СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта к уроку "Обращения и вводные слова" 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта к уроку "Обращения и вводные слова" 5 класс с использованием метода "погружения" в предмет.

 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта к уроку "Обращения и вводные слова" 5 класс»

Тема: Знаки препинания в предложениях с обращениями и вводными словами

5 класс

Учителя русского языка и литературы

Брикова Ирина Юрьевна,

Щепкина Ольга Петровна

Тип урока: урок закрепления материала и открытия новых знаний.

Цели урока: закрепить знания учащихся о вводных словах и обращениях, их отличиях от однородных членов предложения; показать графическое обозначение добавочных элементов в предложении; формировать у учащихся умение находить в предложении обращение и вводные слова, строить схемы; развивать умения самостоятельно определять свои знания/незнания по изучаемой теме, формулировать вопросы, систематизировать материал.

Технология концентрированного обучения («погружение» в предмет).

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.)

Цель этапа: побуждение интереса к получению новой информации.





Приветственное слово.


Отгадайте загадку:

- За стеной костяной, соловейко, спой!

(Язык)


1.Назовите добавочный элемент в предложении.

2. Какое отношение имеет эта загадка к нашему уроку (урок русского языка).

Приветствуют учителя.


Слушают загадку, высказывают предположения

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К);

целеполагание (Р)

3. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. (10 мин.)

Цель этапа: актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала, сформулировать тему урока.

Запись текста на доске:


Милый мой! Живи разумно,

За отечество радей.

Будь прилежным, скромным, умным

И полезным для людей.


  1. Конструкции в тексте. Попробуем убрать начало первой строки – что станет непонятно?

(К кому обращаются)

Следовательно, «Милый мой» - это… (Обращение).

  1. Словарная работа. Подберите синонимы.

Отечество – земля отцов, родина.

Радеть – заботиться, стараться.


Опрос.

1.Укажите предложения с обращением.

1. Серебристая дорога, ты зовешь меня куда?

2. Она, как змейка, в траве мелькает.

3. Без окон, без дверей полна горница людей.

4. Уже, наверно, поздно.

5. Солдатушки, бравы ребятушки, кто же ваши деды?


2. Что объединяет все 5 предложений?

1. Есть запятые.

2. Они осложняют предложения.

3. Простые осложненные предложения.


3. Укажите предложение с вводным словом.

4. Что осложняет предложения?


1, 5 – Обращение.

2. Сравнение.

3. Однородные ЧП.

4. Вводное слово.


5. Из какого предложения можно убрать выделенное запятыми слово? Поменяется ли смысл? Что поменяется?



2. Анализ учебно-научного текста (исследование материала),

Знаки для маркировки текста:

«V» - это я знал

«+» - новое для меня

«-« - думал иначе

«?» - есть вопросы

      Обращение выделяется запятыми, а в начале предложения — восклицательным знаком. Например: «Довольно, Ванюша! Гулял ты немало, Пора за работу, родной!» (Н.А.Некрасов)

      

Частица о, стоящая перед обращением, не отделяется от него. Например: О первый ландыш! Из-под снега ты просишь солнечных лучей... (Фет).

      

Чтение правила в учебнике. Беседа. Что нужно запомнить:

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

  1. если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного оборота, то никаким знаком от оборота оно не отделяется.

  2. от предшествующего сочинительного союза вводное слово отделяется запятой в том случае, если его можно опустить или переставить в другое место предложения. 

  3. в начале самостоятельного предложения после союза и запятая перед вводным словом обычно не ставится.



1. БЛИЦ-опрос. Закончи предложение:

1.Обращение – это…(слово или сочетание слов, которое называет того, к кому обращаются с речью)

2.Вводные слова – это...(слова и СС, которые передают отношение говорящего к выраженной в предложении мысли)

3.Обращения и вводные слова являются …(добавочными элементами)

4.Обращения и вводные слова на письме выделяются…(запятыми)

5.Обращение и вводные слова не являются…(членами предложения)

1.Что называется обращением?

2. Что называется вводными словами?

3.Какова особенность добавочных элементов? (не являются членами предложения, выделяются запятыми)



Сформулируйте тему и цели нашего урока, используя опору.


На доске опора

Цель урока:

находить … … … … (вводные слова и обращения)

и учиться … … … … … (правильно ставить знаки препинания)


Определяют тему и цели урока
















Соотносят «известно-неизвестно».






Объединяются в пары и обсуждают свои записи.

Одна – две пары зачитывают информацию.






Участвуют в блиц-опросе, стараясь опередить соперников.

