СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Поэтизация русской природы, русской деревни. Развитие темы родины как выражение любви к России».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока

 

Предмет: ОУД 02. Русская литература

Преподаватель: Шапиева   Д. Ш.

Группа № ______________

Тема урока: «Поэтизация русской природы, русской деревни. Развитие темы родины как выражение любви к России».

Тип урока: практическое занятие

Цели:

а) образовательная: развитие речи, мышления.

б) развивающая: формирование у обучающихся самостоятельности, наблюдательности, трудолюбия, умения сравнивать, делать вывод;

в) воспитательная: прививать чувства ответственности и сознательного отношения к изучаемому материалу.

Оборудование урока: персональный  компьютер, мультимедийный проектор конспект, учебник

Литература: Русская литература, учебник для СПО,  Г.А.  Обернихина.

Электронные образовательные ресурсы: ресурсы федеральных образовательных порталов.

Ход урока

  1. Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.
  2. Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.
  3. Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.

Вопросы для самоконтроля:

1. Укажите годы жизни Сергея Александровича Есенина:

А) 1795-1825+

2. В какой семье родился Есенин?

Г) Крестьянской+

3. Где Есенин получил образование?

А) В церковно-приходской школе и в народном университете Шанявского в Москве+

4. В каком году впервые были опубликованы стихотворения Есенина?

В) 1914+

5. Кому Есенин читает свои стихи в Петербурге?

Б) Александру Блоку+

6. К какой литературной организации принадлежал Есенин?

В) Новокрестьянские поэты+

7. Как назывался первый сборник Есенина?

А) «Радуница»+

8. Одна из основных тем поэзии Есенина – это:

А) Любовь к крестьянской Руси+

9. Назовите литературное направление, в рамках которого писал Есенин:

Б) Имажинизм+

10. Как звали известную танцовщицу, на которой Есенин женится в 1921 году?

А) Айседора Дункан+

11. Назовите произведение, в котором Есенин резко критикует российских лидеров?

Б)  «Страна негодяев»+

12. В 1925 году Есенин женится на Софье Андреевне, внучке известного русского писателя - …

В) Льва Толстого+

13. Укажите обстоятельства смерти Есенина:

Б) Депрессия, алкогольная зависимость,+

4. Практическая часть.

- Перед Вами три рисунка, что их объединяет? (Тема Родины, родного края) 

 

     

- Начать наш разговор хотелось бы с вопроса, который, думаю, никого не оставит равнодушным: « С чего начинается Родина?» (Что такое Родина для каждого из нас?)(Родина начинается с родного дома, с семьи, с места, где родился и вырос.) 

Сергей Есенин в этом очень похож на вас. Для него также Родина начиналась с его родного села Константиново, с его мамы, с домика «с голубыми ставнями», с клёна, который рос под окнами, с родных берез. 

Тема Родины является главной в творчестве Есенина. 

« О чём бы я ни говорил, ни писал, о чём бы ни думал, образ Родины всегда перед моими глазами… 

Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моём творчестве», - говорил о себе Есенин. Читая его стихи, мы убеждаемся в этом в полной мере. 

