СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аналитический отчет В.Н. Кузянов часть 2

Нажмите, чтобы узнать подробности

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 Средства, методы обучения для повышения уровня успеваемости и мотивации

Для повышения и мотивации я использовал средства обучения:

  • УМК [8,9,10], дополнительные образовательные источники из интернета [20,21,22,23,24].
  • Демонстрации, опыты, физические практикумы с использованием интерактивной доски и цифровой лаборатории
  • Самодельные приборы, демонстрационные установки (паровая турбина, инерциоид, и т.д.)
  • Использую различные контрольно-оценочные материалы (тесты, опросы, срезы знаний, лабораторные работы, физические практикумы)

Также я разработал планы уроков с использованием традиционных средств обучения вместе с цифровой лабораторией. Некоторые свои разработки приборов планирую опубликовать в научных и учебно-методических сборниках по физике.

Я применял исследовательский метод, дифференцированного метод обучения, систему методов создания ситуаций успеха для повышения мотивации учения и развития познавательных интересов, инициативности, креативности, активности, создания благоприятного психологического климата в классе.

Активно использовал информационно-коммуникационные технологии. Комбинирую опорные конспекты на интерактивной доске, физический эксперимент и решение задач, связанных с практикой, с целью реализации межпредметных связей физики с другими учебными предметами.

Серьезное внимание уделяю индивидуальной работе с детьми, испытывающими затруднения в освоении учебной программы, и имеющими высокую учебную мотивацию. Работаю по принципу доступности, занимательности, равного права как сильных, так и слабых учащихся.

На основе приведенных выше методов создал наглядные материалы, планы, схемы, презентации, контрольно-оценочные работы на уроках по физике с применением интерактивной доски [приложение 1]

Помимо этого, я постоянно обновлял и совершенствовал материальное техническое оснащения кабинета. Обновил набору по электричеству, сделал более точные шкалы на мензурки, чинил множество старых сломанных приборов, паял провода для лабораторных работ, провел связь между проектором, доской и компьютером, работал с документацией кабинета, сделал полную инвентаризацию всего оборудования в кабинете, а также навел функциональный порядок в шкафах к классе и препараторской.

Также я не упускал из виду одаренных детей, и подготавливал их к участию на олимпиадах. В 2015 году мои ученики стали победителями школьной олимпиады в параллелях 7-х, 8-х и 9-х классов, участниками и призерами районного тура олимпиады. Ученица 9 «А» класса стала призером муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2015-2016 учебном году. В 2015 году ученики 7-х классов участвовали в городской олимпиаде «Юный физик». В 2016 году ученица из 10 класса Жаркова Настя стала победителем районного этапа Всероссийской олимпиады школьников 2016-2017 учебном году.

2.2. Анализ результатов ДКР 2015-2016 г

На ДКР в 2014-2015 учебном году по физике в 9 классах МАОУ СОШ №62 присутствовало 64 учеников. Из них: 9а – 21; 9б – 19; 9в – 24 школьников.

Ниже представлена зависимость процента правильного выполненных заданий от разделов физики. В данную статистику не входят задания из второй части и некоторые задания из первой, так как задания из КИМ не находятся в свободном доступе и содержание этих заданий по спецификатору может варьироваться.

На ДКР физики в 2015-2016 учебном году среди 9 классов МАОУ СОШ №62 присутствовало 64 учеников. Из них: 9а – 22; 9б – 19; 9в – 23 школьников.

Ниже представлен график количества правильных заданий из 1 части по трем разделам физики:

По графикам видно, что усвоение разделов физики повысилось на 33%.

Стоит сказать, что перед проведением ДКР в 2015-2016 учебном году я предварительно составил план итогового повторения в первую очередь по электрическим и по тепловым явлениям, так как эти разделы знают хуже всего.

2.3. Анализ качества знаний

Все это позволяет обеспечивать стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательной программы. Анализ результатов промежуточной и государственной итоговой аттестации показывает, что обучающиеся осваивают базовый уровень государственного образовательного стандарта по физике. Уровень и качество подготовки обучающихся соответствует ГОС. В 2015-2016 учебном году показатели качества знаний по физике в 7 классе - 70%, в 8 классах - 65%, в 9 классах - 70%, в 10 классе - 60%, в 11 классе - 65%. По сравнению с предыдущим 2014-2015 годом показатель качества знаний в среднем вырос на 5%. В 2016 г. 70% выпускников 9 классов сдавали ОГЭ, средний балл составил в 2016 году - 12,1. Максимальный балл, полученный на ОГЭ в 2016 г. - 28, что соответствует 83% выполнения экзаменационной работы. В 2016 г. 100% выпускников 11 классов сдали ЕГЭ, средний балл составил в 2016 году - 17. Максимальный балл, полученный на ОГЭ в 2016 г. - 28, что соответствует 75% выполнения экзаменационной работы. Объективность результатов подготовки к ОГЭ отслеживал по внешнему оцениванию: муниципальный этап диагностических контрольных работ, городские контрольные работы, репетиционное тестирование.

