СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта "Среднее арифметическое", урок №3

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока №3 по теме "Среднее арифметическое".

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта "Среднее арифметическое", урок №3»

Технологическая карта урока №3 по теме «Среднее арифметическое»

Предмет: математика

Класс: 5

Учебник: Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И.,  «Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений, изд. «Мнемозина»,  2013 год.

Тема урока: «Среднее арифметическое» (третий урок из четырех по данной теме)

Тип урока: Закрепления новых знаний и способов действий

Целевые установки на достижение результата:

- личностные: способствовать к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности; умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уроке; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

- метапредметные: видеть математическую задачу на среднее арифметическое в повседневной  жизни; понимать и использовать схемы для иллюстрации условий задач; получит возможность принимать выдвинутую гипотезу, соглашаться или не соглашаться с ней. 

- предметные: изучить новое понятие «среднее арифметическое нескольких чисел»; уметь находить среднее арифметическое нескольких чисел, используя правило;  углубить и расширить свои представления о десятичных дробях и сфере их применения.

Формы организации работы: Фронтальная, парная, индивидуальная

Оборудование: Учебники по математике, рабочая тетрадь, проектор, электронная презентация, выполненная в программе Power Point, ноутбук,

сеть Интернет, CD-диск «Математика. Интерактивные дидактические материалы. 5 класс. По учебнику Н.Я. Виленкина, карадаши красные, зеленые, синие.

Структура и ход урока


Технология проведения

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Деятельность учеников

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

-актуализировать требования к ученику с позиции учебной деятельности;

-создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность;

-проверит уровень подготовки к уроку

Организует актуализацию требований к учебнику со стороны учебной деятельности; проверяет уровень подготовки к уроку


-Назовите тему урока.

-Цель?

-Где встречаемся с понятием среднего арифметического?

-Как найти среднее арифметическое нескольких чисел?

-Чему равен средний рост гномов, если их рост равен

1,25м, 98см, 1,05м, 0,71м, 56см, 81см, 95см?

- Проводим математический тест с выбором правильного ответа (Работа с CD-диском, №1-7). Проверка – работа в парах.

Слушают учителя, выполняют задание. Объясняют свой выбор. Какая ошибка допущена и почему?

Средний рост гномов будет равен среднему арифметическому ростов всех гномов

Первым действием переведем рост каждого гнома в метры:

98см = 0,98м

56см = 0,56м

81см =0,81м

95см = 0,95м

(1,5+2,3):2=1,9

(2+4+6+0):4=3

(5+3+2+4+4+5):5, оценка 4

(18+9+3):3= 10

(20,22+18,26+5,5):3=14,66

(23,86+22,7+36,6):3=83,16:3=27,72≈28

Личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к учебному материалу.

Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и обобщения, следовать им; учитывать разные мнения и интересы; обосновывать собственную позицию.

II. Закрепление с проговариванием во внешней речи

Цели:

-организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи

Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи

Работа в рабочей тетради:

стр. 116 , №2 (записать решение, проговаривая вслух), №3 (решает 1 ученик на доске)

Работа с учебником:

№ 1527, 1528.

Выполняют задание на доске и в тетрадях. Проговаривают алгоритм решения вслух.


Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке.


Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.


Познавательные: уметь

использовать знаково-символические средства, строить логические цепи рассуждений.

-А сейчас давайте посмотрим сценку. Мне нужно 2 помощника.

(два ученика читают слова героев сценки на слайдах, учитель читает слова автора)

Встретились как-то Знайка и Незнайка. 

Знайка: Незнайка, о чём ты задумался?

Незнайка: Я думаю, что среднее арифметическое – гениальное изобретение математиков! Вот мы с тобой неразлучные друзья, всё делим пополам, и хорошее, и плохое. Надо было решить сегодня задачи. Ты решил 9 штук, а я одну. Складываем 9 и 1, делим на 2, получаем 5. Значит, каждый решил по 5 задач. За домашнюю работу ты получил оценку «5», а я – оценку «1», складываем 5 и 1, делим на 2, получаем 3. получатся, что каждый получил по тройке. Видишь как хорошо получается, и меня мама дома не накажет. Да здравствует среднее арифметическое!

Знайка: Подожди, ты всё решил с пользой для себя, меня даже не спросил, может, меня это не устраивает!

