СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема Родины в творчестве Блока

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для проведения интегрированного урока искусства( изо + литература+ музыка)

Просмотр содержимого документа
«Тема Родины в творчестве Блока»

Тема Родины в творчестве  А.А. Блока Автор: учитель ИЗО Середа Лидия Николаевна МКОУ Филиппенковская ООШ

Тема Родины в творчестве А.А. Блока

Автор: учитель ИЗО

Середа Лидия Николаевна

МКОУ Филиппенковская ООШ

 «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь.   Все ярче осознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный…»    А.А. Блок. Из письма к К.С. Станиславскому.

«Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче осознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный…»

А.А. Блок. Из письма к К.С. Станиславскому.

А. Блок жил и творил в эпоху исторических и социальных перемен, когда всю Россию лихорадило. Блок начал свой путь в конце 90-х годов ХIХ столетия как лирик, отрешенный от реальной жизни , целиком погруженный в свои смутные душевные переживания.   Однако все сочинения, колебания и приступы отчаяния, свойственные Блоку, отступали перед спасительной верой в прекрасное будущее. Источником этой веры была Россия.

А. Блок жил и творил в эпоху исторических и социальных перемен, когда всю Россию лихорадило. Блок начал свой путь в конце 90-х годов ХIХ столетия как лирик, отрешенный от реальной жизни , целиком погруженный в свои смутные душевные переживания. Однако все сочинения, колебания и приступы отчаяния, свойственные Блоку, отступали перед спасительной верой в прекрасное будущее. Источником этой веры была Россия.

Обращение поэта к теме Родины, осмысление ее исторического пути и грядущей судьбы было связано для него с переживанием подъема и поражения первой русской революции. Блок создал лирический образ многоликой России: В июле 1905 года было написано стихотворение «Осенняя воля» в котором Россия показана как могучая и свободная стихия:

Обращение поэта к теме Родины, осмысление ее исторического пути и грядущей судьбы было связано для него с переживанием подъема и поражения первой русской революции. Блок создал лирический образ многоликой России: В июле 1905 года было написано стихотворение «Осенняя воля» в котором Россия показана как могучая и свободная стихия:

Вот оно, мое веселье, пляшет  И звенит, звенит, в кустах пропав!  И вдали, вдали призывно машет  Твой узорный, твой цветной рукав.

Вот оно, мое веселье, пляшет И звенит, звенит, в кустах пропав! И вдали, вдали призывно машет Твой узорный, твой цветной рукав.

В стихотворении «Россия» (1908) вновь звучит мотив вольности и бунта (красота России — «разбойная краса», «звенит тоской острожной глухая песня ямщика» ). В «Руси» (1906) Россия предстает перед читателем таинственной и колдовской землей:

В стихотворении «Россия» (1908) вновь звучит мотив вольности и бунта (красота России — «разбойная краса», «звенит тоской острожной глухая песня ямщика» ). В «Руси» (1906) Россия предстает перед читателем таинственной и колдовской землей:

Ты и во сне необычайна.  Твоей одежды не коснусь.  Дремлю — и за дремотой тайна,  И в тайне ты почиешь, Русь.

Ты и во сне необычайна. Твоей одежды не коснусь. Дремлю — и за дремотой тайна, И в тайне ты почиешь, Русь.

Блок, поэтизируя старину, воспевал «дремучую», «колдовскую» Русь. Но за этим прекрасным и таинственным обликом видны картины реальной убогой жизни («утлое жилье», «вихрь, свистящий в голых прутьях» ).

Блок, поэтизируя старину, воспевал «дремучую», «колдовскую» Русь. Но за этим прекрасным и таинственным обликом видны картины реальной убогой жизни («утлое жилье», «вихрь, свистящий в голых прутьях» ).