По сравнению с предыдущим 2014-2015 годом показатель качества знаний в среднем увеличился на 5 %

2.4. Повышение квалификации

В течение работы в школе постоянно повышаю квалификацию:

  • 2015 год, ФГБОУ ВПО «УрГПУ» «ФГОС: общепедагогические, дидактические и воспитательные аспекты», 108 ч.;
  • 2016 год, ГАОУ ДПО СО «ИРО» «Подготовка и проведение экспериментальной части государственной итоговой аттестации по физике в форме ОГЭ» (16 ч.);
  • 2016 год, УрГПУ «Педагогические мастерские: эффективная подготовка педагогических кадров», 72 ч.

Являюсь членом территориальной предметной комиссии по проверке открытой части ОГЭ по физике; членом жюри и составителем заданий муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников; членом предметной комиссии по проверке олимпиадных работ в Октябрьском районе.

В рамках инновационной деятельности школы как федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО по теме «Создание модели здоровье сберегающей среды в условиях поэтапного введения ФГОС нового поколения» принимаю активное участие в работе школьного научно-методического объединения, работе творческих лабораторий педагогов, тематических педсоветах, исследовательской работе по различным проблемам учебно-воспитательной деятельности.

Принимал активное участие в научно-методических семинарах:

  • «Безопасность дорожного движения»
  • «Решение экспериментальных задач по физике»
  • «Психолого-педагогическое сопровождение молодых педагогов»
  • «Я успешный учитель»
  • Консультация для членов региональной экспертной комиссии ОГЭ по физике
  • Районное собрание физиков
  • «Педагогические измерения результатов обучения при помощи индивидуализированных по трудности содержания и форме заданий на основе таксономии по Д.Толлинегеровой»
  • Семинар практикум
  • Основы разработки рабочих программ по естественным предметам на примере биологии

2.5.Успехи учащихся в обучении по физики

Серьезное внимание уделяю индивидуальной работе с детьми, испытывающими затруднения в освоении учебной программы, и имеющими высокую учебную мотивацию. Работаю по принципу доступности, занимательности, равного права как сильных, так и слабых учащихся.

Ежегодно обучающиеся принимают активное участие в олимпиадах разного уровня. В 2015 году мои ученики стали победителями школьной олимпиады в параллелях 7-х, 8-х и 9-х классов, участниками и призерами районного тура олимпиады. Ученица 9 «А» класса стала призером муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2015-2016 учебном году. В 2015 году ученики 7-х классов участвовали в городской олимпиаде «Юный физик».

В 2016 на районном этапе во Всероссийской олимпиаде в 10 классе ученица заняла первое место, и прошла на область.

Являюсь активным участником школьных и районных мероприятий, направленных на повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания. В рамках школьного «Дня науки и творчества» разработал и провел три игровых урока для обучающихся 5-х и 6-х и классов под общим названием «Эксперименты».

ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ

В ходе моей профессиональной деятельности я выявил проблему качества образования по физике. И поэтому в межаттестационный период работал по основным направлениям:

  • создание методологических и организационно-содержательных условий, обеспечивающих успешное освоение всеми обучающимися государственного образовательного стандарта по физике посредством применения традиционных и инновационных образовательных технологий;
  • развитие творческих способностей школьников через организацию внеурочной деятельности;
  • совершенствование методов обучения и воспитания, использование новых наглядных средств обучения, транслирование практических результатов своей педагогической деятельности среди педагогических работников школы, района, города.

За время работы в школе выпустил шесть 9-х и два 11-х класса. В течение этого периода мной был осуществлён поиск, отбор и систематизация методического и дидактического материала, в результате разработана система уроков для подготовки обучающихся к ГИА в форме ЕГЭ и ОГЭ.

На уроках особое место занимает использование наглядных средств обучения: образовательных фильмов, демонстраций, опытов. Применяю также проблемный, исследовательский метод, систему методов создания ситуаций успеха для повышения мотивации обучения и развития познавательных интересов, инициативности, креативности, активности, создания благоприятного психологического климата в классе.

Применяю также дифференцированный метод обучения, чтобы, во-первых, поддерживать устойчивый интерес к физике у всех обучающихся с учетом индивидуальных особенностей; во-вторых, мотивировать их к изучению нового материала; в-третьих, стимулировать высокую результативность труда.

Активно использую информационно-коммуникационные технологии. Комбинирую опорные конспекты на интерактивной доске, физический эксперимент и решение задач, связанных с практикой,с целью реализации межпредметных связей физики с другими учебными предметами.

