СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта "Среднее арифметическое", урок №2

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока  "Среднее арифметическое".  Это второй урок по теме в 5 классе.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта "Среднее арифметическое", урок №2»

Технологическая карта урока №2 по теме «Среднее арифметическое»

Предмет: математика

Класс: 5

Учебник: Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И.,  «Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений, изд. «Мнемозина»,  2013 год.

Тема урока: «Среднее арифметическое» (второй урок из четырех по данной теме)

Тип урока: Закрепления новых знаний и способов действий

Целевые установки на достижение результата:

- личностные: способствовать к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности; умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уроке; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

- метапредметные: видеть математическую задачу на среднее арифметическое в повседневной  жизни; понимать и использовать схемы для иллюстрации условий задач; получит возможность принимать выдвинутую гипотезу, соглашаться или не соглашаться с ней. 

- предметные: изучить новое понятие «среднее арифметическое нескольких чисел»; уметь находить среднее арифметическое нескольких чисел, используя правило;  углубить и расширить свои представления о десятичных дробях и сфере их применения.

Формы организации работы: Фронтальная, парная, индивидуальная

Оборудование: Учебники по математике, проектор, электронная презентация, выполненная в программе Power Point, ноутбук,

сеть Интернет, CD-диск «Математика. Интерактивные дидактические материалы. 5 класс. По учебнику Н.Я. Виленкина.

Структура и ход урока


Технология проведения

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Деятельность учеников

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности.

Цели:

-актуализировать требования к ученику с позиции учебной деятельности;

-создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность;

-установить тематические рамки

Создает условие для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность

Организация учащихся во включение в учебную деятельность

-Здравствуйте, садитесь! Посмотрите на слайд.

Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле.

А.Н.Крылов

-Слова А.Н.Крылов будут эпиграфом нашего урока. Объясните смысл этих слов. (слайд 1)

Слушают учителя, выполняют задание. Объясняют свой выбор.

Личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к учебному материалу.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; выявления места и причины затруднения.

Цели:

-создать условия для выполнения учащимися пробного учебного действия;

-организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения;

-зафиксировать причину затруднения во внешней речи

Организует фиксирование учащимися индивидуального затруднения;

-зафиксировать причину затруднения во внешней речи, обобщение актуализированных знаний


-Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда начнем урок с устного счета.

Нужно найти значение данного выражения, но сначала необходимо вычислить слагаемые. Результат подскажет вам ответ на вопрос: « С именем, какого ученного связана тема нашего сегодняшнего урока?»

-Назовите тему предыдущего урока.

-Где встречаемся с понятием среднего арифметического?

-Почему в жизненных ситуациях нас устраивает именно среднее значение той или иной величины?

- Что такое среднее арифметическое?

-Как найти среднее арифметическое трех (четырех, пяти, десяти, ста) чисел?

-Как найти среднее арифметическое. (учебник стр 227, №1497)

-Найдите среднее арифметическое:

201, 203, 205;

1,1; 1,2; 1,5; 1,4

50,3; 90,3.

Дома было дополнительное задание. Кто побывал статистом и определил где выгодно покупать молоко?

На перемене вы записали свой рост на доске. Как определить средний рост ученика вашего класса? Запишите решение. Как рационально подсчитать.

- Как вы считаете – тема «Среднне арифметическое» изучена вами вы уверено решаете задачи по теме?

- Значит тема нашего сегодняшнего урока?»

-Запишите число, тему урока.

Слушают учителя, выполняют задание. Отвечают на вопросы. Объясняют свой выбор. Фиксируют индивидуальное затруднение. Определяют тему урока. Записывают тему урока.

























(Например, рост учеников.

150, 153,162, 145, 150, 160, 153, 145,145, 150, 150, 160, 153.

1 вариант:

(150+153+162+ 145+150+160+153+ 145+145+150+150+ 160+153) : 13= 1996: 13=

2 вариант

1)150• 4+153•3+162+ 145•3+160•2=16340

2) 4+3+1+3+2= 13

3) 16340 : 13 =

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, преобразовывать информацию из одной формы в другую).

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение.

III. Построение проекта выхода из затруднения.

Цели:

-организовать постановку цели урока;

-создать условия для составления совместного плана действий;

-определить средства достижения цели

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности, постановку цели урока, составление совместного плана действий

-Давайте, исходя из выше сказанного, поставим цель урока?

-Сделайте вывод — что надо знать, чтобы найти среднее арифметическое (сумму чисел и их число)? Заострите внимание на этих математических понятиях.

