Занятиями физической культурой охвачены все учащиеся, не имеющие противопоказаний. Уроки физкультуры максимально возможно проводятся на свежем воздухе. В 2013-2014 учебном году третий час физической культуры в 1-8 классах реализовывался через проведение спортивных мероприятий, викторин, и т.д. Разнообразные формы проведения третьего часа уроков физической культурой, позволили привлечь большее количество школьников к занятиям спортом. Уровень физического развития у 97% учащихся можно оценить как средний и 2% выше среднего.

В образовательном учреждении в штатном режиме работает сенсорная комната, где обучающиеся 1-11 классов получают не только психологическую поддержку, но и имеют возможность психологической разгрузки, получить в комфортных условиях помощь перед ответственным мероприятием (олимпиады, экзамены и т.д.).

В процессе обучения успешно решается задача по формированию у школьников необходимых компетенций по здоровому образу жизни и по овладению теоретическими знаниями и практическими навыками.

Сравнительные данные по результатам анкетирования «Овладение теоретическими знаниями о здоровом образе жизни». В анкетировании участвовали учащиеся 5-6 классов – 65 человек.

Теоретические знания

На начало учебного года

На конец учебного года

Знание о здоровье как ценности

36чел.

55,3%

49 чел.

75,3%

Знание об основах личной гигиены

34чел.

52,3%

45 чел.

69,2%

Знание о роли режима дня

45чел.

69,2%

52 чел.

80%

Знание о правильном питании

31чел.

47,6%

42 чел.

64,6%

Знание о влиянии экологии на здоровье

33чел.

50,7%

44 чел.

67,6 %

Знание о пользе физической культуры

47чел.

72,3%

47чел.

72,3%

Знание о психическом здоровье

26чел.

40%

34чел.

52,3%

Знание о технике безопасности

56чел.

86%

61чел.

93,8%

Результаты сравнительного анализа (динамика показателей) подтвердили, что в школе созданы условия для формирования понятия здорового образа жизни.

Система диагностики и мониторинга является составной частью работы по здоровьесбережению. Школьным медиком проводится мониторинг физического здоровья учащихся по итогам ежегодного медосмотра в 2,5,7,9,11 классах, результаты которого говорят о снижении числа детей, страдающих хроническими заболеваниями. С другой стороны, появляются проблемы, приобретенные в процессе обучения (сколиоз, близорукость). Для их преодоления результаты медосмотра с рекомендациями о консультации специалистов доведены до сведений родителей и участковых врачей.

Мониторинг здоровья обучающихся школы

Учебный год

Заболевания учащихся

2011-2012

2012-2013

2013-2014

ОРВИ, ОРЗ, грипп

33%

30%

28%

Нервная система

2%

2%

2%

Органы пищеварения

13%

11%

11%

Мочеполовая системы

1%

1%

1%

Костно-мышечная системы

25%

23%

22%

Органы зрения

20%

20%

19%

другие заболевания

5%

5%

5%

Анализ показывает снижение ОРВИ, инфекционной заболеваемости, травматизма и заболеваний органов пищеварения по сравнению с 2011/2012 учебным годом на 9%, что объясняется соблюдением санэпидрежима в школе и надлежащей профилактической работой классных руководителей и медицинских работников среди учащихся, родителей и персонала школы. Методическое сопровождение всех мероприятий осуществляется администрацией школы. Информационное сопровождение обеспечивается за счёт внутренних ресурсов школы (школьный сайт, информационные стенды, открытые публичные слушания).

Таким образом, созданная в школе система информированности родителей о результатах анализа состояния здоровья детей, организация профилактической деятельности, работы кружков и секций, соблюдение гигиенических норм и СанПиНов, обеспечение двигательной активности школьников позволяет на конец учебного года увидеть положительный результат – наметилась тенденция к снижению роста заболеваемости учащихся, снижен уровень травматизма на переменах, уроках физической культуры в два раза, увеличилось количество обучающих, посещающих спортивные кружки, секции, массовые спортивные мероприятия.

Категория: Физкультура
05.03.2015 14:41


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!