С. Есенин — выдающийся русский поэт, неповторимый талант которого признан всеми. Поэт знал Россию с той стороны, с какой видел ее народ, создал красочный и многоликий образ природы, воспел высокое чувство любви. Глубокая внутренняя сила его поэзии, совпадение пути с жизнью народа, с жизнью страны позволили Есенину стать по-настоящему народным поэтом. “Искусство для меня не затейливость узоров, а самое необходимое слово того языка, которым я хочу себя выразить”, — писал Есенин.         Большая часть произведений Есенина посвящена России. Сергей Есенин родился в старинном приокском селе Константинове, что около Рязани. Здесь, на рязанской земле, отшумело детство поэта, прошла его юность, здесь он написал свои первые стихи. И костер зари, и плеск волны, и серебристая луна, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер — вся красота родного края с годами отлилась в стихи, полные любви к русской земле: О Русь — малиновое поле, И синь, упавшая в реку, Люблю до радости и боли Твою озерную тоску.                В сердце Есенина с юных лет запала Россия, ее грустные и раздольные песни, светлая печаль, сельская тишина, девичий смех, горе матерей, потерявших на войне сыновей. Все это — в стихах Есенина, каждая строчка которых согрета чувством безграничной любви к родине. “Моя поэзия богата одной любовью — любовью к Родине. Это — ведущая ее тема, которая питает все мое творчество”, — говорил Есенин.             О чем бы ни писал поэт, даже в самые тяжелые минуты одиночества светлый образ родины согревал его душу. Как настоящий поэт Есенин заявил о себе с самых первых стихов, но оригинальным предстает в стихотворении “Гой ты, Русь моя родная”...        В нем уже отчетливо проглядывает чисто есенинское: размашистость, неуемное озорство, нежная и пронзительная любовь к родине. Ранние стихи Есенина полны звуков, запахов, красок, поэт воспевает родину, которую очень сильно любит. Вместе с тем уже в ранних стихах Есенина много тоски и печали, предчувствия предстоящих бед России: Но более всего любовь к родному краю Меня томила, мучила и жгла.        Время Есенина — время крупных поворотов в истории России. От Руси, втянутой царизмом в пучину мировой войны, — к Руси, преображенной революцией,— таков путь, пройденный поэтом вместе со своей Русью, своим народом. Поэт переживает вместе со страной все исторические перемены. После революции 1917 г. его поэзия наполнилась новым светом — Есенин видит будущее России в виде утопических картин рая на земле, романтического “града Инонии”, поэт осознает ту силу и свободу, которую ему и народу принесли октябрьские события. Но потом поэт понимает, что утопический рай — это не реальность, ему хочется понять происходящее, его мучает вопрос: “Куда несет нас рок событий?” Но найти ответ на этот вопрос очень трудно, поэт стремится познать смысл происходящего: О, если б прорасти глазами, Как эти листья, в глубину.          Путешествуя и живя за границей, поэт не забывает свою родину, следит за всеми событиями, происходящими в России. Он пишет стихотворения — впечатления об этих переменах, переживает за свой народ. В стихах Есенина о деревне нас привлекает тревога за ее судьбу, верно показанная деревенская жизнь, беспредельная любовь поэта к деревне — неотъемлемой и важной частичке родины. Он знал и нищету деревенской жизни, и непосильные тяготы сельского труда. О том, что Есенин видел кричащие социальные противоречия деревни, что он болел этой вековой болью русской крестьянской жизни, свидетельствуют такие стихи, как “Заглушила засуха засевки...”, “Край ты мой заброшенный” и другие. Но в его стихах несравненно больше деревенских праздников и гуляний, картин сельского приволья, чем картин тяжелого крестьянского труда. Сельская жизнь предстает в светлом и радостном ореоле, с ней связываются самые сокровенные верования и чувства поэта. Деревенская изба, родные приокские просторы обретают почти сказочную красочность: Полыхают зори, курятся туманы, Над резным окошком занавес багряный.              Но совсем иной предстает перед нами деревня в суровые годы войны. Как проникновенно, с какой болью описал поэт деревенскую тишину, пустоту, страх перед войной. Поля пусты избы заперты, лишь изредка достигнет деревни солдатская весточка. Раньше пели крестьяне веселые песни, беззаботные, сейчас же “все поют про горе, про тяжелый гнет, про нужду лихую и голодный год”. Уже нет тех веселых песен, не льется радостная мелодия из окон деревенской избенки, “потому что горе “заглушает” их. Бели раньше поэт восхвалял “полевую Русь”, то теперь поэт хочет “стальной видеть бедную, нищую Русь”.            Все творчество Есенина проникнуто лиризмом: его раздумья о судьбах родины, стихи о любимой, волнующие рассказы о животных. Любимые образы поэта связаны с природой: белая березка, его старый клен “на одной ноге”, стерегущий “голубую Русь”.          В стихах Есенина природа живет неповторимой поэтической жизнью. Она вся в вечном движении, в бесконечном развитии и изменении. Подобно человеку она поет и шепчет, грустит и радуется. В изображении природы Есенин использует образы народной поэзии, часто прибегает к приему олицетворения. Черемуха у него “спит в белой накидке”, вербы плачут, тополя шепчут, “пригорюнились девушки-ели”, “заря окликает другую”, “березы в белом плачут по лесам”.           Природа у Есенина многоцветна, многокрасочна. Любимые его цвета — синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности степных просторов России (“только синь сосет глаза”, “синь, упавшая в реку”, “в летний вечер голубой”), выражают чувство любви и нежности (“парень синеглазый”, “голубая кофта, синие глаза”).          Еще одним излюбленным цветом Есенина является золотой, которым поэт подчеркивает силу или высоту высказывания (“роща золотая отговорила милым языком”). Есенинская природа оказывается как бы выражением человеческих чувств, что позволяет поэту особенно

