Раздает учащимся тексты с правильной информацией. Знаки для маркировки текста: «V» - это я знал «+» - новое для меня «-« - думал иначе «?» - есть вопросы Расставьте знаки препинания: Ой весна моя Ты весняночка! Из-за тёмных лесов Из-за синих морей приходи! Солнцем светом озари! Жаворонки перепёлушки Птички ласточки! Прилетите к нам! Весну ясную весну красную Принесите нам! 1.Есть ли здесь обращения? Назовите их. 2.Чем еще осложняются данные предложения? 3. Как называется этот стихотворный жанр (Закличка) 5. Физкультминутка. Поработали, ребятки! А теперь – все на зарядку! Влево, вправо повернитесь, Наклонитесь, поднимитесь. Руки вверх и руки вбок, И на месте прыг да скок! А теперь бежим вприпрыжку, Молодцы вы, ребятишки! Замедляем, дети, шаг И на месте стой! Вот так! А теперь мы сядем дружно, Нам ещё работать нужно! | Индивидуальная работа с текстом. Производят маркировку текста. Рассматривают иллюстрации – картины Маковского: «Играющие дети», «Крестьянские дети» и другие. По желанию – описывают одну из картин. Работа в парах Расставляют знаки препинания. Отмечают запятые. Выполняют упражнения. | Анализ, сравнение, обобщение (П); Смысловое чтение (П); Определение основной и второстепенной информации (П); Моделирование (П); Постановка вопросов (К) Волевая саморегуляция в ситуации затруднения |
1. Попробуйте закрыть информационный текст и рассказать то, о чем вы прочитали. 2. Выполните задание: Расставьте знаки препинания: Осень, осень, В гости просим. Мороз, мороз, Не бей наш овѐс, нашу рожь. Скажи-ка, дядя, ведь недаром… Торопитесь, дети, на урок! Послушайте песню и найдите обращения, назовите их. Вводные слова Итак, опять увиделся я с вами… Возможно, он был уверен, что там есть тайник. Сегодня, кажется, будет гроза. К счастью, здесь начиналась широкая тропа. Может быть, ты попробуешь еще раз? Давайте вспомним, с чего всегда начиналась встреча старика и рыбки из сказки А.С. Пушкина? Приплыла к нему рыбка и спросила: «Чего тебе надобно, старче?» . Назовите обращение. Обычно ли такое обращение сегодня? ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК Оказывается, в древнерусском языке существовал особый звательный падеж. Это и было обращение. Раньше в русском языке существовал, кроме шести нам известных, седьмой звательный падеж. “Старче” и есть форма звательного падежа. Другие примеры звательного падежа в современной речи “други” (вместо друзья), “Отче наш” (отец). Самостоятельная работа. Записать предложения. Найти обращения. Ты царевич, мой спаситель, мой могучий избавитель, Не тужи, что за меня есть не будешь ты три дня… Чем вы, гости, торг ведете и куда теперь плывете? Свет мой, зеркальце! скажи, Да всю правду доложи.
Расскажите о распространенных обращениях, приведите примеры.
| Проговаривают теоретические сведения.
Читают предложения, (находят обращение, объясняют написание выделенных букв. Определяют виды предложений по цели высказывания) Слушают русскую народную песню «Калинка». Выполняют упражнение. (Читают предложения, находят вводные слова)
Фиксируют «известно-неизвестно»
Рассматривают иллюстрации к сказкам Пушкина – к каждой иллюстрации сначала вспоминают ситуацию обращения, а затем - записывают, расставляют знаки препинания. Выполняют синтаксический разбор 2-го предложения. Формулируют определение. | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (П), Умение структурировать знания (П) |