«Русь моя, жизнь моя»
(Тема Родины в лирике Блока)
Цели урока:
образовательная – путём анализа стихотворений показать, как развивалась тема Родины, каким видел поэт прошлое, настоящее и будущее России.
развивающая – создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и интеллектуальных навыков сравнения, обобщения, готовить учащихся к исследовательской деятельности;
воспитательная – прививать любовь к поэзии как к особому виду искусства, учить понимать авторскую позицию, философские идеи, формировать интерес к филологическому анализу как особому виду творческой деятельности, учить чувствовать, воспитывать чувство патриотизма.
Методические приёмы: слово учителя, выразительное чтение, анализ текста, беседа по вопросам, комментарии учителя.
Оборудование:
Ход урока
Эпиграф: … Стоит со мной моя тема, тема о России…
этой теме я сознательно и бесповоротно
посвящаю жизнь…
Учитель:
Тема Родины относится к числу вечных в поэзии. К ней обращались поэты во все времена. Ей посвящали вдохновенные строки Жуковский, Рылеев, Кюхельбехер, Баратынский, Кольцов и Тютчев. В Пушкинской любви к Отечеству – главное – высокая гражданственность: «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы». М.Ю.Лермонтов пишет: «Люблю Отчизну я, но странною любовью». Любовь поэта к Родине сочетается с ненавистью к стране господ. Любовь – ненависть особенно характерна для поэзии Н.А.Некрасова. Но в творчестве А.Блока, на мой взгляд, эта тема обретает особое звучание. Какое? Это и предстоит выяснить на сегодняшнем занятии. Подумайте, пожалуйста, каковы цели урока?
(Студенты: 1) какая же она, Россия у Блока, 2)определить, какой видится нам Родина в стихах Блока, 3)из чего складывается наше чувство Родины.)
Ш. Изучение нового материала
I.Слово учителя
Блок назвал своё творчество процессом “вочеловечивания” и поделил его на три этапа”. Назовите эти этапы.
(Студенты: Первым было поклонение идеалу – «Прекрасной Даме». Вторым – жизненное разочарование, связанное с утратой идеала. Россия предстает в лирике Блока с совершенно новой, неожиданной стороны. Переживания лирического героя носят личный, интимный характер. На третьем этапе происходит “синтез”- обретение новых положительных ценностей).
Учитель: Собирательным образом всех утраченных ценностей становится Родина. Поэт охвачен тревогой за её судьбу.
Россия – это сама жизнь, она неотделима от сердца поэта: «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?» Это вопрос риторический. Ответ ясен: вместе.
Тема России – центральная в творчестве А.А.Блока. Разные обличья, в которых она предстает в лирике поэта, отражают её противоречивость, ее драматическую историю, ее неизменную притягательность. Блок стремится проникнуть за внешнюю оболочку видимого мира и интуитивно постигнуть его глубинную сущность, его незримую тайну
Попробуем ответить на вопрос: какая же она, Россия у Блока, определить, какой видится нам Родина в стихах Блока, подумаем, из чего складывается наше чувство Родины.
Тема Родины, России занимала в творчестве Блока особое место и была для него поистине всеобъемлюща.
В 1908 году в письме к К.С.Станиславскому он писал: «…Стоит со мной моя тема, тема о России… этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Всё ярче сознаю, что это - первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни, и знаю, что путь мой в основном своём устремлении – как стрела, прямой…».
- Как вы думаете, какие 2 географических названия были соединены для поэта понятием Родина?
(Студенты: Два географических названия были для поэта соединены с понятием Родина – подмосковное Шахматово и Петербург – жизнь и искусство, поиски и драмы связаны с ними неразрывно).
