СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Обращение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Обращение. 

Цель урока: познакомиться с понятием «обращение»; обучиться нахождению обращений в речи и правилу постановки знаков препинания в предложении с обращением. 

Цели:

Познавательные: выяснить, что такое обращение и какова его функция; использовать обращение в речи.

Развивающие: развивать критическое мышление через чтение информационного текста; развивать логическое мышление; развивать умение работать в команде.

Воспитательные: воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, поддерживать других и быть к ним благожелательными.

 

Задачи обучения:

1.Формировать умение находить обращения в предложении.

2.Формировать умение отличать обращение от подлежащего.

3.Формировать умение составлять предложения с обращением с учетом речевой ситуации.

4.Формировать умение использовать обращение, как средство оценки того, кто говорит, и того, к кому обращаются с речью.

5.Формировать умение выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию.

6.Формировать умение верно ставить знаки препинания.

 

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Планируемые образовательные результаты: 

Предметныезнать определение обращения; опознавательный признак выделения обращения на письме - звательную интонацию, функцию знаков препинания в предложении с обращением - знаков выделения; правило постановки знаков препинания в предложении с обращением, схемы предложений с обращением, случаи возможного смешения подлежащего и обращения; уметь распознавать обращения с опорой на звательную интонацию; по опознавательному признаку находить место постановки выделительных знаков препинания; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с обращением; составлять предложения с обращением с учетом речевой ситуации, по схемам; отличать обращение от подлежащего. 

Метапредметные: уметь анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать, строить рассуждения; определять последовательность  действий, соотносить цели и результаты своей деятельности; свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 

Личностные: первичное понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

 

УУД: Находить обращение в предложении; отличать обращение от подлежащего; составлять предложения с обращением с учётом речевой ситуации; использовать обращение как средство оценки того, кто говорит, и того, к кому обращаются с речью; выразительно читать предложения с обращением, соблюдая звательную интонацию. Верно ставить знаки препинания.

Предметные: научиться выделять интонационно, пунктуационно в предложении обращение.

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования главных и второстепенных членов предложения.

 

Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.

 

Ход урока

I Организационный момент.

Мотивация.

- Здравствуйте, ребята. Посмотрите друг на друга, посмотрите на меня, улыбнитесь. Меня зовут Татьяна Павловна. Я рада с вами познакомиться. Желаю вам хорошего настроения, надеюсь, что мы приятно проведём время и подружимся.

- Сегодня вы будете работать в группах. Давайте поприветствуем капитанов команд. Привстаньте, пожалуйста. (Я называю капитанов) Уважаемые капитаны, ознакомьте с правилами работы в группе.

Карточка № 1

Правила работы в группе

 

1. В группе должен быть ответственный

  1. Если не понял, переспроси

  2. Один говорит - другие слушают

  3. Свое несогласие высказывай вежливо

  4. Работать должен каждый на общий результат

  5. Ответы не выкрикивать, при необходимости поднять руку

 

Сегодня у нас новая тема, а какая, вы должны догадаться сами. Игра будет похожа на «Поле чудес». В слове 9 букв. Я предлагаю вам открыть 1, 2, 3, 4, 6, 7

 

Для того, чтобы открыть буквы, вам нужно ответить на вопросы. У каждого ответа мы будем переворачивать первую букву.

(Отвечающий поднимает руку и в случае правильного ответа выходит к доске и открывает карточку с угаданными буквами, как в «Поле чуде»)

Вопросы:

  1. Какие члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову? (Однородные). На доске записывается буква «О».

  2. Как называется сложное предложение, равноправные части которого связаны интонацией без помощи союзов? (бессоюзные сложные предложения)

На доске записывается буква «Б».

  1. Как называется предложение, в котором есть второстепенные члены? (Распространённое). На доске записывается буква «Р».

  2. Назови сочинительный союз, который помогает противопоставить однородные члены или части сложного предложения. Например, не друг … враг (что противопоставить?) (А). На доске записывается буква «А».

  3. Мы знаем, что после шипящей «ч» пишем гласную «а», после какой ещё шипящей согласной пишется «А»? (После «Щ»). На доске записывается буква «Щ».

  4. Как называется предложение, в котором нет второстепенных членов? (Нераспространённое). На доске записывается буква «Н».

  5. Назовите сочинительный союз, который может соединять пары однородных членов и части сложносочинённого предложения. («И»). На доске записывается буква «И».

 

- Итак, вы догадались, какой термин зашифрован? (Обращение).