 

глубоко передать чувство любви к жизни. Он сопоставляет явления природы с событиями человеческой жизни: Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова.         Темы родины и природы в есенинской поэзии тесно взаимосвязаны, потому что, воспевая родину, поэт не может быть равнодушным к ее полям, лугам, рекам, описывая яке природу, поэт тем самым описывает и родину, так как природа — часть родины. Огромная любовь к России дала Сергею Есенину право сказать: Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким “Русь”.         А Русь — это русский народ, неповторимая природа, история страны, это все, что относится к этой части земли.          Поэзия Есенина близка и дорога многим народам, его стихи звучат на разных языках. Заслуга поэта велика. Произведения его затрагивают наиболее важные аспекты жизни, темы, близкие народу, актуальные. Язык Есенина прост и доступен, сравнения подобраны с поэтической точностью, образы многолики и красочны. Поэзия волнует сердце, притягивает своей оригинальностью и поэтической красотой, Есенин — жизнелюб. И это качество он воплощает в своих стихах, читая которые, невольно начинаешь смотреть на жизнь с другой стороны, откосишься ко всему проще, учишься любить свой край, донимаешь, как Есенин, что “оттого и дороги мне люди, что живут со мною на земле”.

 

  1. Закрепление изученного материала:

 

1.Какая тема является главной в творчестве Есенина? ( тема Родины)

2. В каком стихотворении Есенин заявляет о себе как настоящий поэт?  (“Гой ты, Русь моя родная”)

3. С чем связаны любимые образы поэта? (с природой)

4.  Какие образы использует в изображении природы Есенин? (использует образы народной поэзии, часто прибегает к приему олицетворения.)

5.  С чем он сопоставляет явления природы? ( с событиями человеческой жизни)  

 

6. Подведение итогов урока: вывод о достижении цели занятия.

7. Домашнее задание:.

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«"Поэтизация русской природы, русской деревни. Развитие темы родины как выражение любви к России».»

План урока


Предмет: ОУД 02. Русская литература

Преподаватель: Шапиева Д. Ш.

Группа № ______________

Тема урока: «Поэтизация русской природы, русской деревни. Развитие темы родины как выражение любви к России».

Тип урока: практическое занятие

Цели:

а) образовательная: развитие речи, мышления.

б) развивающая: формирование у обучающихся самостоятельности, наблюдательности, трудолюбия, умения сравнивать, делать вывод;

в) воспитательная: прививать чувства ответственности и сознательного отношения к изучаемому материалу.

Оборудование урока: персональный компьютер, мультимедийный проектор конспект, учебник

Литература: Русская литература, учебник для СПО, Г.А. Обернихина.

Электронные образовательные ресурсы: ресурсы федеральных образовательных порталов.

Ход урока

  1. Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.

  2. Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.

  3. Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.

Вопросы для самоконтроля:

1. Укажите годы жизни Сергея Александровича Есенина:

А) 1795-1825+

2. В какой семье родился Есенин?

Г) Крестьянской+

3. Где Есенин получил образование?

А) В церковно-приходской школе и в народном университете Шанявского в Москве+

4. В каком году впервые были опубликованы стихотворения Есенина?

В) 1914+

5. Кому Есенин читает свои стихи в Петербурге?

Б) Александру Блоку+

6. К какой литературной организации принадлежал Есенин?

В) Новокрестьянские поэты+

7. Как назывался первый сборник Есенина?

А) «Радуница»+

8. Одна из основных тем поэзии Есенина – это:

А) Любовь к крестьянской Руси+

9. Назовите литературное направление, в рамках которого писал Есенин:

Б) Имажинизм+

10. Как звали известную танцовщицу, на которой Есенин женится в 1921 году?

А) Айседора Дункан+

11. Назовите произведение, в котором Есенин резко критикует российских лидеров?

Б) «Страна негодяев»+

12. В 1925 году Есенин женится на Софье Андреевне, внучке известного русского писателя - …

В) Льва Толстого+

13. Укажите обстоятельства смерти Есенина:

Б) Депрессия, алкогольная зависимость,+

4. Практическая часть.