Незнайка: Ну, как так не устраивает! Это ещё не всё. Ты пришёл в школу сегодня на 10 минут до звонка, а я пришёл на 10 минут после звонка. А по среднему арифметическому, мы пришли в школу оба к началу урока вовремя! Здорово! Меня даже и учитель не будет ругать за опоздание!

Знайка: Да, твои мысли «гениальны». Но я тебя проучу! Сейчас ты решишь несколько задач на среднее арифметическое, а я схожу в магазин и куплю тебе кроссовки новые. Какой размер тебе нужен?

Незнайка: 34. Спасибо, друг за помощь и понимание.

Знайка уходит, Незнайка садится за стол и начинает решать задачи.

Входит Знайка с пакетом.

Знайка: Вот купил тебе новые кроссовки.

Незнайка: Что это? (он достаёт один большой, а другой маленький кроссовок)

Знайка: Это твои кроссовки! Ты просил 34 размер, вот я и принёс: один - 24 размер, а другой – 44 размер. Складываем, делим пополам, получаем 34 размер! Да здравствует среднее арифметическое!


-Какой вывод вы можете сделать, просмотрев эту сценку? (ответы учеников)

-Действительно, математические понятия и правила необходимо применять не подряд, а только там, где это необходимо. И иногда вычисление среднего арифметического бывает лишено смысла. Как в некоторых ситуациях.

Ситуация 1.

Стрелок сделал 2 выстрела. Один выше мишени, а другой ниже. А в среднем получается, что оба выстрела попадают в мишень. Довольно странно. Он промахнулся и очень сильно. Поэтому использование среднего арифметического несколько странно.

Или еще один случай. Средняя температура по больнице 36, 6°С. Что из этого следует. Да ничего. Может быть так. У одного больного 38°, а у другого 36°, а может еще ниже. Получается, что они выглядят как здоровые, а на самом деле они оба больны.

Иногда усреднение бывает во вред.

  Значит важно не только знать правила, но и умело их  применять. И я надеюсь, вычисление среднего арифметического, вам рано или поздно, но пригодится в том или ином деле. И нужно пользоваться им очень аккуратно.

III.Физкультминутка

 Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.

Вспомним слова:

Летит, летит по небу шар, по небу шар летит,

но знаем мы что в небо шар никак не улетит.

Заменяем постепенно слова на движения

«летит» - руками летаем,

«небо» - показываем в небо большим пальцем руки,

«шар» - описываем руками круг перед собой,

«не» - показываем отрицание руками и т.д.

 Проводит физкультминутку.

 Личностные:

Получение заряда бодрости, позитивного настроя.

IV. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цели:

-зафиксировать новое содержание урока;

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Организуют фиксирование нового содержания, рефлексию, самооценку учебной деятельности


Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уроке адекватной ретроспективной оценки.

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

- А сейчас ребята, я хочу вам раздать интересные кружочки и рассказать интересную притчу. Но давайте, договоримся, вы возьмете кружочки в руки, только после того как я закончу рассказывать притчу и задам вам вопрос. ДОГОВОРИЛИСЬ? Слушайте внимательно.

- Шел мудрец а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого он спросил: «Что ты делал целый день?» и он ответил, с ухмылкой,  что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: А ты, что делал целый день?» и тот ответил, « Я добросовестно выполнял свою работу». И тогда мудрец, спросил у третьего: « А ты, что делал целый день?» И лицо его засветилось от счастья и он ответил с удовольствием, что сегодня он принимал участие в строительстве храма.»


-Ребята, давайте, мы сейчас каждый из вас попробует  оценить свою работу на уроке.

-Кто работал как 1 человек, таскал проклятые камни?

-Кто работал, как 2 человек, добросовестно выполнял свою работу?

-А кто принимал участие в строительстве своего храма, храма знаний, как 3?





Рисуют синий кружочек


Рисуют зеленый кружочек


Рисуют красный кружочек


- Ребята, я очень рада, что большинство сегодня на уроке принимала участие в строительстве своего храма знаний.

Составьте синквейн.

1 строка – тема или предмет (одно существительное);
2 строка – описание предмета (два прилагательных);
3 строка – описание действия (три глагола);
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

Домашнее задание

По учебнику: Рабочая тетрадь стр. 116, № 1, 2, 4, 5. Подготовится к самостоятельной работе.







Число

Среднее, арифметическое

Находить, складывать, делить

Нужно пользоваться очень аккуратно

Это жизнь


7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!