Тема: «Мировой океан»
Цель:
- формировать знания о Мировом океане, его свойствах;
Задачи:
Обучающие
- сформировать представления о Мировом океане; вспомнить важнейшие свойства вод Мирового океана; изучить особенности распределения температур, солености по поверхности океана, схему океанических течений
- формировать навыки работы в группах;
развивающие:
- продолжить формирования умения работать с географическими картами и другими источниками информации;
воспитательные:
- воспитывать информационную культуру;
- воспитывать бережное отношение к окружающей природе;
Планируемые результаты:
Личностные: формирование ответственного отношения к учению, умение выделять главные свойства океанической воды, оценить роль океана.
Метапредметные: умение самостоятельно определять цели урока, умение работать с разными источниками при подготовке к уроку и изучении материала, овладение основами самоконтроля, самооценки.
Познавательные УУД:преобразовывать информацию из одного вида в другой.
Вычитывать все уровни текстовой информации.
РегулятивныеУУД: уметь самостоятельно приобретать новые знания и практические умения
Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками
Личностные УУД: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
Предметные: изучить роль океана в природе, основные свойства воды океана, закрепить умение работы с картой.
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, карта океанов, атласы, учебники, презентация.
Ход урока.
1.Орг момент. Приветствие учащихся. Настрой на работу
3. Актуализация познавательной деятельности. Постановка темы и целей урока
«Океан… В нём зародилась жизнь на Земле. Он хранит в себе огромные богатства, однако до сих пор остаётся наименее изученной частью Земли. И сегодня мы начнём его изучать».
Но изучать мы будем не один океан, а все океаны земли.
Все вместе они образуют какой океан? (мировой)
Тема урока…..
Цель…..
Обратимся к рубрике «Вспомните» учебник стр. 26
- Что такое мировой океан?
Мировой океан — единая непрерывная водная оболочка Земли, которая окружает материки и острова.
Изучением океана занимается специальная наука — океанология.
-А как проводят границы между его отдельными частями? (условно, поскольку постоянно проходит обмен водными массами)
-Какие течения называют тёплыми, а какие холодными?
Океанические течения — горизонтальное перемещение масс воды в морях и океанах.
По температуре различают тёплые и холодные течения. Температура воды в них отличается от температуры окружающих океанских вод.
Тёплыми считаются течения, которые несут более тёплую воду: Гольфстрим, Куросио, Северо-Тихоокеанское, Восточно-Австралийское, Мозамбикское, Бразильское. Они движутся из низких широт в высокие.
Воды холодных течений холоднее по сравнению с окружающей акваторией: Перуанское, Лабрадорское, Калифорнийское, Бенгельское, Канарское, Западно-Австралийское и др. Они движутся из высоких широт в низкие.
-какие опасные природные явления связаны с океаном?
Изучение нового материала
До начала XX века человечество имело слабое представление об океанах. Основное внимание путешественники уделяли материкам и островам. Об океане за это время стало известно в основном лишь то, что он почти втрое больше, чем вся суша. Под поверхностью воды оставался огромный неведомый мир, о жизни которого можно было лишь догадываться
Начало системным океанографическим исследованиям положила Первая русская кругосветная экспедиция (1803–1806 гг.) под командованием И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского.
Первая комплексная экспедиция по изучению Мирового океана проведена Великобританией на корабле «Челленджер» в 1872–1876 гг., получила такое количество новых сведений, что над их обработкой 70 учёных трудились целых 20 лет.
Этой экспедицией впервые было обнаружено, что дно океана имеет очень сложный рельеф, что и в глубинах океана существует жизнь
В годы Первой мировой войны изучение больших глубин океана стало возможным благодаря применению эхолота.
При исследовании больших глубин применяют такие подводные аппараты, как батискафы и батисферы.
На батискафе «Триест» в 1960 году швейцарский учёный Жак Пикар с помощником погружался в Марианский жёлоб.
В исследованиях Мирового океана участвуют специальные суда, самолёты, спутники Земли, производится фотографирование и киносъёмка. Результаты исследования морей и океанов имеют большое значение для рыболовства, судоходства, поисков и добычи полезных ископаемых.
