1. | Актуализация знаний. Орг. Момент. 1. Проверка домашнего задания 2.Минутка чистописания 3.Работа над словами с непроверяемыми написанием | Презентация Слайд №2 Слайд №3 Слайд №4 | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. Проводит минутку чистописанию. - Запишите буквосочетания. - Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. ИНФИНИТИВ в переводе с латинского языка означает неопределенный. Разберите предложения по частям. Организуют работу над словом с непроверяемым написанием. -Запишите слова в тетрадь, вставьте пропущенную букву. По учебнику проверьте правильное написание с. 70,74 | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Тт ть, - ти, -чь инфинитив Записывают словарные слова гореть, сверкать, сеять, таять, клеить, жарить, увидеть, обидеть. | Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачи. Дополнять, уточнять высказанное мнение, по существу полученного задания. | 2 3 4 |
2. | Сообщение темы урока. Определение цели урока. 1.Языковая разминка 2.Проблемный вопрос | Слайд №5 Слайд №6 Слайд №7 | Сегодня мы продолжаем знакомство с самой живой частью речи. - Как вы думаете, с какой? (читает эпиграф) Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду – Все в действие придет. Летит ракета. Люди строят зданья. Цветут сады, И хлеб в полях растет. - Конечно, это глагол. - Найдите ключевую фразу, что речь идет о глаголе. -На какие вопросы отвечает глагол? -Что они обозначают? - Сегодня вы познакомитесь с необычными глаголами. - Послушайте стихотворение о том, как один мальчик учил глаголы и ответьте на вопрос: Какие глаголы учил мальчик? - Какие глаголы учил мальчик? - К данным глаголам поставьте вопросы: ( на доске слова) -Определите время, лицо и число у этих глаголов -Можно определить хоть одну из форм? -Как вы, думаете в какой форме эти глаголы? -Назовите тему урока. -Как вы думаете, чему мы будем учится? | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока: ответить на поставленные вопросы и научиться определять глагол в устной и письменной речи. - Все в действие придет. Читает ученик стихотворение « Я учу глаголы» Я пришел из школы, Я учу глаголы. Мне их выучить - пустяк! У меня свой метод! Применяется он так Новый этот метод: «Кричать» - кричу, «Вертеть» - верчу, «Двигать» - двигаю. «Прыгать» - прыгаю. Я и прыгал! Я и двигал! Я и топал! Я и пел! Пел, пока у нас в прихожей Вдруг звонок не зазвенел! Открываю: наш сосед (Он живет под нами). Не причесан, не одет – В тапках и пижаме. Он кричит: - Прошу прощенья! Это что – землетрясенье? Или, может быть, слоны Надо мной поселены?! -Уважаемый сосед, Никого в квартире нет. Я пришел из школы И учу глаголы… кричать, вертеть, двигать, прыгать кричать – что делать? вертеть – что делать? двигать – что делать? прыгать – что делать? Неопределённой форме Дети определяют цель и задачи урока по опорным словам: Мы будем: Уточнять представления о неопределённой форме глагола, как начальной. *Правильно ставить вопросы Что делать? Что сделать? * Узнаем особенности неопределенной формы глагола *Будем учиться правильно писать и употреблять в речи глаголы неопределённой формы. | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. | 5 |
3. | Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом. Работа по учебнику ( упр. 148 ) | | Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. - Прочитайте словосочетания на экране. Сравните глаголы в словосочетаниях первой и второй группы. У каких глаголов можно определить время. Укажите их время. -Назовите и подчеркните глаголы, у которых вы не смогли определить время. Задайте вопрос к каждому из этих глаголов. Какой вывод можно сделать? Предлагает прослушать грамм запись по приложению к учебнику. | Записывают тему урока. Выполняют задание. Один ученик у доски ( Что делаю?) читаю (наст. вр.) сказку, (что делал?) играл (прош. вр.) в шахматы ( что сделаем?) повторим (буд. вр.) правило (что сделали?) слушали (прош. вр.) радио. ( Что делать?) читать сказку (Что делать?) играть в шахматы, (Что сделать?) повторить правила (Что делать?) слушать радио Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы: Что делать? Что сделать? Они не указывают ни на время, ни на число. Читают правило мудрой Совы в учебнике с. 72 | Осуществлять анализ объектов. | 5 |
5 | Первичное закрепление знаний. | Слайд №8-9 | Задает вопросы. Комментирует и комментирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует выполнение заданий. - Прочитайте. Объясните смысл пословиц. -Спишите. Подчеркните глаголы. Можно ли определить их время и число? Задайте вопрос к каждому глаголу. -Вспомните, как называется форма глагола, который отвечает на вопрос «что сделать?» или «что делать?». - Неопределенная форма глагола – это начальная, неизменяемая форма глагола. Она не указывает ни на время, ни на число глаголов. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопрос «что делать?» или «что сделать?». Чаще всего они имеют суффикс –ть или –ти или заканчиваются на чь На доску выводит таблицу глаголов в неопределённой форме. | Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом звуковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме. Списывают пословицы. Подчеркивают глаголы, задают к ним вопросы. Жизнь ( что сделать? ) прожить – не поле ( что сделать? ) перейти. Лучше один раз (что сделать?) увидеть, чем сто раз (что сделать?) услышать. Легко друзей (что сделать?) найти, да трудно (что сделать?) сохранить. | Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. | 4 |
