СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Мировой океан и его части"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока на тему "Мировой океан и его части", для проведения в 7х классах. В данном уроке преставлены разные виды работ для учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная, работа с текстом, рисунками, атласами.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Мировой океан и его части"»

Тема: «Мировой океан»

Цель:

- формировать знания о Мировом океане, его свойствах;

Задачи:

Обучающие

- сформировать представления о Мировом океане; вспомнить важнейшие свойства вод Мирового океана; изучить особенности распределения температур, солености по поверхности океана, схему океанических течений

формировать навыки работы в группах;

развивающие:

- продолжить формирования умения работать с географическими картами и другими источниками информации;

воспитательные:

- воспитывать информационную культуру;

- воспитывать бережное отношение к окружающей природе;

Планируемые результаты:

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, умение выделять главные свойства океанической воды, оценить роль океана.

Метапредметныеумение самостоятельно определять цели урока, умение работать с разными источниками при подготовке к уроку и изучении материала, овладение основами самоконтроля, самооценки.

Познавательные УУД:преобразовывать информацию  из одного вида в другой.

Вычитывать все уровни текстовой информации.

РегулятивныеУУД: уметь самостоятельно приобретать новые знания и практические умения 

Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

Личностные УУД: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Предметные: изучить роль океана в природе, основные свойства воды океана, закрепить умение работы с картой.

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, карта океанов, атласы, учебники, презентация.



Ход урока.

1.Орг момент. Приветствие учащихся. Настрой на работу

3. Актуализация познавательной деятельности. Постановка темы и целей урока


«Океан… В нём зародилась жизнь на Земле. Он хранит в себе огромные богатства, однако до сих пор остаётся наименее изученной частью Земли. И сегодня мы начнём его изучать».

Но изучать мы будем не один океан, а все океаны земли.

Все вместе они образуют какой океан? (мировой)

Тема урока…..

Цель…..


Обратимся к рубрике «Вспомните» учебник стр. 26


- Что такое мировой океан?


Мировой океан — единая непрерывная водная оболочка Земли, которая окружает материки и острова.

Изучением океана занимается специальная наука — океанология.

-А как проводят границы между его отдельными частями? (условно, поскольку постоянно проходит обмен водными массами)


-Какие течения называют тёплыми, а какие холодными?

Океанические течения — горизонтальное перемещение масс воды в морях и океанах.

По температуре различают тёплые и холодные течения. Температура воды в них отличается от температуры окружающих океанских вод.

 

Тёплыми считаются течения, которые несут более тёплую воду: ГольфстримКуросиоСеверо-ТихоокеанскоеВосточно-АвстралийскоеМозамбикскоеБразильское. Они движутся из низких широт в высокие.

 

Воды холодных течений холоднее по сравнению с окружающей акваторией: ПеруанскоеЛабрадорскоеКалифорнийскоеБенгельскоеКанарскоеЗападно-Австралийское и др. Они движутся из высоких широт в низкие.


-какие опасные природные явления связаны с океаном?

Изучение нового материала

До начала XX века человечество имело слабое представление об океанах. Основное внимание путешественники уделяли материкам и островам. Об океане за это время стало известно в основном лишь то, что он почти втрое больше, чем вся суша. Под поверхностью воды оставался огромный неведомый мир, о жизни которого можно было лишь догадываться


Начало системным океанографическим исследованиям положила Первая русская кругосветная экспедиция (1803–1806 гг.) под командованием ИФКрузенштерна и ЮФЛисянского.

 

Первая комплексная экспедиция по изучению Мирового океана проведена Великобританией на корабле «Челленджер» в 1872–1876 гг., получила такое количество новых сведений, что над их обработкой 70 учёных трудились целых 20 лет.

Этой экспедицией впервые было обнаружено, что дно океана имеет очень сложный рельеф, что и в глубинах океана существует жизнь

 

В годы Первой мировой войны изучение больших глубин океана стало возможным благодаря применению эхолота.

 

При исследовании больших глубин применяют такие подводные аппараты, как батискафы и батисферы.

На батискафе «Триест» в 1960 году швейцарский учёный Жак Пикар с помощником погружался в Марианский жёлоб.

 

В исследованиях Мирового океана участвуют специальные суда, самолёты, спутники Земли, производится фотографирование и киносъёмка. Результаты исследования морей и океанов имеют большое значение для рыболовства, судоходства, поисков и добычи полезных ископаемых.