-Сегодня мы должны продолжить учиться находить среднее арифметическое, но рассмотрим другие задачи.


Ставят цель урока. Составляют и проговаривают план действий. Определяют средства достижения цели.

Регулятивные: уметь формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата

IV. Реализация построенного проекта и первичное закрепление с проговариванием.

Цели:

-реализовать построенный проект;

-закрепить новое знание в речи и знаках;

-зафиксировать преодоление возникшего раннее затруднения

Организует реализацию построенного проекта, подводящий диалог, фиксирование нового знания в речи и знаках

Работа с интерактивным дидактическим материалом (CD-диск)

Работа в группах + 1 ученик находит в сети «Интернет» значение слова «рейтинг»).

Задача 1. В волейбольной команде двум игрокам по 21 году, трем по 20 лет и одному 24 года. Каков средний возраст игроков?

- Давайте сформулируем правило нахождения среднего арифметического роста ученика (учащиеся самостоятельно формулируют правило).

-Работа с учебником стр226, задача 2.

-Как найти среднюю урожайность, среднюю производительность?

Выполняют задания на доске и в тетрадях. Работают устно. Работа в группах и индивидуально. Добывают необходимую информацию. Выполняют физическую и умственную разгрузку.

Работают с реальной информацией. Обрабатывают её, при этом получают необходимый, конкретно для каждого, индивидуальный результат. Защита своих решений. Делают при этом вывод. Вследствие чего могут контролировать свою успеваемость. Что очень значимо.






Познавательные: уметь добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке

V.Физкультминутка

 Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.

А мы выполняем следующее задание. Встаньте все.

- Я предлагаю вам немного отдохнуть, но не забывать о теме нашего урока. Подключите свои знания, смекалку, сообразительность, чувство юмора и попытайтесь отыскать «среднее арифметическое» не чисел, а предметов, которые нас окружают.

Итак, среднее арифметическое:

-Велосипеда и мотоцикла. (Мопед.)

-Апельсина и лимона. (Грейпфрут.)

-Пианино и баяна. (Аккордеон.)

-Холодильника и вентилятора. (Кондиционер.)

-Носка и чулка. (Гольф.)

- А сейчас давайте выполним несколько упражнений.

Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6-8 раз. Быстро моргать в течение 10-12 секунд, открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд. Повторять 3 раза. Встаньте, поднимите руки вверх, в стороны, вниз. Повторите 3 раза.

- Сели все ровно, продолжим работу.


 Проводит физкультминутку.

 Личностные:

Получение заряда бодрости, позитивного настроя.

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи


- А вы слышали слово «Рейтинг»? Кто может объяснить значение этого слова (ответы учеников). А вот какое значение слова найдено в Интернете (отвечает ученик).

- Назовите причины повышения и снижения «рейтинга».


№ 1503 (ученик у доски)

















1)3,2 ∙ 90 +1,5 ∙ 45+ 0,3∙ 30 = 288+ 67,5 + 9 =364,5(км) – весь путь

2)3,2+1,5+0,3=5 (ч) – затраченное время

3) 364,5 : 5 = 72,9 (км/ч) средняя скорость

Познавательные

Выделение и формулирование познавательной цели,  рефлексия способов и условий действия. Анализ объектов и синтез.

Коммуникативные:

Выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения.

Регуляттивные:

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция.

Личностные:

Самоопределение смыслообразование

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цели:

-зафиксировать новое содержание урока;

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Организуют фиксирование нового содержания, рефлексию, самооценку учебной деятельности

- Мы рассмотрели среднее арифметическое в различных областях деятельности человека. И это далеко не все. Среднее арифметическое часто используют в сельском хозяйстве, когда говорят об урожайности, о надоях молока, задачах на движение . А сейчас давайте подведём итог нашего занятия.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что было интересно?

- Что вызвало затруднения?

И я надеюсь, вычисление среднего арифметического, вам рано или поздно, но пригодится в том или ином деле.

Домашнее задание

По учебнику: п.38, с.226 выучить правило, решить № 1526,1527.

По желанию: №1515 Найдите «среднее арифметическое» не чисел, а предметов,  которые нас окружают.

Смотрят видео ролик о фигурном катании. Отвечают на вопросы. Выполняют задание. Участвуют в сценке. Рассуждают, приходят к определенному выводу. При этом уже правильно объясняют эпиграф сегодняшнего урока. Рассказывают, что узнали нового. Осуществляют самооценку.

Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уроке адекватной ретроспективной оценки.

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.


6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!