СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: "Обращение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 5 классе на базе учебника М. М. Разумовской, С. И. Львовой

Тема урока: Обращение

Тип урока: урок изучение нового материала

Форма урока: урок-практикум

Образовательные цели: выяснить, что такое обращение и какова его функция; отличать обращение от подлежащего; определить условия постановки знаков препинания в предложениях с обращением; научиться использовать обращение в речи.

Развивающие цели: развивать познавательный интерес учащихся, самостоятельное мышление, умение анализировать языковой материал, обобщать, делать выводы.

Воспитательные цели: формирование интереса к русскому языку; воспитание бережного отношения к слову.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь Г.А. Богдановой 1 ч., мультимедиа.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: "Обращение"»

Урок русского языка в 5 классе на базе учебника М. М. Разумовской, С. И. Львовой

Тема урока: Обращение

Тип урока: урок изучение нового материала

Форма урока: урок-практикум

Образовательные цели: выяснить, что такое обращение и какова его функция; отличать обращение от подлежащего; определить условия постановки знаков препинания в предложениях с обращением; научиться использовать обращение в речи.

Развивающие цели: развивать познавательный интерес учащихся, самостоятельное мышление, умение анализировать языковой материал, обобщать, делать выводы.

Воспитательные цели: формирование интереса к русскому языку; воспитание бережного отношения к слову.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь Г.А. Богдановой 1 ч., мультимедиа.


Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент


Приветствие учащихся.

Приветствие учителя.


Актуализация знаний

Сейчас проведём небольшую самостоятельную работу. Вам необходимо выполнить синтаксический разбор предложений.

  1. Выткался на озере алый цвет зари.

  2. Одинокая капля дождя упала в воду.

Работаем на листочках. Время на выполнение отмеряется с помощью песочных часов.


Выполняют самостоятельную работу.

Сдают листочки.

Формулирование темы и цели урока


Теперь открываем тетради, записываем число, классная работа. Оставляем строчку для темы.


Давайте попробуем сравнить 2 предложения:

1. Дима прочитал книгу о животных.

2. Дима, прочитай книгу о животных.


Выразительно прочитайте предложения. Запишите их. Найдите грамматическую основу. Сравните их по интонации.

Давайте подумаем, в чём разница между 2-мя предложениями?

Верно! Имя собственное во 2 варианте грамматически не связано с основой. Поэтому необходимо отделить его от предложения с помощью запятых.


Можно ли к сущ. «Дима» задать вопрос?

Верно! В 1 варианте можно задать вопрос «кто?», т.к. имя Дима является подлежащим, выраженным сущ. Во 2 предложении – нельзя, т.к. имя в нём не является членом предложения.


Попробуйте определить, каковы эти 2 предложения по цели высказывания? Есть ли разница?



Подумайте, для чего имя сущ. «Дима» дано во 2 варианте?


Да, в предложении обращаются к Диме.


А теперь подскажите, что сегодня мы будем изучать на уроке?

Верно! Тема нашего урока «Обращение».


Записывают число, классная работа.



Читают. Находят основу:

1. Дима прочитал книгу о животных.

2. Дима, прочитай книгу о животных.


У 2 предложения звательная интонация.




Примерный ответ:

У них разная грамматическая основа. Во 2 предложении имя Дима выделено запятой.





В 1 предложении можно задать вопрос «кто?», а во 2 предложении – нельзя.





Разница есть! 1 предложение по цели высказывания является повествовательным, а 2 предложение – побудительным.


Имя сущ. в этом предложении называет того, к кому мы обращаемся.




Мы будем изучать обращение.


Записывают в тетрадь.

Изучение нового материала

Поработаем с рубрикой «Понаблюдайте!» в учебнике на стр. 36.

Прочитайте выразительно предложения, найдите обращение.

Обратили ли вы внимание, чем выражено обращение в каждом предложении?

Верно! Ребята, посмотрите, обращения бывают не только бытовыми: 5) Девочки! Я гриб нашла!, но и поэтическими: 2) Уж есть за что, Русь могучая, полюбить тебя, назвать матерью. А что ещё можно сказать об обращении во 2 предложении?

Да, у него сеть зависимое слово «могучая». Это обращение распространённое. А нераспространенным является обращение, состоящее из одного слова.


