СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Тема Родины в творчестве Блока"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы к уроку литературы в 11 классе на тему "Тема Родины в творчестве Блока". Папка содержит в себе: конспект урокаа, презентацию к нему, а также аудиозапис стихотворения Блока "На поле Куликовом в исполнении Качалова". С конспектом можете ознакомиться ниже...

ЦЕЛИ:  

·         раскрыть особенности поэзии А.А.Блока о России;

·         проследить развитие этой темы в творчестве поэта;

·         развивать речевую компетенцию учащихся;

·         развивать у школьников умение выразительно читать поэтические тексты;

·         воспитывать интерес к слову и творчеству А. Блока;

·         на примере поэзии А,А.Блока воспитывать  чувство любви к Родине, ее историческому прошлому.

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийная презентация по теме урока, тексты стихотворений  Блока.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: анализ стихотворений, беседа, просмотр презентации.

ПРЕДЫДУЩЕЕ Д/З: познакомиться со стихами Блока о России ("Русь", "Россия", "На поле Куликовом" («Река раскинулась…»).

 ХОД УРОКА:

Эпиграф:

“Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь…” (А. Блок)

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и цели урока (Слайд № 1)

Тема Родины относится к числу вечных в поэзии. К ней обращались  поэты во все времена. В Пушкинской любви к Отечеству – главное – высокая гражданственность: «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы». М.Ю.Лермонтов пишет: «Люблю Отчизну я, но странною любовью». Любовь поэта к Родине сочетается с ненавистью к стране господ. Любовь – ненависть особенно характерна для поэзии Н.А.Некрасова. Но в творчестве А.Блока, на мой взгляд, эта тема обретает особое звучание. Какое? Это и предстоит выяснить на сегодняшнем занятии. Подумайте, пожалуйста, каковы цели урока. (Слайд № 2)

Ш. Изучение нового материала

Слово учителя (Слайд № 3)

Блок назвал своё творчество процессом “вочеловечивания” и поделил его на три этапа”: теза” - первое поклонение идеалу, “антитеза” - связанное с утратой идеала. На третьем этапе происходит “синтез”- обретение новых положительных ценностей. Собирательным образом всех утраченных ценностей становится Родина. Поэт охвачен тревогой за её судьбу. Блок стремится проникнуть за внешнюю оболочку видимого мира и интуитивно постигнуть его глубинную сущность, его незримую тайну.

Обратимся к эпиграфу урока: “Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь…” А. Блок

Как вы понимаете слова поэта?

А) Стихотворение «Русь» (читает учитель)

Вопросы для анализа:

1.Установите элементы сюжета. О каком важнейшем событии в жизни героя здесь рассказывается?

2.Какими средствами создается в экспозиции образ Руси? Мотивы сна и стихии в ее портрете.

3.Каковы поступки и душа лирического героя данного стихотворения?

4.Прокомментируйте финальный жест Руси по отношению к герою.

Работа с репродукцией М.Врубеля «Пан». Нахождение символических образов, ассоциативных рядов.  (Слайд № 4)

Б) Стихотворение «Река раскинулась» (из цикла «На поле Куликовом») (звучит фонозапись в исполнении Качалова) (Слайды № 5-11)

Вопросы для анализа:

  1. Что такое цикл?
  2. Объясните порядок слов в названии цикла.
  3. Какая картина предстаёт перед нами в первой строфе?
  4. Как поэт обращается к родине? В чем необычность обращения? Какое изобразительно-выразительное средство использует автор для создания образа?
  5. Какое слово во 2 и 3 строфах повторяется четырёхкратно? Что вы понимаете под словом «путь»?
  6. Как показано движение воинов? Что вы можете сказать о движении в стихотворении? Проанализируйте, как автор использует глаголы - движения и  с какой целью?
  7. Какой образ противопоставлен ленивой грусти текущей реки?  Опишите движение степной кобылицы – что оно символизирует? Традиции русской литературы в этом образе.
  8. Какие строчки стихотворения отражают не только сущность времени, но и человеческой жизни в целом?