В дальнейшем поэт стал все яснее ощущать, что его путь должен сливаться с историческим путем Родины. Он предчувствовал, что в стране назревают революционные события. Особенно значителен в этом смысле пророческий цикл «На поле Куликовом». Поэт предрек России «высокие и мятежные дни». Здесь видна тема неуспокоенности и движения:

В дальнейшем поэт стал все яснее ощущать, что его путь должен сливаться с историческим путем Родины. Он предчувствовал, что в стране назревают революционные события. Особенно значителен в этом смысле пророческий цикл «На поле Куликовом». Поэт предрек России «высокие и мятежные дни». Здесь видна тема неуспокоенности и движения:

И вечный бой! Покой нам только снится  Сквозь кровь и пыль...  Летит, летит степная кобылица  И мнет ковыль...

И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль... Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль...

Россия запечатлена в образе степной кобылицы, которая воплощает в себе вечное движение, преодоление трудностей. Образ России, устремленной «в даль веков» , по внутреннему смыслу близок «птице-тройке» Гоголя. Важную роль в патриотической лирике Блока играет мотив «долгого пути» , лежащего перед Родиной:

Россия запечатлена в образе степной кобылицы, которая воплощает в себе вечное движение, преодоление трудностей. Образ России, устремленной «в даль веков» , по внутреннему смыслу близок «птице-тройке» Гоголя. Важную роль в патриотической лирике Блока играет мотив «долгого пути» , лежащего перед Родиной:

О Русь моя! Жена моя! до боли  Нам ясен долгий путь!

О Русь моя! Жена моя! до боли Нам ясен долгий путь!

Поэт отождествляет свои личные переживания с трагической судьбой России, воспринимая Родину как часть себя :

Поэт отождествляет свои личные переживания с трагической судьбой России, воспринимая Родину как часть себя :

Закат в крови! Из сердца кровь струится!  Плачь сердце, плачь…

Закат в крови! Из сердца кровь струится! Плачь сердце, плачь…

Блок создал свой самобытно - неповторимый лирический образ Родины — не матери, каким он был у поэтов прошлых столетий, а подруги, возлюбленной, «светлой жены» . Россия для поэта — это самое святое :

Блок создал свой самобытно - неповторимый лирический образ Родины — не матери, каким он был у поэтов прошлых столетий, а подруги, возлюбленной, «светлой жены» . Россия для поэта — это самое святое :

Был в щите Твой лик нерукотворный  Светел навсегда.

Был в щите Твой лик нерукотворный Светел навсегда.

Характер чувства к России, восприятие ее изменялись, но любовь к ней Блок пронес через все свое творчество. Эта любовь помогала ему выжить в тяжелые и переломные моменты, в моменты душевного неустройства (когда была сожжена библиотека в Шахматове).

Характер чувства к России, восприятие ее изменялись, но любовь к ней Блок пронес через все свое творчество. Эта любовь помогала ему выжить в тяжелые и переломные моменты, в моменты душевного неустройства (когда была сожжена библиотека в Шахматове).

Россия Блока — надежда и утешение. для поэта любовь к Родине — чувство глубоко личное. В октябре 1908 года Блок написал потрясающие строки:

Россия Блока — надежда и утешение. для поэта любовь к Родине — чувство глубоко личное. В октябре 1908 года Блок написал потрясающие строки:

Россия, нищая Россия,  Мне избы серые твои,  Твои мне песни ветровые,  Как слезы первые любви!

Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые, Как слезы первые любви!

Она никогда не пропадет, не сгинет, с нею и «невозможное возможно». «Россия — буря» , — говорил Блок. Через все его стихи о Родине прошел ряд образов и метафор, представляющих безостановочное движение: ветер, вьюга, снежная метель. В поэме «Двенадцать» Блок запечатлел в метелях и пожарах образ новой, свободной, революционной Родины. Поэт принял революцию как стихийный, неудержимый «мировой пожар» . Но в его стихотворениях звучит тревога:

Она никогда не пропадет, не сгинет, с нею и «невозможное возможно».

«Россия — буря» , — говорил Блок. Через все его стихи о Родине прошел ряд образов и метафор, представляющих безостановочное движение: ветер, вьюга, снежная метель. В поэме «Двенадцать» Блок запечатлел в метелях и пожарах образ новой, свободной, революционной Родины. Поэт принял революцию как стихийный, неудержимый «мировой пожар» . Но в его стихотворениях звучит тревога:

Доколе матери тужить?   Доколе коршуну кружить?