Давайте обратимся к информации в учебнике.

Откройте стр. 36 и прочитайте сведения об обращении в синей рамке.

Теперь посмотрите на экран. Пользуясь правилом из учебника устно ответьте на вопросы:


  1. Что такое обращение?

  2. Каким членом предложения оно является?

  3. С какой интонацией произносится?

  4. Какими пунктуационными знаками выделяется?

  5. В каком случае обращение выделяется восклицательным знаком?

  6. Какое место занимает в предложении?


По ходу работы с вопросами на доске чертим схему «Обращение» для лучшего усвоения информации.

Молодцы! Наша схема почти готова. Немного дополним её. Вспомните из предыдущей работы, чем выражено обращение?

Верно! Отметим это на схеме. Но обратите внимание, что обращение никогда не выражено местоимением.


А теперь отработаем правило, выполнив упр. 476. Нужно списать предложения, разобрать их по членам. Обращения отмечаем буквой О. И нужно доказать, что обращения не являются членами предложения.

Работаем у доски и на местах.


Откроем ТПО на стр. 47 и выполним упр. 115. Необходимо из повествовательных предложений сделать побудительные с помощью обращения. Не забываем про знаки препинания и грамматическую основу.

Выполняем задание в тетрадях, но кто-то выйдет работать у доски.


Теперь посмотрим на упр. 116. Нам предлагают самостоятельно придумать предложения с обращениями, используя слова из рамки. Как называются такие слова?

А как вы думаете, этикетные слова тоже выделяются какими-то знаками препинания? Давайте, прежде чем приступить к выполнению упражнения, обратимся к учебнику. На стр. 37 прочитаем правило под восклицательным знаком.




Тут есть 2 часть задания, давайте перед его выполнением снова посмотрим в учебник на стр. 37 «Возьми на заметку!».


Читают, отвечают на вопросы (можно спрашивать по цепочке).



Обращения выражены сущ. в Им.п.












Читают правило из учебника.



Отвечают на вопросы устно, чертят схему в тетради с доски.

Примерный ответ:

  1. Обращение – это слово или сочетание слов, которые называют того, к кому обращаются с речью.

  2. Обращение не является членом предложения.

  3. Со звательной или восклицательной интонацией.

  4. Обращение выделяется запятыми или восклицательным знаком.

  5. Если находится в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией.

  6. Любое место: в начале, в середине или в конце предложения.

Примерный ответ: сущ. в Им.п.

Дополняют схему.




У доски работает сначала 1 человек (первые 2 предл.). Остальные выполняют задание в тетрадях на местах.




Выполняю упражнение. Кто-то работает у доски, комментируя, как выполнил задание (1-2 один учащийся, 3-4 второй учащийся, 5 устно на местах).









Примерный ответ: этикетные слова.


Читают правила. Приступают к выполнению упражнения в ТПО. Кто-то работает у доски, комментируя, как выполнил задание (3 человека выходят со своими предложениями, все записывают их обязательно, далее каждый может работать самостоятельно со своими вариантами предложений)


Читают информацию в учебнике, выполняют 2 часть задания.

Закрепление изученного на уроке


Для закрепления темы выполним вместе упр. 119 (118 если время останется, обратит внимание на поэтические обращения) на стр. 49. Нужно обвести номера предложений с обращением и расставить знаки препинания. Работаем на местах по цепочке.

А теперь самостоятельно выполните контрольное задание под номером 120 на той же странице. В конце урока сдаём тетради на проверку.

Выполняю упражнение на местах. Кто-то работает с места устно, комментируя, как выполнил задание.




Самостоятельно работают с упражнением.

Объяснение домашнего задания


Дома вам необходимо выполнить упр. 486 и 487. В последнем нужно заполнить таблицу: роль сущ. в предложении и примеры.


Записывают домашнее задание.

Подведение итогов, рефлексия


Подведём итог урока. Ответьте на несколько вопросов:

  • Что мы сегодня узнали нового?

  • Что называется обращением?

  • Является ли членом предложение?

  • Где может находиться в предложении?

  • Как выделяется на письме?

Понравился ли вам урок? Мне было очень приятно работать с вами. Спасибо за урок!


Отвечают на вопросы.








Прощаются с учителем.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!