Анализ объектов, подведение под понятие, целеполагание (П)

Самоопределение (Л)


Выполнение пробного учебного действия (Р)


4. Объяснение нового знания. (10 мин.)

Цель этапа: зафиксировать преодоление затруднения.

Раздает учащимся тексты с правильной информацией.

Знаки для маркировки текста:

«V» - это я знал

«+» - новое для меня

«-« - думал иначе

«?» - есть вопросы

Расставьте знаки препинания:

Ой весна моя
Ты весняночка!
Из-за тёмных лесов
Из-за синих морей приходи!
Солнцем светом озари!
Жаворонки перепёлушки
Птички ласточки!
Прилетите к нам!
Весну ясную весну красную
Принесите нам!


1.Есть ли здесь обращения? Назовите их.

2.Чем еще осложняются данные предложения?

3. Как называется этот стихотворный жанр (Закличка)


5. Физкультминутка.

Поработали, ребятки!

А теперь – все на зарядку!

Влево, вправо повернитесь,

Наклонитесь, поднимитесь.

Руки вверх и руки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы вы, ребятишки!

Замедляем, дети, шаг

И на месте стой! Вот так!

А теперь мы сядем дружно,

Нам ещё работать нужно!


Индивидуальная работа с текстом.

Производят маркировку текста.






Рассматривают иллюстрации – картины Маковского: «Играющие дети», «Крестьянские дети» и другие. По желанию – описывают одну из картин.


Работа в парах


Расставляют знаки препинания.

Отмечают запятые.













Выполняют упражнения.

Анализ, сравнение, обобщение (П);

Смысловое чтение (П);

Определение основной и второстепенной информации (П);

Моделирование (П);

Постановка вопросов (К)

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения

5. Первичное закрепление во внешней речи. (15 мин)

Цель этапа: проговорить новую информацию во внешней речи, переосмыслить собственные знания

1. Попробуйте закрыть информационный текст и рассказать то, о чем вы прочитали.

2. Выполните задание:

Расставьте знаки препинания:

  1. Осень, осень,
    В гости просим.

  2. Мороз, мороз,
    Не бей наш овѐс, нашу рожь.

  3. Скажи-ка, дядя, ведь недаром…

  4. Торопитесь, дети, на урок!


Послушайте песню и найдите обращения, назовите их.

Вводные слова

  1. Итак, опять увиделся я с вами…

  2. Возможно, он был уверен, что там есть тайник.

  3. Сегодня, кажется, будет гроза.

  4. К счастью, здесь начиналась широкая тропа.

  5. Может быть, ты попробуешь еще раз?

Давайте вспомним, с чего всегда начиналась встреча старика и рыбки из сказки А.С. Пушкина?

Приплыла к нему рыбка и спросила:
«Чего тебе надобно, старче?» .

Назовите обращение. Обычно ли такое обращение сегодня?

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

Оказывается, в древнерусском языке существовал особый звательный падеж. Это и было обращение. Раньше в русском языке существовал, кроме шести нам известных, седьмой звательный падеж. “Старче” и есть форма звательного падежа.

Другие примеры звательного падежа в современной речи “други” (вместо друзья), “Отче наш” (отец).

Самостоятельная работа. Записать предложения. Найти обращения. 

  1. Ты царевич, мой спаситель, мой могучий избавитель, Не тужи, что за меня есть не будешь ты три дня…

  2. Чем вы, гости, торг ведете и куда теперь плывете?

  3. Свет мой, зеркальце! скажи,
    Да всю правду доложи.



Расскажите о распространенных обращениях, приведите примеры.




Проговаривают теоретические сведения.





Читают предложения, (находят обращение, объясняют написание выделенных букв. Определяют виды предложений по цели высказывания)

Слушают русскую народную песню «Калинка».

Выполняют упражнение. (Читают предложения, находят вводные слова)









Фиксируют «известно-неизвестно»

























Рассматривают иллюстрации к сказкам Пушкина – к каждой иллюстрации сначала вспоминают ситуацию обращения, а затем - записывают, расставляют знаки препинания.

Выполняют синтаксический разбор 2-го предложения.

Формулируют определение.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (П),

Умение структурировать знания (П)


6. Рефлексия (3 мин.)

Цель этапа: оценить результаты собственной деятельности

1. Достигли ли вы поставленной перед собой цели?

2.Какая информация вам запомнилась?

Отвечают на вопросы учителя

Рефлексия способов и условий действия (П);

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Выражение мыслей с достаточной полнотой и четкостью (К)

Учет разных мнений (К)


7. Домашнее задание: (1 мин.)

Выучить правила.

Выпишите предложения с обращениями из сказок А.С.Пушкина.



Выставление оценок.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!