СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта "Среднее арифметическое"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока составлена по всем требованиям к ведению урока по ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта "Среднее арифметическое"»

Технологическая карта по теме «Среднее арифметическое»

Предмет: математика

Класс: 5

Учебник: Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И.,  «Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений, изд. «Мнемозина»,  2013 год.

Тема урока: «Среднее арифметическое» (первый урок из пяти по данной теме)

Тип урока: Урок изучения нового материала

Целевые установки на достижение результата:

- личностные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении задач; проявлять инициативу, находчивость, активность; контролировать процесс и результат обучения.

- метапредметные: видеть математическую задачу на среднее арифметическое в повседневной  жизни; понимать и использовать схемы для иллюстрации условий задач; получит возможность принимать выдвинутую гипотезу, соглашаться или не соглашаться с ней. 

- предметные: изучить новое понятие «среднее арифметическое нескольких чисел»; уметь находить среднее арифметическое нескольких чисел, используя правило;  углубить и расширить свои представления о десятичных дробях и сфере их применения.

Формы организации работы: Фронтальная, парная, индивидуальная

Оборудование: Учебники по математике, проектор, электронная презентация, выполненная в программе Power Point, компьютер.

                               Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

УУД

I.Организацион -ный этап


 Смотрят готовность к уроку. Читают высказывание. Отвеают а вопрос.

 Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Взгляните на экран

Слова Я.А.Коменского

 будут девизом нашего урока. Как вы понимаете эти слова.



«Считайте несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового, ничего не прибавил к своему образованию»

Я.А. Коменский.

 Коммуникативные:

Умение слушать и вступать в диалог

Личностные:

Самоопределение смыслообразование


II.Актуализация опорных знаний


 Выполняют задания из презентации. 


16,01; 10,001; 1,025; 0,128

Чтобы сравнить дроби надо у первой дроби зачеркнуть нули, а в остальных приписать нули, уравняв количество знаков после запятой до трех.

1,9; 1,102 ; 1,025; 1,020

Нужно подчитать количество + на каждом ряду.

Но количество учеников на том ряду больше, чем на нашем.

Нужно разделить общий результат на количество учеников на ряду.

Выполняют действие.



Среднее


 - Нужно постоянно получать знания, не стоять на месте, идти вперед.

Устный счёт

Прочитайте дроби в порядке убывания, возрастания

Близ-опрос

Решите примеры.

Поменяйтесь тетрадями, выполним взамопроверку. Поставили «+», если ответ верный; «-», если неверно. Вернул тетради.

Скажите, а как узнать какой ряд успешнее выполнил это задание?

Подсчитайте.

Значит успешнее выполнил задание … ряд.


- Как быть в этой ситуации? Как определить реальную картину?


Выполните деление.

Значит, результат получился совершенно другой.

- Расшифруйте слово.





0,128; 1,025; 16,01; 10,001;



Вычислите

3,6+0,5

0,98 – 0,77

3,5  : 5

2,7 ∙ 2

1,7 ∙ 0,2

Например,

1ряд 2 ряд 3ряд

5«+» ∙ 2 5«+» ∙ 4 5«+» ∙ 3

4«+» ∙ 4 4«+» ∙ 4 4«+» ∙ 3

3«+» ∙ 2 3«+» ∙ 1 3«+» ∙ 2

2«+» ∙ 0 2«+» ∙ 0 2«+» ∙ 0


32балла 39баллов 33 балла


32:8= 39:9= 33:8=

 Познавательные

Поиск и выделение необходимой информации

Регулятивные:

Выделение и осознание того, что уже пройдено, взаимопроверка

Коммуникативные:

Умение с достаточной  полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные:

Смыслообразование.

III.Целеполагание и мотивация


 Отвечают на вопросы учителя.

-Ни маленькое, ни большое; ни глубокое, ни мелкое, что-то между ними.

-средний рост, средняя скорость, средний вес, средняя температура и т.д..


Сами определяют тему и цели урока.


-«среднее чисел»)


Ответы детей:





Что такое среднее арифметическое;

научиться его находить;

для чего нужно уметь находить среднее арифметическое?



-Что такое среднее?



- Где в жизни встречались с этим понятием.

Часто ли мы в жизни слышим фразы со словом «средний», приведите примеры.

А в математике оказывается тоже есть свои понятия со словом «средний», и сегодня мы познакомимся с одним из этих понятий. Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

-Правильно. Но мы будем называть более точно «Среднее арифметическое нескольких чисел».

Запишите тему урока.

-Ребята, что вы хотите узнать на сегодняшнем уроке?


 Познавательные:

Поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог

Регулятивные:

Выделение и осознание того, что уже пройдено. Формулировка темы. Постановка целей урока.

IV.Изучение нового материала


 Пытаются выдвинуть правило нахождения среднего арифметического.


Самостоятельно читают, один – вслух


-Найти количество конфет.

-Разделить на 3.


4 конфеты


Предлагают алгоритмы.

Алгоритм:

-Найти сумму всех чисел;

-Найти количество слагаемых;

-Разделить сумму чисел на их количество.