- Перед Вами три рисунка, что их объединяет? (Тема Родины, родного края) 

 

 
 

- Начать наш разговор хотелось бы с вопроса, который, думаю, никого не оставит равнодушным: « С чего начинается Родина?» (Что такое Родина для каждого из нас?)(Родина начинается с родного дома, с семьи, с места, где родился и вырос.) 

Сергей Есенин в этом очень похож на вас. Для него также Родина начиналась с его родного села Константиново, с его мамы, с домика «с голубыми ставнями», с клёна, который рос под окнами, с родных берез. 

Тема Родины является главной в творчестве Есенина. 

« О чём бы я ни говорил, ни писал, о чём бы ни думал, образ Родины всегда перед моими глазами… 

Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моём творчестве», - говорил о себе Есенин. Читая его стихи, мы убеждаемся в этом в полной мере. 

С. Есенин — выдающийся русский поэт, неповторимый талант которого признан всеми. Поэт знал Россию с той стороны, с какой видел ее народ, создал красочный и многоликий образ природы, воспел высокое чувство любви. Глубокая внутренняя сила его поэзии, совпадение пути с жизнью народа, с жизнью страны позволили Есенину стать по-настоящему народным поэтом. “Искусство для меня не затейливость узоров, а самое необходимое слово того языка, которым я хочу себя выразить”, — писал Есенин.
Большая часть произведений Есенина посвящена России. Сергей Есенин родился в старинном приокском селе Константинове, что около Рязани. Здесь, на рязанской земле, отшумело детство поэта, прошла его юность, здесь он написал свои первые стихи. И костер зари, и плеск волны, и серебристая луна, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер — вся красота родного края с годами отлилась в стихи, полные любви к русской земле:

О Русь — малиновое поле,
И синь, упавшая в реку,
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.

В сердце Есенина с юных лет запала Россия, ее грустные и раздольные песни, светлая печаль, сельская тишина, девичий смех, горе матерей, потерявших на войне сыновей. Все это — в стихах Есенина, каждая строчка которых согрета чувством безграничной любви к родине. “Моя поэзия богата одной любовью — любовью к Родине. Это — ведущая ее тема, которая питает все мое творчество”, — говорил Есенин.
О чем бы ни писал поэт, даже в самые тяжелые минуты одиночества светлый образ родины согревал его душу. Как настоящий поэт Есенин заявил о себе с самых первых стихов, но оригинальным предстает в стихотворении “Гой ты, Русь моя родная”...
В нем уже отчетливо проглядывает чисто есенинское: размашистость, неуемное озорство, нежная и пронзительная любовь к родине. Ранние стихи Есенина полны звуков, запахов, красок, поэт воспевает родину, которую очень сильно любит. Вместе с тем уже в ранних стихах Есенина много тоски и печали, предчувствия предстоящих бед России:

Но более всего любовь к родному краю
Меня томила, мучила и жгла.

Время Есенина — время крупных поворотов в истории России. От Руси, втянутой царизмом в пучину мировой войны, — к Руси, преображенной революцией,— таков путь, пройденный поэтом вместе со своей Русью, своим народом. Поэт переживает вместе со страной все исторические перемены. После революции 1917 г. его поэзия наполнилась новым светом — Есенин видит будущее России в виде утопических картин рая на земле, романтического “града Инонии”, поэт осознает ту силу и свободу, которую ему и народу принесли октябрьские события. Но потом поэт понимает, что утопический рай — это не реальность, ему хочется понять происходящее, его мучает вопрос: “Куда несет нас рок событий?” Но найти ответ на этот вопрос очень трудно, поэт стремится познать смысл происходящего:

О, если б прорасти глазами,
Как эти листья, в глубину.

Путешествуя и живя за границей, поэт не забывает свою родину, следит за всеми событиями, происходящими в России. Он пишет стихотворения — впечатления об этих переменах, переживает за свой народ. В стихах Есенина о деревне нас привлекает тревога за ее судьбу, верно показанная деревенская жизнь, беспредельная любовь поэта к деревне — неотъемлемой и важной частичке родины. Он знал и нищету деревенской жизни, и непосильные тяготы сельского труда. О том, что Есенин видел кричащие социальные противоречия деревни, что он болел этой вековой болью русской крестьянской жизни, свидетельствуют такие стихи, как “Заглушила засуха засевки...”, “Край ты мой заброшенный” и другие. Но в его стихах несравненно больше деревенских праздников и гуляний, картин сельского приволья, чем картин тяжелого крестьянского труда. Сельская жизнь предстает в светлом и радостном ореоле, с ней связываются самые сокровенные верования и чувства поэта. Деревенская изба, родные приокские просторы обретают почти сказочную красочность:

Полыхают зори, курятся туманы,
Над резным окошком занавес багряный.