Доколе матери тужить? Доколе коршуну кружить?

Зловещая птица — символ несчастья... В «Скифах» Блок, обращаясь к исторической судьбе Родины, призывает покончить с войнами. Блоковская Россия — это и необъятные русские дали, и бесконечные дороги, и кровавые закаты, и бешеные тройки, и буйные вьюги, и пожар войны ... Однажды Блок, выступая перед публикой, в ответ на просьбу прочесть «о России» сказал: «Это все — о России» . А в письме к Станиславскому поэт писал, что этой теме он сознательно и бесповоротно посвящает жизнь. По словам М. Горького, истинный поэт — эхо мира, а не только нянька своей души. Эти слова с полным правом можно отнести к Блоку.

Зловещая птица — символ несчастья... В «Скифах» Блок, обращаясь к исторической судьбе Родины, призывает покончить с войнами. Блоковская Россия — это и необъятные русские дали, и бесконечные дороги, и кровавые закаты, и бешеные тройки, и буйные вьюги, и пожар войны ... Однажды Блок, выступая перед публикой, в ответ на просьбу прочесть «о России» сказал: «Это все — о России» . А в письме к Станиславскому поэт писал, что этой теме он сознательно и бесповоротно посвящает жизнь. По словам М. Горького, истинный поэт — эхо мира, а не только нянька своей души. Эти слова с полным правом можно отнести к Блоку.

А.А. Блок и  М.А. Врубель. «Национальная стихия»

А.А. Блок и М.А. Врубель. «Национальная стихия»

И Врубеля, и Блока волнует проблема «родина – художник – человек» . И художника, и поэта отличает особый психологический подход к национальной теме , лирически окрашенное чувство, влюбленность в национальную стихию . В одном из писем к сестре (1891) Врубель писал: «Сейчас я опять в Абрамцеве, и опять меня обдает, нет, не обдает, а слышится мне та интимная национальная нотка, которую мне так хочется поймать на холсте и в орнаменте. Это музыка цельного человека…».

И Врубеля, и Блока волнует проблема «родина – художник – человек» . И художника, и поэта отличает особый психологический подход к национальной теме , лирически окрашенное чувство, влюбленность в национальную стихию . В одном из писем к сестре (1891) Врубель писал: «Сейчас я опять в Абрамцеве, и опять меня обдает, нет, не обдает, а слышится мне та интимная национальная нотка, которую мне так хочется поймать на холсте и в орнаменте. Это музыка цельного человека…».

Картины Врубеля, посвященные «русскому сказочному роду» («Царевна Волхова», «Богатырь», «Тридцать три богатыря», «Пан», «Царевна-Лебедь» и др .), написаны под «добрым влиянием» Н.А. Корсакова. Пожалуй, одна из лучших «русских» картин Врубеля – «Царевна-Лебедь» – сказочно-символический образ, прекрасный и загадочный, которую особенно любил А.Блок.

Картины Врубеля, посвященные «русскому сказочному роду» («Царевна Волхова», «Богатырь», «Тридцать три богатыря», «Пан», «Царевна-Лебедь» и др .), написаны под «добрым влиянием» Н.А. Корсакова. Пожалуй, одна из лучших «русских» картин Врубеля – «Царевна-Лебедь» – сказочно-символический образ, прекрасный и загадочный, которую особенно любил А.Блок.

Ею навеяно большое стихотворение с подзаголовком «Врубелю» . А.Блок, подобно Врубелю, вслушиваясь в «музыку цельного человека» , смог услышать ее в национальной стихии. «Чем больше чувствуешь связь с родиной , – писал Блок Д.С.Мережковскому, – тем реальнее и охотней представляешь ее себе, как живой организм. Родина – это огромное, родное, дышащее существо».

Ею навеяно большое стихотворение с подзаголовком «Врубелю» . А.Блок, подобно Врубелю, вслушиваясь в «музыку цельного человека» , смог услышать ее в национальной стихии. «Чем больше чувствуешь связь с родиной , – писал Блок Д.С.Мережковскому, – тем реальнее и охотней представляешь ее себе, как живой организм. Родина – это огромное, родное, дышащее существо».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!