Размеры океана стр. 26 прочитать


Как и материки, дно океана имеет свой удивительный и неповторимый рельеф.


Здесь выделяют несколько высотных уровней, и каждый уровень определяется своими формами рельефа (горы, равнины)


Рельеф дна океанов, рис. 1.20, 27

Подводные ложе океана:

окраины котловины,

материков: горные хребты

(шельф,

материковый

склон)

переходная зона: срединно- океанические

глубоководные желоба, хребты

островные дуги

Ребята делаем схему в тетради.

Срединно-океанические хребты (СОХ)— мощные подводные поднятия дна океана на границах расхождения литосферных плит.

  • Образуют единую мировую систему, протягивающуюся по дну всех океанов.


При расхождении литосферных плит магма изливается на океаническое дно, застывает, и в результате формируются подводные горные хребты.


Срединно-океанические хребты — это самая крупная горная система на нашей планете, она протянулась более чем на 60 тысяч км. В ширину хребты достигают 1000 км и более, относительная их высота —  2–3 км.

Крупные поднятия становятся островами.

 Исландия, — самый яркий пример такого острова, который сформировался в результате выхода одной из вершин Срединно-Атлантического хребта на поверхность.



Шельф выровненная часть подводной окраины материков до глубины 100–200 м.

Шельфы различаются шириной и склонами. Одни — широкие и пологие, другие — узкие и крутые. Самый широкий шельф имеет Северный Ледовитый океан у северных берегов Евразии — до 1500 км.


Материковый склон — переходная зона от шельфа к ложу океана на глубине от 200 до 3500 м с значительным уклоном.

Шельф и континентальный склон имеют Северный Ледовитый, Атлантический и Индийский океаны.

В Тихом океане эти зоны практически отсутствуют. Они заменены глубоководными желобами, которые отделяют окраины материков от ложа океана.


Глубоководный желоб – длинное узкое понижение с глубиной больше 6000 м, образованный в результате сближения и погружения 1й плиты под другую

Для этих территорий характерны извержения вулканов и сильные землетрясения.


Островная дуга - это цепочки вулканических островов, образуются при столкновении двух океанических плит.


Ложе океана — крупнейший элемент рельефа дна Мирового океана, который представлен подводными равнинами со средней глубиной 3 — 4 тыс. км и разделяющими их подводными хребтами и поднятиями.

  • Ложе океанов располагается по обе стороны от срединно-океанических хребтов


Схема строения - делаем рисунок 20 стр. 27




Рис. 21, стр. 27 объём воды и соотношение форм рельефа


- Ребята, океан как и материки обмениваются теплом и влагой с атмосферой.

Работа по рисункам учебника стр. 28


Температура и солёность изменяется по широте от экватора к полюсам.

Рис. 22, стр. 28


Водные массы такие же как и воздушные. (экваториальные, тропические, умеренных широт, арктический и антарктический.


В результате постоянных ветров (каких), возникают течения.

Рис. 23, стр. 28 осевое вращение земли. Отклонение вправо – сев полуш. Отколонение влево- южное.


В океане 5 основных замкнутых течений. Формируются они с действия пассатов.

Формируются пассатные течения, движущ с востока на запад.


Течения подходят к восточным берегам и растекаются вдоль него. Достигая умеренных широт, течения подвергаются влиянию западных ветров.

– образ новые мощные течения, которые омывают уже западные берега.

И они уже замыкают круговороты течений с тёплыми экваториальными водами в приполярные районы.


Индивидуальная работа с текстом учебника

Пункты «жизнь в океане» прочитать и ответить:

-Какие виды живых организмов обитают в Мировом океане?

-Где наблюдается наибольшая плотность организмов, а где больше видовое разнообразие?



«океан и человек»

1. Как человек использует океан в своей деятельности?

2. С какими опасными явлениями сталкивается человек в океане?

3. Каковы последствия этой деятельности?

4. Что сделано для сохранения природы океана человеком?

Закрепление

Выполним мои географические исследования , стр. 27, задание 1.

Вывод


Домашняя работа

  • Параграф 7, стр. 26-29, знать

  • Записи в тетради учить

  • Контурная карта стр. 6-7, задания 1-5

Рефлексия

Что нового узнали….

Что было самым интересным

Что было самым сложным и самым лёгким …..


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!