Но совсем иной предстает перед нами деревня в суровые годы войны. Как проникновенно, с какой болью описал поэт деревенскую тишину, пустоту, страх перед войной. Поля пусты избы заперты, лишь изредка достигнет деревни солдатская весточка. Раньше пели крестьяне веселые песни, беззаботные, сейчас же “все поют про горе, про тяжелый гнет, про нужду лихую и голодный год”. Уже нет тех веселых песен, не льется радостная мелодия из окон деревенской избенки, “потому что горе “заглушает” их. Бели раньше поэт восхвалял “полевую Русь”, то теперь поэт хочет “стальной видеть бедную, нищую Русь”.
Все творчество Есенина проникнуто лиризмом: его раздумья о судьбах родины, стихи о любимой, волнующие рассказы о животных. Любимые образы поэта связаны с природой: белая березка, его старый клен “на одной ноге”, стерегущий “голубую Русь”.
В стихах Есенина природа живет неповторимой поэтической жизнью. Она вся в вечном движении, в бесконечном развитии и изменении. Подобно человеку она поет и шепчет, грустит и радуется. В изображении природы Есенин использует образы народной поэзии, часто прибегает к приему олицетворения. Черемуха у него “спит в белой накидке”, вербы плачут, тополя шепчут, “пригорюнились девушки-ели”, “заря окликает другую”, “березы в белом плачут по лесам”.
Природа у Есенина многоцветна, многокрасочна. Любимые его цвета — синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности степных просторов России (“только синь сосет глаза”, “синь, упавшая в реку”, “в летний вечер голубой”), выражают чувство любви и нежности (“парень синеглазый”, “голубая кофта, синие глаза”).
Еще одним излюбленным цветом Есенина является золотой, которым поэт подчеркивает силу или высоту высказывания (“роща золотая отговорила милым языком”). Есенинская природа оказывается как бы выражением человеческих чувств, что позволяет поэту особенно


глубоко передать чувство любви к жизни. Он сопоставляет явления природы с событиями человеческой жизни:

Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.

Темы родины и природы в есенинской поэзии тесно взаимосвязаны, потому что, воспевая родину, поэт не может быть равнодушным к ее полям, лугам, рекам, описывая яке природу, поэт тем самым описывает и родину, так как природа — часть родины. Огромная любовь к России дала Сергею Есенину право сказать:

Я буду воспевать
Всем существом в поэте Шестую часть земли
С названьем кратким “Русь”.

А Русь — это русский народ, неповторимая природа, история страны, это все, что относится к этой части земли.
Поэзия Есенина близка и дорога многим народам, его стихи звучат на разных языках. Заслуга поэта велика. Произведения его затрагивают наиболее важные аспекты жизни, темы, близкие народу, актуальные. Язык Есенина прост и доступен, сравнения подобраны с поэтической точностью, образы многолики и красочны. Поэзия волнует сердце, притягивает своей оригинальностью и поэтической красотой, Есенин — жизнелюб. И это качество он воплощает в своих стихах, читая которые, невольно начинаешь смотреть на жизнь с другой стороны, откосишься ко всему проще, учишься любить свой край, донимаешь, как Есенин, что “оттого и дороги мне люди, что живут со мною на земле”.



  1. Закрепление изученного материала:


1.Какая тема является главной в творчестве Есенина? ( тема Родины)

2. В каком стихотворении Есенин заявляет о себе как настоящий поэт? (“Гой ты, Русь моя родная”)

3. С чем связаны любимые образы поэта? (с природой)

4. Какие образы использует в изображении природы Есенин? (использует образы народной поэзии, часто прибегает к приему олицетворения.)

5. С чем он сопоставляет явления природы? ( с событиями человеческой жизни)




6. Подведение итогов урока: вывод о достижении цели занятия.

