© 2015, Денисов Сергей Александрович 1067
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Состояние здоровья школьников, деятельность по охране и укреплению здоровья
Обеспечение охраны здоровья и соблюдение санитарно-гигиенических норм являются неотъемлемым условием осуществления учебно-воспитательного процесса в школе. Человек может стать полноценным тружеником, если он физически здоров. Но состояние здоровья школьников вызывает тревогу. Сравнительный анализ подготовленности детей к обучению в школе выявил процентный рост тех, кто будет нуждаться в сопровождении специалистов для освоения школьной программы. Все перечисленные проблемы привели к предложению создания банка методик исследования, анализа, контроля и оценки состояния образовательной среды как одного из факторов, формирующих личность. Учитывая, что нарушения в состоянии здоровья учащихся часто являются причиной трудностей в усвоении учебного материала, все усилия сотрудников школы направляются на устранение из жизни школы тех факторов, которые вызывают эти нарушения или способствуют их возникновению, а также на использование возможностей школы для формирования знаний, умений и навыков школьников, направленных на сохранение их здоровья.Здесь же следует отметить, что процесс укрепления и сохранения здоровья не может быть эффективным до тех пор, пока он практически не касается здоровья педагогов, работающих в учебном заведении. Поэтому все элементы профилактических мероприятий распространяются и на педагогический коллектив. В школе в целом соблюдаются санитарно-гигиенические требования к основным составляющим деятельности образовательного учреждения:
- составлению расписания уроков и расписания работы кружков;
- состоянию учебной мебели и ее соответствию возрасту учащихся;
- учебно-трудовой нагрузке, не допускающей превышение предельно допустимых норм;
- рекомендации обследования детей с ослабленным здоровьем и обеспечение щадящих условий обучения таких детей;
- соблюдению теплового и светового режима, противопожарной безопасности;
- работе по предотвращению травматизма и несчастных случаев;
- соблюдению техники безопасности;
- проведению ежегодного медицинского осмотра и мероприятий по профилактике заболеваемости;
- работе школьных кабинетов в соответствии с санитарно-гигиеническим режимом.
В целях профилактики утомляемости, нарушения осанки, зрения на уроках проводятся динамические паузы. В оздоровительных целях созданы условия для удовлетворения биологической потребности школьников в отдыхе и движении (перемены не менее 10 минут, время отдыха после уроков в ГПД не менее 1 часа, прогулки на свежем воздухе).Уровень физического развития школьников зависит от состояния физического воспитания в школе. Наряду с уроками физической культуры в школе проводятся массовые физкультурно-спортивные мероприятия. Физическое развитие учащихся и пропаганда здорового образа жизни – одно из направлений воспитательной работы. Создана и реализуется программа«Школа – центр содействия здоровью», предусматривающая ряд мероприятий и мер по укреплению здоровья учащихся.
1. Цели:
- создание условий, направленных на укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни;
- формирование осознанного отношения к своему здоровью и физической культуре;
- достижение допустимого уровня здоровья и здорового образа жизни.
2. Задачи:
- пропаганда здорового образа жизни;
- формирование личной ответственности за состояние здоровья;
- обучение приемам поведения в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности.
3. Здоровьесберегающая деятельность
Основные направления |
Мероприятия |
Условия |
Диагностика и мониторинг состояния здоровья учащихся и учителей |
Ежегодные углубленные медосмотры, выявление отклонений, осмотр специалистами, анализ состояния здоровья, выявление тенденций |
Взаимодействие с ФАП ЦРБ, ДЮСШ, органами надзора, работа с микрорайоном школы, привлечение дополнительного финансирования |
Коррекция здоровья при осуществлении образовательного процесса и в летний период |
Привлечение учащихся к занятиям спортом и физической культурой,увеличение охвата горячим питанием, введение в рацион витаминных и йодсодержащих препаратов |
|
Поддержка санитарно-гигиенического режима, профилактика травматизма |
Постоянный контроль за выполнением санитарных норм и предписаний органов надзора, своевременный ремонт здания и оборудования, проведение инструктажей по охране труда, корректировка ИОТ |
|
Усиление двигательного режима |
Проведение физкультминуток, приобретение спортинвентаря, охват всех нуждающихся занятиями ОФП |
|
Психологическое сопровождение учебного процесса |
Проведение психологических тренингов, снятие стрессогенных ситуаций, психологическое сопровождение учащихся группы риска, создание кабинета психологической службы |
4. Ожидаемые результаты:
- создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности;
- выработка у учащихся форм поведения, помогающих избежать опасных для жизни и здоровья ситуаций;
- снижение заболеваемости среди учащихся и педагогов.
В целях совершенствования работы по сохранению здоровья участников образовательного педагогический коллектив школы реализует школьную программу «Школа – центр содействия здоровью»
По итогам диспансеризации распределение учащихся по группам для занятий физкультурой:
Группы для занятий физкультурой |
||||
Основная |
Подготовительная, без сдачи нормативов |
Специальная: индивидуальные занятия |
Освобождённые дети |
|
Кол-во |
149 |
3 |
- |
5 |
С целью сохранения здоровья учащихся в школе проводятся Дни здоровья, организуются экскурсии по экологическим тропам, введена утренняя зарядка перед первым уроком и физкультминутки на уроках, проводится диспансеризация учащихся.
Учащиеся школы приняли участие в районной акции «Мы за здоровый образ жизни»,принимают участие в районных спортивных мероприятиях. Работают спортивные секции (лыжи, футбол, лёгкая атлетика).
Освещенность кабинетов соответствует нормам СанПинов, в каждом кабинете есть лампы для освещения доски, осветительные приборы меняются регулярно по мере необходимости.