 

В) К 1908г относится стихотворение “Россия”, которое перекликается со стихотворением “Русь”

Стихотворение читает наизусть заранее подготовленный ученик. (Слайды № 12-17)

Вопросы для анализа:

1.Что означает дорожная символика первой строфы?

2.Как меняется ракурс авторского взгляда во второй строфе?

3.Какая судьба, по Блоку, уготована красавице, встреченной на дороге? Какими средствами создается портрет родины?

4.В чем, по – вашему, смысл финала стихотворения?

Работа с репродукцией М.Нестерова «На горах». Нахождение символических образов, ассоциативных рядов.  (Слайд № 17)

г) Составление схемы

Ребята, познакомившись с некоторыми стихами А. Блока, давайте попробуем  составить схему слов, которыми поэт характеризует Родину. (Слайд № 18)

“Это всё - о России …”

1. Спящая царевна («Русь»)

2. Мать («Русь»)

3. Жена («Река раскинулась» из цикла «На поле Куликовом»)

4. «Степная кобылица» («Река раскинулась» из цикла «На поле Куликовом»)

5. Красавица-крестьянка («Россия»)

Если сможете, продолжите этот ряд.

 

IV. Подведение итогов урока, оценки

Тема Родины Блоком выношена, выстрадана, идет не от книжности, не от отвлеченных умствований, это пережитое, часть души, «песня» его судьбы. Здесь не выкладки, не вековой спор западников и славянофилов, а кровоточащее сердце поэта. Остается только пожелать всем нам научиться у Блока терпению и любви к Родине, а так же позаимствовать неисчерпаемую веру в светлое будущее нашей страны.

- Что же такое родина для поэта?

Составление синквейна

План синквейна  (Слайд № 19)

  • 1 строка – 1 имя существительное
  • 2 строка – 2 имени прилагательных
  • 3 строка – 3 глагола
  • 4 строка – высказывание
  • 5 строка – синоним 1-го имени существительного

V. Домашнее задание

Выучить наизусть стихотворение А.А.Блока о Родине.

Просмотр содержимого презентации
«Это всё-о России. Тема Родины в творчестве А.Блока»

Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы Абрамова Татьяна Владимировна Муниципальная Майдаковская средняя общеобразовательная школа  Палехского района Ивановской области  « Это всё – о России» Тема Родины в творчестве А.А.Блока   « Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь»  Александр Блок

Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы Абрамова Татьяна Владимировна

Муниципальная Майдаковская средняя общеобразовательная школа Палехского района Ивановской области

« Это всё – о России»

Тема Родины в творчестве А.А.Блока

« Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь»

Александр Блок

Цели урока: * раскрыть особенности поэзии А.А.Блока о России; * проследить развитие этой темы в творчестве поэта; * развивать речевую компетенцию учащихся; * развивать у школьников умение выразительно читать поэтические тексты; * воспитывать интерес к слову и творчеству А. Блока; * на примере поэзии А.А.Блока воспитывать чувство любви к Родине, ее историческому прошлому.

Цели урока:

* раскрыть особенности поэзии А.А.Блока о России;

* проследить развитие этой темы в творчестве поэта;

* развивать речевую компетенцию учащихся;

* развивать у школьников умение выразительно читать поэтические тексты;

* воспитывать интерес к слову и творчеству А. Блока;

* на примере поэзии А.А.Блока воспитывать чувство любви к Родине, ее историческому прошлому.

Этапы процесса «вочеловечивания» «Теза»: «Теза»: Родина – собирательный образ всех утраченных ценностей 3 «Антитеза»: «Антитеза»: «Синтез»: «Синтез»:

Этапы процесса «вочеловечивания»

«Теза»:

«Теза»:

Родина – собирательный образ всех утраченных ценностей

3

«Антитеза»:

«Антитеза»:

«Синтез»:

«Синтез»:

Стихотворение А.А.Блока «Русь» Сопоставьте общую атмосферу стихотворения Блока «Русь» и картины Врубеля.  «Тайна». Именно это слово становится у Блока ключевым. Как эта тайна отражается и на картине Врубеля?  Русь Блока и Врубеля – в чём же ее своеобразие, насколько созвучны эти образы у поэта и художника?       М.Врубель «Пан»

Стихотворение А.А.Блока «Русь»

  • Сопоставьте общую атмосферу стихотворения Блока «Русь» и картины Врубеля.