6. | Дальнейшая работа по обобщению приобретенных знаний и умений. 1.Работа с фразеологизмами 2.Работа в парах 3.Работа со средством выразительности речи 4.Работа в группах. 5. Закрепление изученного материала. Работа с приложением к учебнику В.П. Канакиной «Русский язык» 4 класс | Слайд №10 Слайд №11 Слайд №12 | Организует работу с интерактивной доской. -Прочитайте. Вставьте пропущенные глаголы. -Прочитайте фразеологизмы. Объясните их смысл. -Составьте предложения, употребив в нем любой из данных фразеологизмов. Прочитайте отрывок: Кто-то в поле стал ходить И пшеницу шевелить Мужички такой печали Отродяся не видали: Стали думать да годать – Как бы вора соглядать. Наконец себе смекнули, Чтоб стоять на карауле, Хлеб ночами поберечь, Злого вора подстеречь. - Из какой сказки отрывок? - Найдите и выпишите глаголы в неопределенной форме - Давайте проверим : ходить, шевелить, гадать, соглядать, поберечь, подстеречь. - Как вы определили, что это глаголы в неопределенной форме - Какой из глаголов в современном русском языке не употребляется? - Как вы понимаете значение данного слова Выделите суффикс глаголов в неопределённой форме. Прочитайте в учебнике рубрику Обрати внимание. В русском языке есть глаголы, обозначающие действие, процесс речи и мысли, со значением чувств, с которыми мы уже знакомы. А есть глаголы со значением звучания и цвета. - нас всюду окружают звуки. Просыпаемся от заливистого звонка будильника, начинают хлопать двери, на улице громыхает проезжий грузовик, на кухне гремят посудой. В дождливый день крупные капли дождя барабанят по стеклам. Снег в морозный день скрипит под ногами. Звучит фонограмма «Звуки леса» -А сколько новых звуков мы слышим в лесу! Разноголосо поют птицы, журчит ручей, шумят столетние сосны, шелестит листва, жужжат пчелы, добывая нектар из цветов, а у нас гулко стучит сердце от переполняющей радости общения с природой. - русский писатель Мельников-Печерский, описывая лес, его красоту, создает яркую картину цветущих трав и по-разному звучащих звуков. -Прочитайте текст. - С помощью каких глаголов автор передает цвет и звуки леса. Назовите их. Умеете ли вы различать лесные звуки, слушать лес? Предлагает послушать запись «Звуки леса» . Предлагает текст для редактирования. Учитель читает оригинал -А теперь послушайте оригинал, написанный В.Бианки - Обратите внимание, что глаголы становятся художественным центром в таких текстах. - Поставьте данные глаголы в неопределенную форму. Предлагает в группах на ноутбуках выполнить задание: «Помоги кошке поймать мышку» | Объясняют значение фразеологических оборотов. Сидеть сложа руки – ничего не делать. Работать спустя рукава – плохо работать. Бить баклуши – бездельничать. Держать язык за зубами – молчать. Бежать во все лопатки – очень быстро бежать. Из сказки П.Ершова «Конек-Горбунок» уч-ся выписывают глаголы -По вопросу -Соглядать -? Соглядать – смотреть, глядеть Дети читают текст. Все деревья в полном соку, все травы цветут, благоухают. Куда ни оглянись, все цветы, цветы, цветы… Там желтеет зверобой, синеют темно-голубые бубенчики и средь яркой изумрудной зелени белеет благовонная купена и алеют зрелые ягоды костяники. Стоном стоят лесные голоса, без умолку трещат в высокой сочной траве кузнечики, вьются серо-сизые дикие голуби, стучат по деревья дятлы, пищат рябчики, уныло взвизгивают желтенькие иволги, трещат сойки, жалобно кукует кукушка и на разные голоса весело щебечут свиристели, малиновки, лесные жаворонки. И все эти звуки сливаются в один гул, полный жизни. Называют глаголы: желтеет, синеют, белеет, алеют, трещат, воркуют, стучат, пищат, взвизгивают, кукует, щебечут. Слушают музыку леса Редактируют текст, вставляя глаголы со значением звучания. Лесной оркестр На утренних и вечерних зорях не только птицы, все лесные жители …(поют) и…(играют), кто на чем и как умеют. Звонкими, чистыми голосами…(поют) зяблики, соловьи, певчие дрозды. …(Скрипят) жуки и кузнечики, …(барабанят) дятлы. …(Свистят) флейтой иволги и маленькие дрозды-белобровики. …(Лают) лисицы и белая куропатка. (Воет) волк. …(Ухает) филин. …(Жужжат) шмели и пчелы. … и …(урчат и квакают) лягушки. Никто не смущается, если у него нет голоса. Каждый выбирает себе музыкальный инструмент по своему вкусу. Дети читают свои работы Работают на компьютерах | Понимать на слух ответы одноклассников. Слушать собеседника. Строить понятное для собеседника высказывания, аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | 4 3 5 3 |