7. Домашнее задание:.







План урока


Предмет: ОУД 02. Русская литература

Преподаватель: Шапиева Д. Ш.

Группа № ______________

Тема урока: «Становление новой культуры в 30-е годы.».

Тип урока: комбинированный

Цели:

а) образовательная: развитие речи, мышления.

б) развивающая: формирование у обучающихся самостоятельности, наблюдательности, трудолюбия, умения сравнивать, делать вывод;

в) воспитательная: прививать чувства ответственности и сознательного отношения к изучаемому материалу.

Оборудование урока: персональный компьютер, мультимедийный проектор конспект, учебник

Литература: Русская литература, учебник для СПО, Г.А. Обернихина.

Электронные образовательные ресурсы: ресурсы федеральных образовательных порталов.

Ход урока

  1. Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.

  2. Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.

  3. Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.

Вопросы для самоконтроля:

1.Какая тема является главной в творчестве Есенина? (тема Родины)

2. В каком стихотворении Есенин заявляет о себе как настоящий поэт? (“Гой ты, Русь моя родная”)

3. С чем связаны любимые образы поэта? (с природой)

4. Какие образы использует в изображении природы Есенин? (использует образы народной поэзии, часто прибегает к приему олицетворения.)

5. С чем он сопоставляет явления природы? (с событиями человеческой жизни)

4. Изложение нового материала. Методика: Лекция с элементами беседы


Становление новой культуры в 1930-е годы.

Это годы массовых репрессий и голод, годы невыплаканных слёз и страданий миллионов. Годы, в которые, казалось бы, писать было невозможно вообще. Но и не писать было нельзя. Другой вопрос — как писать и почему.

Многие писатели слова свято верили в идеалы победившей революции, отождествляя их с идеалами всеобщего равенства и счастья, и не замечали или не хотели замечать, что это «счастье» строится на крови, смертях миллионов.

Литература должна была стать «колесиком и винтиком» в гигантском механизме переделки сознания масс и подчинения их идеям тоталитаризма. Механизм этот не коснулся тех, кто успел эмигрировать и продолжал развивать отечественную культуру, уже находясь за границами новой империи. Те же, кто остался на родине, кто хотел заниматься литературным творчеством и иметь своего читателя, не могли оставаться полностью независимыми.

Сложнее всего было тем писателям, которые уже имели собственный художественный опыт. Это такие мастера слова, как В. В. Вересаев, М. М. Пришвин, О. Э. Мандельштам, Л. Л. Ахматова, Б. Л. Пастернак и другие. Высокий культурный уровень и элементарная честность не позволяли им, даже идя на какие-то вынужденные компромиссы, изменять себе и своему мастерству в главном.

Утрата нравственных ценностей и духовности были той плодотворной почвой, на которой формировался и рос так называемый «новый человек, который вынужден был жить, повинуясь инстинкту самосохранения. И именно его, только ещё более упрощённого и канонизированного в соответствии с самим духом эпохи, пыталась отразить литература официальная.

Конечно, в эти десятилетия появляются и такие сложнейшие произведения, как «Жизнь Клима Самгина» Максима Горького, «Тихий Дон» М. А. Шолохова. Пишут М. А. Булгаков, А. II. Платонов, Б. Л. Пастернак, М. М. Зощенко, М. М. Пришвин, К. Г. Паустовский, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам и другие. Однако в 1930-е гг. в литературу приходят сотни молодых авторов, жаждущих отразить своё видение мира.

Вдохновляемые гигантскими темпами развернувшейся в стране индустриализации и направляемые Союзом писателей, литераторы едут на крупнейшие стройки, чтобы, приобщившись к труду миллионов, запечатлеть его в своих художественных полотнах.

В романах и повестях «Соть» Л. М. Леонова, «Гидроцентраль» М. С. Шагинян, «Время, вперёд!» В. Г1. Катаева, «Педагогическая поэма» А. С. Макаренко и многих других нашёл широкое отражение героизм труда . Интерес к психологии человека в революционные годы и в период послереволюционных преобразований активизировал в литературе жанр романа воспитания. Именно к этому жанру относятся произведения Николая Островского «Как закалялась сталь» и выдающегося педагога Антона Макаренко «Педагогическая поэма».