Тема урока: Обращение. (Запись темы в тетради)

 

Актуализация.

Ребята, а вы услышали в вопросах обращения? Какие? Кого называли эти слова?

 

 

II Целеполагание. 

Давайте сформулируем цель нашего урока. Посмотрите на опорную карточку № 2, которая поможет сформулировать цель по данному началу. (Каждая группа по очереди формулирует пункты цели урока).

 

Карточка № 2

  1. Выяснить, что такое …

  2. Научиться находить … в предложении.

 

 

  1. Научиться выделять … знаками препинания.

  2. Научиться составлять предложения с …

 

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Приём «Бортовой журнал».

- Рассмотрите карточку № 3. Перед вами таблица, в первой колонке записаны теоретические утверждения по данной теме. Вы должны их внимательно прочитать. Напротив каждого утверждения во второй колонке вы напишете: «да» или «нет», т. е. согласны вы с этим пунктом или не согласны. Обратите внимание, что среди этих утверждений есть правильные и неправильные.

 

Карточка № 3

 

Утверждения

Я думаю

Примеры

Я узнал

  1. Обращение – это слово или словосочетание, которое называет того, к кому обращаются с речью.

 

 

 

  1. Обращение может стоять в начале, в середине или в конце предложения.

 

 

 

  1. Обращение выделяется в предложении запятыми.

 

 

 

  1. Если обращение находится в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак.

 

 

 

 

Обсуждение в группах. Проверка результатов.

- С какими утверждениями вы согласны или не согласны? (Каждой группе предоставляется возможность по очереди прокомментировать утверждения)

 

 

Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)

- Ребята, а вы уверены в своих ответах. Наверно, нет. Что же нам поможет подтвердить свою точку зрения. Посмотрите на 3 столбец таблицы. Как он называется? Возьмите карточку № 4

 

Карточка № 4

Примеры

 

 

  1. Братцы, что он про меня сочиняет?

  2. Чем вы, гости, торг ведёте?

  3. Люди Земли, боритесь за охрану окружающей среды!

  4. Здравствуй, бабушка.

  5. Кумушка, мне странно это.

  6. Свети нам, солнышко, свети.

  7. Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч!

 

- Давайте попробуем найти примеры к тем пунктам, которые можно подтвердить. (Раскладываем, как лото)

 

Проверка. Через некоторое время группам даётся возможность объяснить, какими примерами они подтвердили свои предположения.

- А какие можно подтвердить? (Группы по очереди приводят примеры)

- А что нам скажет учебник? Откройте на стр. 176. Прочитайте правило и ответьте на вопрос: что нового вы узнали об обращении?

Проверка. (Новое то, что при обращении наблюдается особая интонация)

 

Физкультминутка

- Ребята, вы хотите отдохнуть. Я предлагаю сделать физкульминутку, но она будет необычная. Встаньте, пожалуйста. Я буду назвать предложения, а вы внимательно слушайте. Если в нём есть обращение, вы будете хлопать в ладоши. Если нет обращения, будете топать.

1. Ребята, охраняйте зеленые насаждения.

2. Ребята охраняют зеленые насаждения.

3. Друзья посещают детскую библиотеку.

4. Я вам, друзья, открою сказочный мир.

5. Вылезайте муравьи после зимней стужи.

6. Муравьи – санитары леса.

 

Спасибо. Садитесь.

 

Первичное закрепление во внешней речи

 

Карточка № 5

Перед вами предложения, вам необходимо выписать только те, в которых есть обращения, и расставить знаки препинания.  

1) Мама пойдем в музей.

2) Я люблю тебя родная Русь моя!

3) Ветер гоняет стаи туч.

4) Друзья к чему весь этот шум?

5) Во поле березонька стояла.

6) Наша Русь – могучая держава.

7) Ветер ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч!

8) Петя  читай книгу.

 

Проверка: по эталону. Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадями. Проверьте.

 

Эталон

1) Мама, пойдем в музей.

2) Я люблю тебя, родная Русь моя!

3) Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч!

4) Друзья, к чему весь этот шум?

5) Петя,  читай книгу.

 

 

  1. Включение в систему знаний и повторение

 

- Можно ли в жизни обойтись без обращений? Нас окружают разные люди: родители, соседи, в школе - одноклассники и учителя.

Перед вами этикетные формулы для просьб и комплиментов: 1.Пожалуйста. 2.Будьте так любезны. 3.Будьте добры. 4.Если вас не затруднит. 5.Сделайте одолжение. 6.Не мог бы ты сейчас. 7.Не выполнишь ли ты мою просьбу. 8.Вы не могли бы сказать. 9. Мне нравится, что  10. Дорогой / дорогая 11. Уважаемый / уважаемая, милый / милая.