Учитель:
В. Солоухин верно заметил: «Петербург и Шахматово – два крыла поэзии Блока, но парил он на них легко, широко, на таких высотах, что мог видеть дальше двух географических точек, которыми мы подчас хотим его ограничить»
II. Чтение и анализ стихотворений.
1. Учитель: Россия народная, с её историей, традициями, нераскрытым, но огромным потенциалом давала мужество поэту и надежду на будущее преображение. Именно она помогала противостоять «страшному миру», направляла движение к человеку «общественному»
Образ Родины проявляется в стихах Блока постепенно. Она будто открывает то один свой лик, то другой. Одно чувство пронизывает все стихи – чувство безоглядной любви: «Как и жить и плакать без тебя» («Осенняя воля» 1905г.), понимание того, что свою судьбу невозможно отделить от судьбы Родины.
- Вспомните, какая книга выходит в 1915 году?
Студенты: В 1915 году выходит книга под названием «Стихи о России». В лирическом трёхтомнике, который автор назвал «романом в стихах», в третьей части цикл «Родина» объединяет написанное в 1907-1916 гг.
Учитель : Да, действительно, никто до Блока не сказал тех пронзительно-щемящих слов, которые хранятся в душе каждого русского. «Родина – это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку...». Что-то древнее, языческое встаёт в памяти художника. Недаром он говорил, что любит родную страну «по-народному, как можно любить мать, сестру и жену в едином лице – России»
2.Стихотворение «Русь» (24 сентября 1906 ) - одно из первых посвящённых Родине.
Вопросы для анализа:
1. Какова история создания этого стихотворения? (Краткая история создания. Стихотворение «Русь» написано 24 сентября 1906 года и вошло во второй том лирики Блока. В этом произведении чувствуются отголоски творчества Гоголя, образы из фольклора и старинных преданий).
2. Какова тема стихотворения? (Тема стихотворения. С приходом революции 1905-1907 гг. тема Родины становится одной из ключевых в творчестве Блока).
3.Установите элементы сюжета. О каком важнейшем событии в жизни героя здесь рассказывается? (Сюжет. На улице ночь и автор находится в легком состоянии дремоты, где переплетаются грани реальности и сна. Мысленно он пытается перенести нас в те далекие времена, когда Русь была «необычайна»: «где ведуны с ворожеями», «и ведьмы тешатся с чертями». Все стихотворение пропитано духом древности. И даже вихрь поет нам «преданья старины»).
4.Какой рисуется родина в представлении Блока? (Но вместе с необычайностью своей Руси поэт с грустью замечает «страны родимой нищету» и лоскутки «ее лохмотий». Мы видим Русь разную: и сказочную, и волшебную, и убогую, но все же необычайную).
5. Почему именно Русь, а не Россия? (древняя, языческая, заколдованная)
6.Каковы поступки и душа лирического героя данного стихотворения? (Как исповедь лирического героя, его душевные метания, заблуждения: и сам не понял, не измерил, Кому я песни посвятил, В какого бога страстно верил, Какую девушку любил. И дальше благодарность за спасение души: «Живую душу укачала,/ Русь на своих просторах ты, /И вот - она не запятнала/Первоначальной чистоты»).
7. О чём говорит поэт? (Об интуитивном постижении тайны народного духа, духа Руси, которым она жива)
8. Каков же лирический герой стихотворения? (Лирический герой стихотворения влюблен в свою Родину и относится к ней с трепетом и благоговением. Для него Русь таинственна и необычайна. Даже во сне лирический герой не решается приоткрыть завесу этой тайны «твоей одежды не коснусь». Она разная — его Русь. В ней есть не только очарование древности, сказка, тайна, но и нищета, печаль, страдания. Однако, живая душа лирического героя при этом не потеряла своей душевной чистоты. И в этом главная загадка Руси, которую наш герой пытается постичь. В начале стихотворения он обращается к Руси «ты и во сне необычайна», а в конце подводит итог своим размышлениям «она и в с нах необычайна»).