Направления деятельности и мероприятия школы по сохранению и укреплению здоровья детей: - Создание здоровой образовательной среды (шум, освещенность, воздушная среда, размер помещений, цвет стен, используемые стройматериалы, размеры и размещение мебели, видеоэкранные средства, пищеблок, качество питьевой воды, сантехническое оборудование соответствуют санитарно-гигиеническим нормам) - Организация учебной деятельности (объем учебной нагрузки, расписание занятий первой и второй половины дня, организационно-педагогические условия проведения уроков, объем физической нагрузки соответствую нормам СанПина) - Медицинское и психологическое обеспечение школы (соответствует требованиям) - Участие родителей учащихся в жизни школы (Дни здоровья, спортивные соревнования, организация внеклассных мероприятий и т.д.) - Благоприятный психологический климат коллектива - Наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся (цикл классных часов о культуре питания, правилам дорожного движения, здорового образа жизни, культуры поведения в общественных местах и т.д.) - Создание благоприятных психолого-педагогических условий обучения и воспитания (психологический климат на уроках и внеурочных мероприятиях, стиль педагогического общения учитель-ученик, характер проведения и оценивания опросов, степень реализации учителем индивидуального подхода, соответствие используемых методик возрастным и функциональным возможностям школьников) - Личностные особенности учителя - Профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих технологий.
- Расширение сети кружков и секций физкультурно-спортивной направленности в рамках дополнительного образования.
- Проведение оздоровительных мероприятий в период летней оздоровительной компании.
- Проведение школьных мероприятий и участие в районных и городских мероприятиях, акциях, направленных на формирование ЗОЖ.
- Организация школьных дней здоровья.
- Развитие сетевого взаимодействия с детскими юношескими школами.
- Развитие материально-технической базы школы в части приобретения спортивного, медицинского оборудования.
Сохранение и укрепление здоровья школьников
№ п/п |
Мероприятия |
Исполнители |
Срок реализации |
Ожидаемые результаты |
1 |
Совершенствование системы физической подготовки учащихся через увеличение числа часов, отводимых на занятие физической культурой |
Директор школы, ответственные учителя за УР, ВР, учитель физической культуры |
2011-2015 гг |
Обеспечение здорового образа жизни обучающихся |
2 |
Внедрение в педагогическую практику здоровьесберегающих технологий, современных форм и методов преподавания физкультуры и воспитания навыков здорового образа жизни |
Директор школы, ответственные учителя за УР, ВР, учителя предметники |
2011-2015 гг |
Улучшение условий для укрепления и сохранения здоровья учащихся |
3 |
Обеспечение условий для занятий физической культурой и спортом (спортивные секции) |
Директор школы, ответственные учителя за УР, учитель физической культуры |
2011-2015 гг |
Обеспечение здорового образа жизни обучающихся |
4 |
Создание компьютерного банка данных информации о состоянии здоровья учащихся |
Ответственные учителя за ВР |
2012г. |
Осведомленность учителей и родителей о состоянии здоровья учащихся |
5 |
Подготовка и проведение традиционных школьных спортивно-массовых мероприятий, участие в соревнованиях, акциях, конференциях различного уровня, посвященных здоровому образу жизни, |
Ответственные учителя за ВР, учитель физической культуры |
2011-2015 гг |
Повышение мотивации обучающихся к здоровому образу жизни |
6 |
Обеспечение школьников горячим питанием и проведение мониторинга организации школьного питания |
Директор школы, заместитель директора по АХР |
2011-2015 гг |
Обеспечение здорового образа жизни обучающихся |
7 |
Обеспечение своевременной диспансеризации учащихся |
Ответственные учителя за УР, классные руководители |
2011-2015 г. |
Своевременное выявление и профилактика заболеваний обучающихся |
8 |
Организация отдыха и оздоровления обучающихся в школе |
Директор школы, ответственные учителя за ВР, председатель профсоюзного комитета |
2011-2015 гг |
Обеспечение здорового образа жизни обучающихся |
9 |
Проведение классных часов и бесед по пропаганде ЗОЖ и профилактике вредных привычек |
Ответственные учителя за ВР, классные руководители |
2011-2015 гг |
Формирование потребности в здоровом образе жизни и профилактика вредных привычек |
Целевые индикаторы эффективности реализации Программы.
№№ пп |
Целевые индикаторы |
Единицы измерения |
Динамика индикаторов по годам |
|||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|||
1. |
Создание современной инфраструктуры школы |
|||||
1.1. |
Организовать реконструкцию спортивной площадки. |
50 тыс в год |
Построить полосу препятствий |
Построить волейбольную площадку |
Обновить разметку футбольного поля |
Обновить (покрасить)все имеющиеся сооружения |
1.2. |
Организовать ремонт спортивного зала |
200 тыс в год |
Поменять полы |
Сменить окна. |
Заштукатурить и покрасить стены. |
Заштукатурить и покрасить потолок. |
1.3. |
Организовать пополнение фонда учебниками, методической литературой. |
3 тыс в год |
Закупить учебники и программы для начальных классов. |
Закупить учебники и программы для средних классов |
Закупить учебники и программы для старших классов |
Приобрести демонстра ционный материал. |
1.4. |
Организовать повышение уровня обеспеченности ОУ спортивным оборудованием. |
84780 Руб в год. |
Приобрести лыжи для младших и старших классов. |
Приобрести в/больны, б/больные,ф/больные мячи |
Приобрести оборудование для занятий гимнастикой. |
Приобрести оборудование для занятий туризмом. |
© 2015, Денисов Сергей Александрович 1067