Считаю, что следует работать в том же направлении. Но некоторые аспекты моей деятельности не были затронуты. Поэтому перед собой поставил следующие задачи:

  • участие в профессиональных конкурсах для личностного развития
  • Опубликовать свои учебно-методические работы
  • составить банк кейсов по физике, направленных на формирование универсальных учебных действий обучающихся в рамках реализации ФГОС второго поколения.
  • создать условия для проектной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности
  • способствовать развитию личности ребенка через участие в конкурсах, семинарах, олимпиадах, в том числе и дистанционных

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги своей профессиональной деятельности за межаттестационный период 2014-2016 года, возвращаюсь к главной цели моей работы о повышении учебной мотивации учащихся.

Для повышения мотивации я создал план действий, выбрал наиболее подходящие методы и средства обучения. В конечном итоге качество знаний по сравнению с 2014-2015 учебном годом повысилась на 5 %, особенно разница видна в 9-х классах; при прохождении ДКР количество правильных ответов повысилось на 30 %. При этом были получении стабильные результаты учащимися при прохождении ОГЭ и ЕГЭ. Среди 9-хклассов физику в качестве экзамена выбрало 22 ученика, среди 11 классов – 8. Это говорит о возросшей значимости физики для учащихся.

Помимо этого, лично из своих наблюдений за классами заметил, что учащиеся начали интересоваться физикой, подходить ко мне с различными вопросами, спрашивать о простых опытах, которые можно самостоятельно повторить дома, и просить о дополнительных факультативных занятиях.

Также я активно повышал свой профессиональный уровень, участвуя в различных научно-методических семинарах и курсах повышения квалификации.

Принимал активное участие в подготовке учащихся к олимпиадам различного уровня. Учащиеся становились призерами, а в последнее время на Всероссийской олимпиаде среди 10-х классов одна ученица стала победителем на районном этапе.

Все это, повышение качества знаний, стабильный результат ГИА, возросший интерес к физике, дает понять, что мотивация учащихся к физике возросла.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Каменецкий С.Е., Орехов В.П. Методика решения задач по физике в средней школе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987. - 336 с.
  2. Каменецкий С.1л., Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 368 с.
  3. Каменецкий С.Е., Теория и методика обучения физике в школе: Частные вопросы: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 384 с.
  4. Коровин В.А., Настольная книга для учителей. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрсль», 2004. – 412 с.
  5. Коровин В.А., Программы для общеобразоват. учреждений: Физика. Астрономия. 7-11 кл. – М.: Дрофа, 2002. – 256 с.
  6. Волькенштейн B.C., Сборник задач по общему курсу физики. – СПб.: Издательство «Специальная литература»; Издательство «Лань», 1999. – 328 с.
  7. Гельфгат И.М. и др., 1001 задача по физике с ответами, решениями, изд. – М.: «ИЛЕКСА», 2003
  8. Гольдфарб Н. И., Сборник задач по физике. М., «Высшая школа», 1969, – 288 с.
  9. Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова, – 15-е изд. – М.: Просвещение, 2002. – 224 с.
  10. Рымкеевич А.П. Сборник задач по физике 8 – 10 классов средней школы. – 10-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1986. – 191 с.
  11. Мякишев Г.Я.: Физика: Механика. 10 кл.: Учеб. для углубленного изучения физики. – М.: Дрофа, 2002. – 496 с.
  12. Перышкин А. В. Физика. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2001.– 192 с.
  13. Перышкин А. В. Физика. 8 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2002. – 192 с.
  14. Перышкин А. В. Физика. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2003. – 256 с.
  15. Выгодский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова.: Педагогика, 1991, 480 с.
  16. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: В 2 ч. Материалы экспериментального курса; Часть 2 / Сверд. Гос. Пед. ин-т, Свердловск, 1990, 64 с.
  17. Краткий физико-математический справочник.
  18. http://www.libpsyx.ru/?Article=74 (20.11.16)
  19. http://www.openclass.ru/node/322229 (20.11.16)
  20. демонстрации
  21. http://genphys.phys.msu.ru

  22. Теория относительности: интернет-учебник по физике http://www.relativity.ru
  23. Термодинамика: электронный учебник по физике для 7-го и 8-го классов http://fn.bmstu.ru/phys/bib/I-NET/
  24. Уроки по молекулярной физике http://marklv.narod.ru/mkt/
  25. Физика в анимациях http://physics.nad.ru

  26. Гульчевская В.Г. Педагогические основы современного образования. Ростов-на-Дону: изд-во РО ИПК и ПРО, 2006.
  27. А.К.Маркова. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., Просвещение, 1983.
  28. Возрастная и педагогическая психология /под ред. А.В.Петровского. М., Просвещение,1979.
  29. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М. – 2002.

1. План уроки в Smart 11 7-11 кл на сайте http://multiurok.ru/physics в разделе мои документы

Категория: Физика
03.10.2017 17:00


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!