Читают.

Записывают формулу

 -Итак, что же такое среднее арифметическое нескольких чисел?

Может кто-то сможет сформулировать определение.

(


-Работа с учебником. Как же нам предлагают находить среднее арифметическое.


Вывод: мы нашли среднее арифметическое трёх чисел. Проговорите алгоритм нахождения среднего арифметического чисел.


Откройте учебник на стр. 226 и прочтите определение среднего арифметического чисел.

 





Учебник: стр. 226, п.38, определение:

Средним арифметическим нескольких чисел называют частное от деления суммы этих чисел на число слагаемых.

Формулы:

1.Ср. ар. = (сумма чисел) : (количество слагаемых)

 Познавательные

Поиск и выделение необходимой информации. Структуирование знаний. Анализ объектов.

Регулятивные:

Целеполагание, выдвижение гипотез.

Коммуникативные:

Умение слушать и вступать в диалог.

 

V.Физкультминутка

 Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.

 Проводит математическую физкультминутку.

Руки вверх, если правильное решение названо, руки в стороны, если неверное решение.

№1497

а) (70,6+71,3) : 2

б) (0,1+0,2+0,3) :4

в) (1,11+1,12+1,19 - 1,48) : 4

 Личностные:

Получение заряда бодрости, позитивного настроя.

VI.Первичное осмысление и закрепление знаний


 Решают задачи в тетрадях. Отвечают на вопросы.










Какая погода там и какие взять вещи с собой.

Легкие вещи.



Зонт, плащ, а может даже и резиновые сапоги.


Нужно рассмотреть температуру хотя бы за последнюю неделю и посчитать СА температур.

1.У Игоря было с собой 45 рублей, у Андрея – 28, а у Дениса – 17.На все свои день­ги они купили 3 билета в кино. Сколько стоил один билет?

Зачем нам нужно среднее арифметическое?

Давайте рассмотрим следующую ситуацию.

Предположим, что мы хотим поехать отдыхать в другую страну. Например, в Грецию. Что вы будите с собой брать?

Смотрим погоду в Интернете. И видим температура 40°, очень жаркий день. Что брать с собой?

Или другая ситуация. Видим в Интернете, что идет ливень и температура 10°. Что брать с собой?

И что придется брать много вещей.

-Как быть?

Давайте найдем среднюю температуру за неделю.

Ответ: чуть больше 28°С. Это среднее арифметическое поможет нам с ориентировать с выбором одежды.






















Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

Вс

10°

40°

30°

30°

30°

30°

30°


Познавательные

Выделение и формулирование познавательной цели,  рефлексия способов и условий действия. Анализ объектов и синтез.

Коммуникативные:

Выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения.

Регуляттивные:

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция.

Личностные:

Самоопределение смыслообразование

VII.Самостоятельная работа


Выполняют самостоятельную работу


 Осуществляют самоконтроль


1.73

2. 50,25

3. нет  


Проводит самостоятельную работу

-А теперь – самопроверка.

Сверяем результаты с ответами на закрытой доске

Ребята, поднимите руки, кто решил все правильно?

Кто допустил ошибку? Почему допущена ошибка?




Самостоятельная работа:

1.Найдите среднее арифметическое чисел: 70 и 76

2.На соревнованиях по фигурному катанию спортсменка проходит в следующий этап, если её средняя оценка не менее 5,1.Участница соревнований  получила оценки  5,2; 5,1; 4,7; 5,1;  Пройдёт ли участница в следующий этап?

Познавательные

Анализ, синтез, выполнение действий по алгоритму.

Регулятивные:

Контроль, коррекция и самооценка.

Коммуникативные:

Умение интегрироваться, аргументация своего мнения.

Поддержание здорового духа соперничества для мотивации учебной деятельности.

VIII.Подведение итогов урока


Отвечают на вопросы учителя


-Подведём итоги:

1.Сформулируйте тему урока

2.Какие цели мы ставили в начале урока?

3.Добились мы поставленных целей?

4.Давайте ещё раз вспомним определение среднего арифметического и как его найти.

5.Где применяется среднее арифметическое в жизни?


Регулятивные:

Оценка промежуточных

результатов и  саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности.

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

IX. Домашнее задание


Записывают домашнее задание в зависимости от уровня усвоения темы урока

Задаёт дозированное домашнее задание.

-По учебнику домашнее задание для всех.

-А тому, кто разобрался в теме, я предлагаю побыть в роли статистика и выяснить, где выгоднее покупать молоко.


По учебнику: п.38, с.226 выучить правило, решить

№ 1524,1525.

По желанию:

Найдите ситуации из жизни, где мы используем среднее арифметическое.


X.Рефлексия


Оценивают собственное психоэмоциональное состояние, высказывают вслух мысли, выражающие это состояние


Просит провести саморефлексию

Рефлексия

На уроке:

Я узнал…..

Я научился….

Мне понравилось..

Я затруднялся..

Моё настроение…

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные:

Самоопределение своей деятельности.

Регулятивные:

Коррекция и оценка качества уровня усвоения

Познавательные

Рефлексия.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!