  • «Тайна». Именно это слово становится у Блока ключевым. Как эта тайна отражается и на картине Врубеля?

  • Русь Блока и Врубеля – в чём же ее своеобразие, насколько созвучны эти образы у поэта и художника?

М.Врубель «Пан»

Стихотворение А.А.Блока «Река раскинулась…»  (из цикла «На поле Куликовом»)

Стихотворение А.А.Блока «Река раскинулась…» (из цикла «На поле Куликовом»)

Стихотворение А.А.Блока «Река раскинулась…»  (из цикла «На поле Куликовом»)

Стихотворение А.А.Блока «Река раскинулась…» (из цикла «На поле Куликовом»)

Стихотворение А.А.Блока «Река раскинулась…»  (из цикла «На поле Куликовом»)

Стихотворение А.А.Блока «Река раскинулась…» (из цикла «На поле Куликовом»)

Стихотворение А.А.Блока «Река раскинулась…»  (из цикла «На поле Куликовом»)

Стихотворение А.А.Блока «Река раскинулась…» (из цикла «На поле Куликовом»)

Стихотворение А.А.Блока «Река раскинулась…»  (из цикла «На поле Куликовом»)

Стихотворение А.А.Блока «Река раскинулась…» (из цикла «На поле Куликовом»)

Стихотворение А.А.Блока «Река раскинулась…»  (из цикла «На поле Куликовом»)

Стихотворение А.А.Блока «Река раскинулась…» (из цикла «На поле Куликовом»)

Стихотворение А.А.Блока «Река раскинулась…»  (из цикла «На поле Куликовом»)

Стихотворение А.А.Блока «Река раскинулась…» (из цикла «На поле Куликовом»)

Стихотворение А.А.Блока «Россия»

Стихотворение А.А.Блока «Россия»

Стихотворение А.А.Блока «Россия»

Стихотворение А.А.Блока «Россия»

Стихотворение А.А.Блока «Россия»

Стихотворение А.А.Блока «Россия»

Стихотворение А.А.Блока «Россия»

Стихотворение А.А.Блока «Россия»

Стихотворение А.А.Блока «Россия»

Стихотворение А.А.Блока «Россия»

Стихотворение А.А.Блока «Россия» * Почему в стихотворении Блока «Россия» возникает лик России как облик русской женщины? *Для Нестерова также оказалось значимым соединить мир России и образ женщины – в «плате узорном до бровей». Что связывает эти два образа в единый? * У Блока Россия разнолика: «избы серые», но и «песни ветровые», «нищая», но и «прекрасные черты». Как вы объясняете эту двойственность? Есть ли она на картине Нестерова? М.Нестеров «На горах»

Стихотворение А.А.Блока «Россия»

* Почему в стихотворении Блока «Россия» возникает лик России как облик русской женщины?

*Для Нестерова также оказалось значимым соединить мир России и образ женщины – в «плате узорном до бровей». Что связывает эти два образа в единый?

* У Блока Россия разнолика: «избы серые», но и «песни ветровые», «нищая», но и «прекрасные черты». Как вы объясняете эту двойственность? Есть ли она на картине Нестерова?

М.Нестеров «На горах»

спящая царевна мать ? Родина для Блока ? жена «степная кобылица» ? красавица-крестьянка 3

спящая царевна

мать

?

Родина для Блока

?

жена

«степная кобылица»

?

красавица-крестьянка

3

Правила написания синквейна

Правила написания синквейна

  • 1 строка – одно имя существительное. Тема.
  • 2 строка – два прилагательных или причастия. Описание темы.
  • 3 строка – три глагола. Действия, относящиеся к теме.
  • 4 строка – Предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.
  • 5 строка – одно имя существительное – ассоциация, которая повторяет суть темы.
Спасибо за работу!

Спасибо за работу!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!