Здравствуйте, ребята "Здравствуйте" - это значит будьте здоровы. "Здравствуйте"- сказали они друг другу и сразу почувствовали себя лучше. "Здравствуйте" - это волшебное слово, которое может помочь человеку в исцелении. Я хочу чтобы вы пожелали друг другу хорошего настроения, ладошками коснитесь, кивните , улыбнитесь и ко мне повернитесь. Сегодня урок русского языка проведу у вас я, зовут меня Татьяна Владимировна. Все ли вы уже знаете про наш богатый русский язык? Сегодня у нас пройдет необычный урок… мы будем разгадывать тайны русского языка. Предлагаю разгадать первую загадку. О чем же мы сегодня будем говорить… | Приветствует учителя, проверяют подготовку рабочих мест. Разгадывание иероглифа |
- Какую тему вы начали изучать? - Что вы знаете о глаголе? -Как изменяется глагол? (время, число, род в п.в.) - Как вы думаете, все ли мы узнали о глаголе? | - Глагол. (Рассказывают о глаголе). Составление кластера |
Создает проблемную ситуацию. Работа в группах. -Спишите эти словосочетания, определите у глаголов время. -Испытали ли вы какие-нибудь затруднения? -Попробуйте определить число у этих глаголов. -Как можно назвать такие глаголы? (Корзина идей) -Определите тему и задачи нашего урока. Задачи урока появляются на ступеньках лестницы. В течение урока дети «шагают» по ступенькам с задачами урока, постепенно решая их. | - В глаголах «смотреть» и «позвонить» не можем определить время. - Не можем. (Дети выдвигают свои предположения) Формулируют тему урока и его задачи |
-Что вы уже узнали о глаголах неопределенной формы. - А какая первая задача урока? -Чтобы еще больше узнать о глаголах неопределенной формы проведем несколько исследований. Работа в группах Исследовательская работа №1. - Задайте вопрос и распределите глаголы в 2 столбика. Держать, зарубить, мозолить, прикусить. - Сделайте вывод - Вернемся к задачам урока. Какая следующая задача урока? Исследовательская работа №2. -Запишите глаголы иду, везёшь, принёс в неопределённой форме. -Какой частью слова являются –ТЬ и –ТИ в глаголах неопределённой формы? Прочитаем правило в учебнике - О том, как называть эту часть слова, учёные ещё не договорились. Одни считают её окончанием, а другие – суффиксом. Исследовательская работа №3. - Запишите глаголы берегу, стригу в неопределённой форме. - Какой частью слова являются –ЧЬ в глаголах неопределённой формы? - Разберите глаголы лечь, беречь, стричь неопределённой формы по составу. Открытие «секрета» глаголов неопределенной формы. - Я еще раскрою вам один секрет глаголов н.ф. Глаголы н.ф. – это начальная форма глагола. Глаголы н.ф. еще называют «инфинитив» («неопределённый»). - Подведем первые итоги урока. Восстановите правило. | - Нельзя определить время, число, род. - Узнать на какие вопросы отвечают глаголы н.ф. - Глаголы н.ф. отвечают на вопросы что делать? что сделать? - Узнать отличительные признаки глаголов н.ф. (Дети высказывают свои предположения.) Высказывают разные точки зрения авторов учебников. Н-р, в учебнике М.М. Разумовской –ть –ти – это окончание, а в учебнике В.В. Бабайцевой – суффикс. (Дети разбирают слова по составу) Дети высказывают свои предположения. Дети разбирают слова по составу в парах. Восстанавливают правило. |
- Поднимаемся еще на одну ступеньку. Какую задачу нам надо решить? (Работа в группах) 1. Письмо. (Текст письма у каждой группы) 2. Послушайте песню «Чему учат в школе» и выпишите глаголы неопределенной формы. - Решили эту задачу? Посмотрите на лесенку. Какая задача еще стоит перед нами? 3. - Из стихотворения С.Я. Маршака выпишите глаголы и поставьте их в начальную форму. 4. Работа с фразеологическими оборотами. - Как называются такие выражения? - Замените фразеологизмы глаголами неопределённой формы. | -Нахождение глаголов н.ф. в письменной и устной речи. Слушают письмо и задание. Выполняют в группе. Слушают песню и выписывают глаголы н.ф. - Образование глаголов н.ф. - фразеологизмы |
Индивидуальная работа детей (у каждого ребенка текст на листочке) 1. - Отредактируйте текст, раскрыв скобки и поставив глаголы в начальную форму. - Поменяйтесь листочками и проверьте работу друг друга. - Оцените свою работу. 2. Первые 3-5 человек, которые первые сделали самостоятельную работу, подходят к компьютеру и проверяют себя по интерактивному тесту, с автоматическим выставлением оценки. | Редактируют текст. Взаимопроверка Оценивают работу. , затем в поле со списком нажать на , потом по коду правильного ответа. |
- Вернемся к задачам урока. Вспомним, какие задачи решали на уроке и выполнили мы их? - Почему мы не поднялись на самую верхнюю ступеньку лесенки. - Заполнение каждый свою таблицу «Анализ индивидуальной деятельности на уроке по теме «Неопределенная форма глагола» | Называют задачи урока и как они их усвоили. - Не всё еще мы знаем о глаголах неопределенной формы, есть куда стремиться. Заполняют таблицу. |
На выбор I. - Используя дополнительные источники, узнайте, в каких случаях используют эти глаголы. 1 вариант. Одеть – надеть? 2 вариант. Кушать – есть? II. с. 73 №150 | Записывают домашнее задание |