Размеры океана стр. 26 прочитать
Как и материки, дно океана имеет свой удивительный и неповторимый рельеф.
Здесь выделяют несколько высотных уровней, и каждый уровень определяется своими формами рельефа (горы, равнины)
Рельеф дна океанов, рис. 1.20, 27
Подводные ложе океана:
окраины котловины,
материков: горные хребты
(шельф,
материковый
склон)
переходная зона: срединно- океанические
глубоководные желоба, хребты
островные дуги
Ребята делаем схему в тетради.
Срединно-океанические хребты (СОХ)— мощные подводные поднятия дна океана на границах расхождения литосферных плит.
Образуют единую мировую систему, протягивающуюся по дну всех океанов.
При расхождении литосферных плит магма изливается на океаническое дно, застывает, и в результате формируются подводные горные хребты.
Срединно-океанические хребты — это самая крупная горная система на нашей планете, она протянулась более чем на 60 тысяч км. В ширину хребты достигают 1000 км и более, относительная их высота — 2–3 км.
Крупные поднятия становятся островами.
Исландия, — самый яркий пример такого острова, который сформировался в результате выхода одной из вершин Срединно-Атлантического хребта на поверхность.
Шельф — выровненная часть подводной окраины материков до глубины 100–200 м.
Шельфы различаются шириной и склонами. Одни — широкие и пологие, другие — узкие и крутые. Самый широкий шельф имеет Северный Ледовитый океан у северных берегов Евразии — до 1500 км.
Материковый склон — переходная зона от шельфа к ложу океана на глубине от 200 до 3500 м с значительным уклоном.
Шельф и континентальный склон имеют Северный Ледовитый, Атлантический и Индийский океаны.
В Тихом океане эти зоны практически отсутствуют. Они заменены глубоководными желобами, которые отделяют окраины материков от ложа океана.
Глубоководный желоб – длинное узкое понижение с глубиной больше 6000 м, образованный в результате сближения и погружения 1й плиты под другую
Для этих территорий характерны извержения вулканов и сильные землетрясения.
Островная дуга - это цепочки вулканических островов, образуются при столкновении двух океанических плит.
Ложе океана — крупнейший элемент рельефа дна Мирового океана, который представлен подводными равнинами со средней глубиной 3 — 4 тыс. км и разделяющими их подводными хребтами и поднятиями.
Схема строения - делаем рисунок 20 стр. 27
Рис. 21, стр. 27 объём воды и соотношение форм рельефа
- Ребята, океан как и материки обмениваются теплом и влагой с атмосферой.
Работа по рисункам учебника стр. 28
Температура и солёность изменяется по широте от экватора к полюсам.
Рис. 22, стр. 28
Водные массы такие же как и воздушные. (экваториальные, тропические, умеренных широт, арктический и антарктический.
В результате постоянных ветров (каких), возникают течения.
Рис. 23, стр. 28 осевое вращение земли. Отклонение вправо – сев полуш. Отколонение влево- южное.
В океане 5 основных замкнутых течений. Формируются они с действия пассатов.
Формируются пассатные течения, движущ с востока на запад.
Течения подходят к восточным берегам и растекаются вдоль него. Достигая умеренных широт, течения подвергаются влиянию западных ветров.
– образ новые мощные течения, которые омывают уже западные берега.
И они уже замыкают круговороты течений с тёплыми экваториальными водами в приполярные районы.
Индивидуальная работа с текстом учебника
Пункты «жизнь в океане» прочитать и ответить:
-Какие виды живых организмов обитают в Мировом океане?
-Где наблюдается наибольшая плотность организмов, а где больше видовое разнообразие?
«океан и человек»
1. Как человек использует океан в своей деятельности?
2. С какими опасными явлениями сталкивается человек в океане?
3. Каковы последствия этой деятельности?
4. Что сделано для сохранения природы океана человеком?
Закрепление
Выполним мои географические исследования , стр. 27, задание 1.
Вывод
Домашняя работа
Параграф 7, стр. 26-29, знать
Записи в тетради учить
Контурная карта стр. 6-7, задания 1-5
Рефлексия
Что нового узнали….
Что было самым интересным
Что было самым сложным и самым лёгким …..