Задание: Составьте предложение с обращением, в котором нужно выразить либо просьбу, либо комплимент, либо попросить прощения у того, кого обидели. Вы можете обратиться к любому своему однокласснику или своему учителю.

Рефлексия

 

- Вернёмся к нашей таблице, карточка № 3. У нас осталась незаполненной 4 колонка. Напишите в ней слово «да» напротив теоретических утверждений, о которых вы узнали в процессе урока. Чтобы проверить свои знания, выполните тест.

 

Обменяйтесь тетрадями и проверьте результаты. Ответы. 1 – 2, 2 – 3, 3 – 1, 4 – 1, 5 – гости дорогие

Домашнее задание.

 

Просмотр содержимого документа
«Урок "Обращение"»

План-конспект открытого урока по русскому языку

«Обращение»

Цель урока: познакомиться с понятием «обращение»; обучиться нахождению обращений в речи и правилу постановки знаков препинания в предложении с обращением. 

Задачи:

1.Формировать умение находить обращения в предложении.

2.Формировать умение отличать обращение от подлежащего.

3.Формировать умение составлять предложения с обращением с учетом речевой ситуации.

4.Формировать умение использовать обращение, как средство оценки того, кто говорит, и того, к кому обращаются с речью.

5.Формировать умение выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию.

6.Формировать умение верно ставить знаки препинания.



Ход урока

I Организационный момент.

Мотивация.

- Сегодня вы будете работать в группах. Давайте поприветствуем капитанов команд. Привстаньте, пожалуйста. (Я называю капитанов) Уважаемые капитаны, ознакомьте с правилами работы в группе.

Карточка № 1

Правила работы в группе

1. В группе должен быть ответственный

  1. Если не понял, переспроси

  2. Один говорит - другие слушают

  3. Свое несогласие высказывай вежливо

  4. Работать должен каждый на общий результат

  5. Ответы не выкрикивать, при необходимости поднять руку



Сегодня у нас новая тема, а какая, вы должны догадаться сами. Игра будет похожа на «Поле чудес». В слове 9 букв. Я предлагаю вам открыть 1, 2, 3, 4, 6, 7

Для того, чтобы открыть буквы, вам нужно ответить на вопросы. У каждого ответа мы будем переворачивать первую букву.

(Отвечающий поднимает руку и в случае правильного ответа выходит к доске и открывает карточку с угаданными буквами, как в «Поле чуде»)

Вопросы:

  1. Какие члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову? (Однородные). На доске записывается буква «О».

  2. Как называется сложное предложение, равноправные части которого связаны интонацией без помощи союзов? (бессоюзные сложные предложения)

На доске записывается буква «Б».

  1. Как называется предложение, в котором есть второстепенные члены? (Распространённое). На доске записывается буква «Р».

  2. Назови сочинительный союз, который помогает противопоставить однородные члены или части сложного предложения. Например, не друг … враг (что противопоставить?) (А). На доске записывается буква «А».

  3. Мы знаем, что после шипящей «ч» пишем гласную «а», после какой ещё шипящей согласной пишется «А»? (После «Щ»). На доске записывается буква «Щ».

  4. Как называется предложение, в котором нет второстепенных членов? (Нераспространённое). На доске записывается буква «Н».

  5. Назовите сочинительный союз, который может соединять пары однородных членов и части сложносочинённого предложения. («И»). На доске записывается буква «И».

- Итак, вы догадались, какой термин зашифрован? (Обращение).

Тема урока: Обращение. (Запись темы в тетради)

Актуализация.

Ребята, а вы услышали в вопросах обращения? Какие? Кого называли эти слова?

II Целеполагание. 

Давайте сформулируем цель нашего урока. Посмотрите на опорную карточку № 2, которая поможет сформулировать цель по данному началу. (Каждая группа по очереди формулирует пункты цели урока).

Карточка № 2

  1. Выяснить, что такое …

  2. Научиться находить … в предложении.



  1. Научиться выделять … знаками препинания.

  2. Научиться составлять предложения с …



Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Приём «Бортовой журнал».

- Рассмотрите карточку № 3. Перед вами таблица, в первой колонке записаны теоретические утверждения по данной теме. Вы должны их внимательно прочитать. Напротив каждого утверждения во второй колонке вы напишете: «да» или «нет», т. е. согласны вы с этим пунктом или не согласны. Обратите внимание, что среди этих утверждений есть правильные и неправильные.