Так, роман-исповедь «Как закалялась сталь» стал своего рода «учебником жизни» для нескольких поколений советской молодёжи. Цитата из этого произведения «Самое дорогое у человека — это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы...» — стала одной из самых популярных в советское время. Однако главный образ этого произведения Павки Корчагина был испорчен толкованием его как образца для слепого подражания. Только недавно стало известно, что редакторы этой книги намеренно сократили в ней фрагменты, раскрывающие трагедию одиночества этого мужественного бойца революции.

Особую роль в литературе этого времени приобрёл исторический роман Алексея Толстого «Пётр Первый», в котором воссоздана широкая картина жизни России конца XVII — начала XVIII века. «Чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое, нашу историю, коренные узлы её, трагические и творческие эпохи, в которых завязывался русский характер», — так определил свою задачу А.Н. Толстой в этом романе, поэтому и обратился к Петровской эпохе в поисках разгадки русского характера.

Образы русских умельцев, творцов и носителей многовековой народной культуры находит читатель в сказах П. П. Бажова «Малахитовая шкатулка», насыщенных образами и интонациями уральского фольклора. Осмыслению проблемы «человек и природа», взаимозависимости, единства мира человека и мира природы посвящена повесть М. М. Пришвина «Женьшень». Утверждение красоты, светлых начал в душе человека, любви, силы творческой энергии и подвига находим мы в «Северной повести», многочисленных рассказах и маленьких повестях «Созвездие Гончих Псов», «Тарас Шевченко» К. Г. Паустовского.

Особенно непросто развивается в этот период поэзия. Массовая песня несла печать «социального заказа».

По-разному сложилась жизненная и творческая судьба у нового поколения авторов Бориса Корнилова, Павла Васильева, Михаила Исаковского, Александра Прокофьева, Михаила Светлова и др., посвятивших поэзию осмыслению послереволюционных преобразований. Так, песня на слова Б. Корнилова и музыку Д. Шостаковича из кинофильма «Встречный» («Нас утро встречает прохладой») стала одним из символов советской эпохи.

Однако 20 лет она звучала по всей стране без упоминания имени поэта, поскольку в 1937 году он по обвинению в написании и распространении «контрреволюционных произведений» был арестован и расстрелян.

Таким образом, в 30- 40-е годы продолжаются начатые ещё в годы революции и гражданской войны процессы физического уничтожения неугодных писателей, их публичного преследования, беспощадной критики и нравственного уничтожения в прессе.

Эпоха сталинизма, тоталитарная система накладывали свой отпечаток на всё. Однако и в это время, хотя и не без его влияния, а нередко — и вопреки ему, в русской литературе создавали и подлинно художественные произведения, по праву вошедшие в сокровищницу мирового искусства. Не все из них пришли к читателю при жизни авторов, многие так и остались незавершёнными, а иные опубликованы впервые лишь в последние десятилетия. Некоторые произведения, хотя и были широко известны, слишком упрощённо, явно в угоду времени трактовались критикой (что, впрочем, в ряде случаев было спасительным для их авторов).

И, конечно же, литературу 1930-х-начала 40-х гг. нельзя себе представить без творчества М. Л. Булгакова, М. М. Зощенко, А. П. Платонова, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина, Л. М. Леонова, II. II. Бажова и многих других авторов, в чьих произведениях верность общечеловеческим идеалам, утверждение истинного добра и красоты реальной жизни занимало одно из ведущих мест. По-разному чувствуя и художественно осмысляя своё время и себя в нём, они отражают его противоречивое движение в различных по творческой манере, стилю, жанрам произведениях, которые до сих пор не оставляют читателя равнодушным. В истории русской литературы 30-х начала 40-х гг. XX в.— период сложный и противоречивый. Только сейчас мы открываем многие его страницы, которые были неизвестны нам ранее.


5.Закрепление изученного материала.



  1. О чем говорят 30 годы в народе? (Это годы массовых репрессий и голод, годы невыплаканных слёз и страданий миллионов.)

  2. Каким писателям было сложнее всего в 30 годы? (В. В. Вересаев, М. М. Пришвин, О. Э. Мандельштам, Л. Л. Ахматова, Б. Л. Пастернак и другие.)

  3. Какие года считаются сложными и противоречивыми в истории русской литературы? (30-х начала 40-х гг. XX в.)







6. Подведение итогов урока: вывод о достижении цели занятия.

7. Домашнее задание:.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!