СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на педсовете по теме: «Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды школы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. «Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды школы»

Цель: выявить пути и способы формирования культуры здоровья и определить резервы и возможности совершенствования работы в данном направлении

Задачи:

1. Ознакомить педагогов школы с понятием и структурой культуры здоровья и возможностями ее влияния на образовательный процесс.

2. Изучить и проанализировать опыт работы педагогов школы по использованию здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности.

3. Определить основные направления педагогической деятельности коллектива по формированию культуры здоровья учащихся школы.

План работы педсовета

1. Понятие и структура культуры здоровья. Краткие теоретические сведения. (Воробьева Л. В.)

2. «Работа учителей начальных классов по формированию культуры здоровья младших школьников» (Ващилина Л. А.)

3. «Основные направления работы классного руководителя по формированию культуры здоровья учащихся (Куприна А. В.)

4. «Формирование культуры здоровья школьников на уроках физической культуры» (Зиновкин К. А.)

5. Решение педсовета.

Слайд№ 2

Прежде чем говорить о культуре здоровья, я попрошу вас представить такой образ: тихая, полноводная река, в ней купаются дети, не умеющие плавать. Впереди – огромный, кипящий водопад. Течение потихоньку уносит детей, они этого не замечают и неожиданно оказываются в падающем потоке воды, рискуя разбиться и погибнуть. А мы, взрослые, стоим внизу протягиваем руки и пытаемся их спасти, в то время как все мы должны находиться наверху, рядом с детьми и учить их плавать.

Если перенести данную метафору в область здоровья, то река – это образ жизни, дети - это наши ученики, взрослые – это мы – учителя и наша общая задача – научить каждого ребёнка безопасному плаванию по ней, всячески помогая в выборе стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья.

Слайд №3

В законе РФ “Об образовании” сказано: “ Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся”

Поэтому одной из приоритетных задач, стоящих перед современной школой, является сохранение и укрепление здоровья детей.

Слайд №4

Здоровье по определению Всемирной организации здравоохранения это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Так высказывался о здоровье, немецкий философ, Артур Шопенгауэр

«Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нём все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакое внешнее благо не может доставить удовольствия»

Слайд №5

Здоровый ребёнок – практически достижимая норма детского развития (здоровье ребёнка считается в норме, если он):

  1. В физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет действовать в оптимальном режиме.
  2. В интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость.
  3. В нравственном плане – честен, самокритичен.
  4. В социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить.
  5. В эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

Специалисты констатируют, что наш народ, некогда один из самых здоровых народов на планете, сегодня стал одним из самых больных. Данные многих авторов свидетельствуют о том, что за время обучения в школе численность здоровых учащихся сокращается в несколько раз. Различные патологические изменения обнаруживаются у 81% учащихся первого класса и у 93% старшеклассников. По статистическим данным у детей, поступающих в школу, встречаются нарушения опорно-двигательного аппарата, невротические расстройства, нарушения зрения и речи. Наряду с этим отмечено снижение темпов созревания организма и общего интеллектуального развития. Также отмечается незрелость эмоционально-волевой сферы школьников, нарастание невротических проявлений, увеличение хронических заболеваний. Статистика по группам здоровья и по заболеваниям учащихся школы представлена в таблицах.

Слайд №6 -7

Группы здоровья учащихся

Слайд №8

Среди факторов, отрицательно влияющих на здоровье школьников, можно отметить следующие:

  • ограниченность двигательной активности обучающихся (гиподинамия);
  • низкий уровень организации питания обучающихся;
  • отсутствие продуктивной системы служб врачебного контроля за состоянием здоровья обучающихся;
  • нарушения физиолого-гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса;
  • отсутствие планомерной и целенаправленной работы по профилактике вредных для здоровья привычек (табакокурение, потребление алкоголя, наркотиков, игровой, Интернет-зависимости и других девиаций);
  • несовершенство учебных программ и методик организации здоровьесбережения в образовательном учреждении;
  • увеличение объёма учебных нагрузок на обучающегося, ведущая к переутомлению, стрессам;
  • распространённость новых видов зависимостей (компьютерная, интернет, игровая и др.), отрицательно сказывающихся на здоровье обучающихся;
  • недостаточный уровень компетентности педагогов, родителей в вопросах здоровьесберегающего, здоровьефомирующего образования;

Основным фактором называют ухудшение социально-экономического положения населения, что приводит к ослаблению здоровья нации и находит отражение в уровне детской смертности: показатель ее в России выше, чем в других европейских странах.

Другие факторы – наличие «опасных» рабочих мест, тех, что характеризуются высоким уровнем травматизма, высокое потребление алкоголя и наркотических веществ. По данным Госнаркоконтроля РФ, угрозой генофонду страны является наличие в ней 7% наркоманов. Социологические опросы показывают, что половина школьников хотя бы один раз пробовала наркотики. За пять лет 70 тыс. молодых людей умерло от передозировки.

Вышесказанное, актуализируя проблему, выводит на одно из первых мест направление её решения средствами образования.

Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.