Карточка № 3



Утверждения

Я думаю

Примеры

Я узнал

  1. Обращение – это слово или словосочетание, которое называет того, к кому обращаются с речью.




  1. Обращение может стоять в начале, в середине или в конце предложения.




  1. Обращение выделяется в предложении запятыми.




  1. Если обращение находится в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак.






Обсуждение в группах. Проверка результатов.

- С какими утверждениями вы согласны или не согласны? (Каждой группе предоставляется возможность по очереди прокомментировать утверждения)



Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)

- Ребята, а вы уверены в своих ответах. Наверно, нет. Что же нам поможет подтвердить свою точку зрения. Посмотрите на 3 столбец таблицы. Как он называется? Возьмите карточку № 4



Карточка № 4

Примеры

  1. Братцы, что он про меня сочиняет?

  2. Чем вы, гости, торг ведёте?

  3. Люди Земли, боритесь за охрану окружающей среды!

  4. Здравствуй, бабушка.

  5. Кумушка, мне странно это.

  6. Свети нам, солнышко, свети.

  7. Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч!



- Давайте попробуем найти примеры к тем пунктам, которые можно подтвердить. (Раскладываем, как лото)



Проверка. Через некоторое время группам даётся возможность объяснить, какими примерами они подтвердили свои предположения.

- А какие можно подтвердить? (Группы по очереди приводят примеры)

- А что нам скажет учебник? Откройте на стр. 176. Прочитайте правило и ответьте на вопрос: что нового вы узнали об обращении?

Проверка. (Новое то, что при обращении наблюдается особая интонация)



Физкультминутка

- Ребята, вы хотите отдохнуть. Я предлагаю сделать физкульминутку, но она будет необычная. Встаньте, пожалуйста. Я буду назвать предложения, а вы внимательно слушайте. Если в нём есть обращение, вы будете хлопать в ладоши. Если нет обращения, будете топать.

1. Ребята, охраняйте зеленые насаждения.

2. Ребята охраняют зеленые насаждения.

3. Друзья посещают детскую библиотеку.

4. Я вам, друзья, открою сказочный мир.

5. Вылезайте муравьи после зимней стужи.

6. Муравьи – санитары леса.



Спасибо. Садитесь.



Первичное закрепление во внешней речи



Карточка № 5

Перед вами предложения, вам необходимо выписать только те, в которых есть обращения, и расставить знаки препинания.  

1) Мама пойдем в музей.

2) Я люблю тебя родная Русь моя!

3) Ветер гоняет стаи туч.

4) Друзья к чему весь этот шум?

5) Во поле березонька стояла.

6) Наша Русь – могучая держава.

7) Ветер ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч!

8) Петя  читай книгу.



Проверка: по эталону. Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадями. Проверьте.



Эталон

1) Мама, пойдем в музей.

2) Я люблю тебя, родная Русь моя!

3) Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч!

4) Друзья, к чему весь этот шум?

5) Петя,  читай книгу.



  1. Включение в систему знаний и повторение



- Можно ли в жизни обойтись без обращений? Нас окружают разные люди: родители, соседи, в школе - одноклассники и учителя.

Перед вами этикетные формулы для просьб и комплиментов: 1.Пожалуйста. 2.Будьте так любезны. 3.Будьте добры. 4.Если вас не затруднит. 5.Сделайте одолжение. 6.Не мог бы ты сейчас. 7.Не выполнишь ли ты мою просьбу. 8.Вы не могли бы сказать. 9. Мне нравится, что  10. Дорогой / дорогая 11. Уважаемый / уважаемая, милый / милая.

Задание: Составьте предложение с обращением, в котором нужно выразить либо просьбу, либо комплимент, либо попросить прощения у того, кого обидели. Вы можете обратиться к любому своему однокласснику или своему учителю.

Рефлексия



- Вернёмся к нашей таблице, карточка № 3. У нас осталась незаполненной 4 колонка. Напишите в ней слово «да» напротив теоретических утверждений, о которых вы узнали в процессе урока. Чтобы проверить свои знания, выполните тест.



Обменяйтесь тетрадями и проверьте результаты.
Ответы. 1 – 2, 2 – 3, 3 – 1, 4 – 1, 5 – гости дорогие

Домашнее задание.



Итог урока

На этом наш урок окончен. Спасибо вам за работу. Мне было очень приятно. А какие у вас эмоции? Понравился ли вам урок. Пожалуйста, отразите своё настроения с помощью смайлика.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!