9. Какими средствами создается образ Руси? (Мотивы сна и стихии в ее портрете. Художественные средства. стихотворный размер, рифма перекрестная , тропы: гипербола: опоясана реками, дебрями окружена. Блок показывает нам, насколько велика Русь. Олицетворение: Русь сравнивается с женщиной: твоей одежды не коснусь, ты почиешь, живую душу укачала. Метонимия: горящих сел. Стилистические фигуры: кольцо — в данном случае повторяется целая строфа. С нее начинается стихотворение, ею и заканчивается. Таким образом, автор выделяет главную мысль, что Русь была и будет всегда непостижимой тайной. Эпитеты: мутным взором, ночные хороводы, снеговых столбах, утлое жилье, злого друга, живой клюкой, голых прутьях, страны родимой, тропу печальную, ночную, первоначальной чистоты).
Учитель: Если прислушаться к ритму стихотворения, то все оно звучит как заклинание того самого колдуна, который стоит над костром и монотонно приговаривает «опоясана реками и дебрями окружена». Магия звучит в каждой строфе «ночные хороводы», «ведуны с ворожеями», «ведьмы с чертями». Но постепенно общая картина становится более реальной «вьюга», «утлое жилье», «девушка», «злой друг». Такой автор видит «страны нищету». Трагическую атмосферу нагнетают образы «тропы печальной, ночной», погоста, кладбища. И все же торжествует светлое «живая душа» и незапятнанная первоначальная чистота.
II. Анализ стихотворения «Россия»
- Что видит и слышит Блок на просторах России? (Видит «плат узорный до бровей», т. е. крестьянку; лес, поле и дорогу, «расхлябанные колеи», серые избы; слышит «песни ветровые» и как «гремит тоской острожной глухая песня ямщика»)
- Как звучит главная мысль стихотворения? Прочитайте.
(Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые, Как слёзы первые любви.)
- С каким художественным произведением вызывает ассоциацию это стихотворении? (Самое начало произведения вызывает ассоциацию с поэмой Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души», точнее, со знаменитым лирическим отступлением про «Русь-тройку», которая мчится куда-то вдаль и не дает ответа куда. Очевидно, поэтому блоковская «Россия» начинается со слова «опять»: Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи, И вязнут спицы росписные В расхлябанные колеи…)
Учитель: Именно образ мчащейся гоголевской тройки возникает перед мысленным взором читателя. И вслед за этим он слышит пронзительное признание в любви к «нищей России» с ее «серыми избами». Конечно, невольно возникает вопрос:
- За что же любить нищую страну, которая ничего взамен не может дать? (В первой публикации Блок давал ответ на этот вопрос, ведь в стихотворении содержалось больше строф, и в них говорилось об ископаемых богатствах России: Россия, нищая Россия, Обетованный край твой щедр!)
Учитель: Конечно, намного легче любить страну за ее богатство. Но любовь героя рождена совсем не этим. Он принимает ее и в нищете, и в унижении. Для лирического героя это «как слезы первые любви», а значит, раздумывать, за что любить Россию, он и не пытается. Кстати, у Блока в соответствии с орфографией того времени - «как слезы первыя любви», что означает «как слезы первой любви». Так поэт подчеркнул, что любовь к родине является первой и самой главной для каждого русского человека.
Учитель: Обратимся к следующей строке «И крест свой бережно несу» . Какие ассоциации вызывает у вас эта строка? (Она обращает читателя к еще одной традиции русской литературы – ассоциации с подвигом Иисуса Христа. Нести на себе свой крест означало, что человек не волен выбирать себе судьбу, а должен проживать ту, что определена свыше. Кому суждено родиться в России, значит, и жизнь его должна быть связана с этой страной).