Поступление в школу, переход к предметному обучению и в старшие классы вызывает дополнительное напряжение функциональных систем организма ребёнка и может привести к истощению психоэмоциональных ресурсов. Нельзя забывать и о возрастных кризисах в процессе обучения. Гормональная перестройка, лабильность вегетативных процессов, неустойчивость самооценки и другие показатели – всё это способствует нарушению процессов адаптации и при неблагоприятных условиях может привести не только к развитию или обострению психосоматических заболеваний, но и к формированию отклоняющегося поведения как способа снятия перенапряжения, ухода от реальности. В условиях повышенного эмоционального напряжения формируются неадекватные формы поведения.

Результаты проведённых в школах России исследований позволяют выявить у многих учащихся завышенную самооценку собственного здоровья и вытекающее отсюда невнимательное к нему отношение, низкий уровень валеологической грамотности. Учащиеся не задумываются, какой образ жизни они ведут, не имеют мотивации на его улучшение. Это отражает и низкий уровень валеологической активности в семье.

Яркой иллюстрацией низкой валеологической культуры школьников и их родителей является тот факт, что только 31% учащиеся во время болезненных проявлений в виде насморка, кашля, головной боли никогда не посещают школу, 41% - иногда, а 23% вовсе не обращают на это внимание. Тем самым ухудшая состояние своего здоровья, способствуя переходу заболеваний в хроническую форму. Вместе с тем, посещая занятия в болезненном состоянии, они подвергают опасности здоровье окружающих.

Слайд №10

Культура здоровья (в образовательном процессе) – это совокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на нормальную деятельность детского организма в процессе образования.

Слайд №11

Культура здоровья каждого человека формируется на основании следующих компонентов: познавательного, эмоционального, волевого и коммуникативного.

Под познавательным компонентом понимается познавательная деятельность личности. То есть, насколько сам человек понимает «культуру здоровья». Здесь важна информированность человека в отношении физиологических и патологических процессов в организме, а также о влиянии на них различных факторов окружающей среды и образа жизни. В формировании культуры здоровья также имеет значение, насколько человек пополняет знания в этой области.

Эмоциональный компонент «культуры здоровья» отражает уровень физического и социального благополучия, качество и удовлетворенность жизнью. Другими словами, от того, какие эмоции доминируют у человека, зависит его психологическое здоровье. Оно, в свою очередь, оказывает влияние на физическое состояние человека, а также определяет отношение личности к жизни в целом.

Коммуникативность также является важным компонентом культуры здоровья, так как она отражает адекватность взаимодействия человека с другими людьми и с окружающим миром. Коммуникативность зависит от разнообразных факторов: воспитания, опыта личности, а также ее культуры, ценностей, потребностей, интересов, установок, характера, темперамента, привычек, особенностей мышления.

Даже обширные теоретические знания в области культуры здоровья недостаточны для формирования правильного поведения человека. Сознательное и активное отношение к сохранению и укреплению своего здоровья требует от человека определенных волевых качеств (самообладания, целеустремленности). Поэтому ещё раз необходимо подчеркнуть важность волевого компонента, а также мотивации для формирования высокой культуры здоровья.

Слайд №12

К элементам, определяющим культуру здоровья можно отнести:

• организация и проведение урока с учетом здоровьесберегающих элементов и технологий;

• социальное здоровье учащихся;

• здоровье учителя;

• благоприятный эмоциональный микроклимат в коллективе.

Слайд №13

Школа призвана обеспечить здоровый образ жизни для всего школьного коллектива путём создания окружающей среды, благоприятной для укрепления здоровья. Основные направления работы можно разделить на три взаимосвязанные группы.

1.Для учащихся

Образовательный процесс

Информационно-консультативная работа

Профилактика и оздоровление

Участие в создании внутришкольной среды

2.Для учителей и сотрудников школы

Профилактические мероприятия

Информационно-консультативная работа

3.Для родителей

Информационно-консультативная работа

Слайд №14

Для учащихся

Профилактика и оздоровление:

  1. Регулярное прохождение диспансеризации.
  2. Использование материально-технической базы.
  3. Физкультурная разминка, во время учебного процесса, для активизации работы головного мозга и релаксации органов зрения.
  4. Обучение навыкам самоконтроля и самодиагностики.
  5. Сбалансированное питание.
  6. Физкультурно-оздоровительная работа

Образовательный процесс:

  1. Использование здоровьесберегающих образовательных технологий: развитие проектных технологий, разноуровневого и модульного обучения, коллективного взаимообучения и междисциплинарной интеграции.
  2. Рациональное расписание.

Слайд №15-16

Условия образовательной среды для сохранения здоровья ребенка:

  • Благоприятный эмоциональный настрой (доброжелательность учителя, юмор).
  • Строгое соблюдение режима школьных занятий (урок – перемена, каникулы, нагрузка).
  • Построение урока с учётом динамичности детей, их работоспособности, использование ТСО, средств наглядности.
  • Обязательное выполнение гигиенических требований (свежий воздух, адекватная температура, световое и цветовое оформление и т.п.).

Слайд №17

Здоровье – основное и истинное достояние человека

Независимо от педагогических целей любой образовательный процесс не должен вредить здоровью и учитывать ресурсы здоровья каждого ребёнка. Именно поэтому в обучении должны использоваться личностно-ориентированные технологии, которые обеспечивают гармоническое физическое, умственное и психологическое развитие учащихся. Практическая реализация здоровьесберегающей технологии обучения осуществляется основываясь на следующих принципах:

  1. учёт особенностей данной возрастной группы учащихся;
  2. учёт состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизиологических особенностей ( информационная база включающая состояние здоровья, особенности психики и функциональное состояние учащихся);
  3. структурирование урока с учетом изменений работоспособности;
  4. использование на уроках здоровьесберегающих действий (оптимальная плотность уроков, чередование видов учебной деятельности, уважительный стиль общения, эмоциональная разрядка, физкультурная пауза, правильная рабочая поза, положительные эмоции).

Слайд №18

Правила лечебной педагогики:

  1. Не навреди здоровью ребёнка.
  2. Учащийся личность, относись к ней с глубоким уважением.
  3. Научись и умей видеть душу в глазах ребёнка.
  4. Будь терпелив, требователен, вежлив и снисходителен в обращении с учащимися.
  5. Будь всегда в хорошем настроении, владей чувством юмора.
  6. Постоянно повышай самооценку учащихся, будь всегда правдив.
  7. Добивайся доверия учащихся и береги его.
  8. Умей беречь здоровье учащихся и своё.
  9. Твоё личное здоровье -пример для учащихся.
  10. Будь умерен на похвалы и откажись от наказаний.
  11. Не жалуйся родителям учащихся.

Слайд №19

Охват питанием

  1. 1-4 кл. - завтрак – 91%, обед – 31%
  2. 5-9 кл. - завтрак – 79%, обед – 21%
  3. 10-11 кл. – завтрак – 46%
  4. общий охват питанием – 82%

Важно ещё раз подчеркнуть, что культуру здоровья необходимо формировать в детском возрасте, а затем укреплять в течение всей жизни.

Задача школы – научить детей самим заботиться о своём здоровье, сформировать установки на поддержание здорового образа жизни.

Слайд 20-21

Учебно-воспитательный процесс по формированию культуры здоровья обучающихся должен быть направлен:

- приобретение и усвоение знаний о том, как сохранить свое здоровье и предупредить его нарушение;

- развитие умений и навыков безопасной, здоровой жизни; воспитание культуры здоровья (поведения, питания, общения, быта, труда, отдыха, досуга и т. д.);

- воспитание трудолюбия, духовной культуры, патриотизма, национального самосознания, толерантности;

- формирование устойчивого иммунитета и негативного отношения к табаку, алкоголю, наркотикам и влиянию деструктивных религиозных культов и организаций;

- воспитание гуманистических ориентиров поведения, исключающих жестокость, насилие над личностью;

- воспитание потребности в занятии физической культурой, закаливании и совершенствовании физических способностей и возможностей организма человека;

- формирование культуры взаимодействия с природой, окружающим нас миром;

- развитие умений оказать первую медицинскую помощь;

- формирование у учащейся молодежи знаний о здоровой семье, роли родителей в воспитании здоровых детей.

СЛАЙДЫ№ 22

Вовлечение всех участников образовательного процесса в разнообразные формы деятельности по сохранению и укреплению здоровья.

Образование будет выполнять функцию укрепления здоровья подрастающего поколения в том случае, если здоровью будут не только учить, но здоровье станет образом жизни. Пример такого образа жизни должны показать педагоги, родители, общественность.

Для формирования культуры здоровья обучающихся необходимо прежде всего заинтересованное и творческое отношение к работе всего педагогического коллектива.

Выступление Ващилиной Л. А.

Выступление Куприной А. В.

Выступление Зиновкина К. А.

Слайд №24

Заключительная часть.

Упражнение “Воздушный шар”- звучит тихо мелодия (о ценности здоровья для человека).

Посмотрите на ваших столах нарисованные воздушные шары, который летят над землей. Дорисуйте человечков в корзине воздушного шара. Это Вы и ваша группа детей. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Выберите из списка, 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в любое путешествие вместе (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?

Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Ведущий записывает их на доске. Если слова повторяются, то старший воспитатель ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место- семья и т. д.

Как известно, хорошее здоровье способствует успешному воспитанию и обучению, а успешное воспитание и обучение – улучшению здоровья. Образование и здоровье неразделимы.

Заключение:

Выдающийся польский педагог, Януш Корчак, писал: “Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься”.

Решение педагогического совета:

1. Регулярно проводить Дни здоровья с целью повышения уровня знаний учащихся по вопросам здоровья.

2. Проводить профилактическую работу среди учащихся с целью снижения заболеваемости.

3. Всем педагогическим работникам соблюдать гигиенические требования в организации образовательного процесса, повысить свою компетентность в области защиты здоровья учащихся.

3. На уроках проводить физкультминутки и зарядку для глаз.

4. Строго соблюдать дозировку домашнего задания.

Уважаемые коллеги, берегите здоровье своих воспитанников и будьте сами здоровы и счастливы!

Спасибо!

22.01.2018 22:33


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!