Учитель: Традиционно образ родины ассоциируется с образом матери, поэтому и принято говорить «Родина-мать». Однако символисты, следуя идее философа Владимира Соловьева о Вечной Женственности, создали совершенно новый образ – Родины-жены. Жена, как известно, не рукавица: с руки не сбросишь. Поэтому у Блока Россия – Вечная Жена, и признание в любви, горькой и неизбежной, звучит совершенно искренно. Герой нисколько не рисуется: он действительно любит свою Родину-жену такой, какая она есть. В то же время предчувствие трагической судьбы своей страны прозвучало в таких пророческих строках: Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу! В них можно наблюдать чисто блоковское чудо преображения образа женщины в образ родины, и наоборот. Его Россия – красавица, но уже не спящая, как в стихотворении «Русь». Ее красота – «разбойная», непокорная. Поэтому даже во власти «чародея» она не пропадет, «не сгинет». Только «забота затуманит» ее «прекрасные черты».
- Прочитай строчки, где эти прекрасные черты проступают особенно ясно? (В последних строчках, когда вновь возникает образ русской женщины с ее строгим старообрядческим ликом: «Да плат узорный до бровей»).
Учитель: Да, действительно, такое сдержанное описание русской красоты – тоже своеобразная традиция, ведь вплоть до начала XXI века не принято было подчеркивать физическую красоту.
Учитель: Какой мотив звучит в конце стихотворения? (В конце вновь звучит мотив пути, дороги, устремленной в будущее. Вера в светлое будущее очень традиционна для русского человека, поэтому «и невозможное возможно»).
Учитель: Однако звенящая «тоской острожной глухая песня ямщика» возвращает к «разбойной красе» России и напоминает о начале «высоких и мятежных дней», приближение которых пророчески было предсказано в цикле «На поле Куликовом» поэтом, осознающим ответственность за судьбу Родины.
Выводы: Александр Блок в своих произведениях создал удивительно точный образ Родины, рассматривая его в историческом развитии, от языческих времен ( «годы золотые») до современных ему испытаний. Поэт доказал необыкновенное своеобразие России, ее силу и способность возрождаться несмотря на трудные времена. Блок подчеркнул необходимость любить и защищать эту страну. Поэт считает, что путь России – особенный, и этот путь никогда не был легким. Во все времена Россия любила, боролась и возрождалась.
Подведение итогов урока.
- А теперь скажите, чем взгляд на Россию у Блока отличается от взгляда историков? (Россия для Блока – это не государство, это символ единения духовного, женского и природного начал.)
-Каким чувством наполнены стихотворения А.Блока?
- Какой след в душе оставила лирика Блока?
- Что нового вы узнали о личности поэта и о его лирике?
РУСЬ Ты и во сне необычайна.
Твоей одежды не коснусь.
Дремлю — и за дремотой тайна,
И в тайне — ты почиешь, Русь.
Русь, опоясана реками
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями,
И с мутным взором колдуна,
Где разноликие народы
Из края в край, из дола в дол
Ведут ночные хороводы
Под заревом горящих сел.
Где ведуны с ворожеями
Чаруют злаки на полях
И ведьмы тешатся с чертями
В дорожных снеговых столбах.
Где буйно заметает вьюга
До крыши — утлое жилье,
И девушка на злого друга
Под снегом точит лезвее.
Где все пути и все распутья
Живой клюкой измождены,
И вихрь, свистящий в голых прутьях,
Поет преданья старины…
Так — я узнал в моей дремоте
Страны родимой нищету,
И в лоскутах ее лохмотий
Души скрываю наготу.
Тропу печальную, ночную
Я до погоста протоптал,
И там, на кладбище ночуя,
Подолгу песни распевал.
И сам не понял, не измерил,
Кому я песни посвятил,
В какого бога страстно верил,
Какую девушку любил.
Живую душу укачала,
Русь, на своих просторах ты,
И вот — она не запятнала
Первоначальной чистоты.
Дремлю — и за дремотой тайна,
И в тайне почивает Русь.
Она и в снах необычайна,
Ее одежды не коснусь.
РОССИЯ
Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы расписные
В расхлябанные колеи…
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые,-
Как слезы первые любви!
Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу…
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!
Пускай заманит и обманет,-
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты…
Ну что ж? Одной заботой боле —
Одной слезой река шумней
А ты все та же — лес, да поле,
Да плат узорный до бровей…
И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..