СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока 8 класс. Северная война 1700-1721гг.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока поможет учителю грамотно  разработать свой собственный урок, проработать структуру и ход занятия.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока 8 класс. Северная война 1700-1721гг.»

Технологическая карта урока

Учебный предмет: история

Учитель: Иванов Василий Павлович

Класс: 8

Тема урока: Северная война 1700-1721гг

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель урока: познакомить учащихся с причинами, основными событиями, результатами, значением Северной войны.

Задачи:

Предметные:

- раскрыть цели внешней политики России в концеXVII- начале XVIIIв;

- показать необходимость создания регулярной армии и военно-морского флота;

- продолжить формировать картографические знания и умения, использование исторической карты как источника информации о местах важнейших событий;

- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи при рассмотрении исторических событий и делать выводы.

Метапредметные:

- формировать умение ставить учебные цели, определять план учебных действий, работать с соответствии с планом;

- аргументированно высказывать свое мнение;

-  владеть смысловым чтением, выделять понятия, анализировать – выделять главное, обобщать, делать выводы, работать с различными видами источников.

Личностные:

- приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями;

-оценивать содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.


Планируемые результаты: Учащиеся научатся определять направления, задачи и итоги внешней политики России, представлять

результаты изучения исторического материала в форме конспекта, объяснять изученные положения на конкретных примерах, доказывать свою точку зрения, осмысливать теоретический материал, работать с исторической картой.

Основные понятия и термины: рекрутский набор, конфузия, регулярная армия, империя.

Материал урока сопровождается презентацией по теме.



Ход урока:



Этап урока

Методы, приемы работы, форма организации познавательной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Организационный.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Словестный Фронтальная






Приветствие учащихся, создание мотивации   к учебной деятельности, включение в учебную деятельность. Читаем эпиграф к уроку:

«Ни одна великая нация никогда не существовала и не могла существовать в таком удаленном от моря положении в каком первоначально находилось государство Петра Великого» (К. Маркс)
- какой вывод мы можем сделать из этого высказывания?

-о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Определяем проблему урока.

Ставим цель, задачи.

Готовятся к работе.

Проявление интереса к высказыванию К. Маркса, осмысление и определение темы урока.


Личностные: проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу.

Регулятивные: принимают учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.


2.Актуализация знаний

Словестный

Фронтальная




Предлагается вспомнить:

- почему России был необходим выход в Балтийское море?

- кому принадлежали берега Балтийского моря?
- при каких обстоятельствах эти территории были захвачены Шведами?

Учащиеся отвечают на вопросы устно.

Проявление интереса к материалу изучения. Представление собственного опыта, высказывание собственных мыслей.

Познавательные: приобретают умения высказывать свое мнение на основе полученных ранее знаний


3. Первичное усвоение новых знаний.

































Словесный: объяснение материала


Метод самостоятельной познавательной деятельности учащихся: работа с текстом, демонстрация, показ, работа с картой


Фронтальная

Индивидуальная












Сообщение учителем материала.


Швеция к началу XVIII в была самым могущественным государством Северной Европы. Швеция стремилась превратить Балтийское море в «шведское озеро». Это вызвало враждебность к Швеции прибалтийских государств: Дании, Саксонии, Речи Посполитой. У России были свои счеты со Швецией. Еще во времена Смуты она отняла у России побережье Финского залива. Таким образом сложилась анти шведская коалиция в составе вышеперечисленных государств.

Следует отметить, что для анти шведской коалиции война началась неудачно.

- определим причины и результат

Организует обсуждение предложенного вопроса

Возвращение побережья Балтийского моря было жизненно необходимым для Русского государства: без выхода к морю оно не могло преодолеть свою экономическую отсталость и занять надлежащее место среди передовых европейских государств. Петр I считал, что Россия очень сильно отставала в своем социально- экономическом развитии от всех западно-европейских стран.

9 августа 1700 г. Началась Северная война

Рассказ учителя о сражении под Нарвой.

- Давайте определим причины поражения русской армии при Нарве:

Учитель предлагает прочитать текст: « Реформа армии» и ответить на вопросы:

- какие меры были приняты для укрепления армии?

-что значит рекрутская повинность?

- в чем состояла военная реформа Петра?


К чему привели меры, предпринятые Петром I?

Учащиеся осмысленно воспринимают материал, ведут записи в тетрадь.





Учащиеся работают с картой учебника стр. 24-25









Работа с текстом учебника стр. 14-15

Ведут беседу по предложенным вопросам













Учащиеся анализируют, делают выводы

Работа с текстом стр. 15-16


Записывают в тетрадь реформы:

- создание военных заводов на Урале;

-создание военных учебных заведений;

-введение рекрутского набора и пожизненной военной службы;

-переплавка церковных колоколов на пушки.

Учащиеся делают вывод:

«Меры, принятые Петром, привели к усилению русской армии»

Познавательные: приобретают умение ориентироваться в учебнике, работать с текстом, выделять главную мысль, формулировать свои выводы.

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, формулируют устные ответы на поставленные вопросы; выражают собственное мнение, учатся аргументированно его отстаивать.


























4. Первичная проверка понимания материала

Словесный

Наглядный (работа с картой)

Индивидуальные ответы учащихся

Рассказ учителя о Полтавской «виктории» и ее результат.

1708 г. – Карл XII вторгся в Россию.

Корпус Левенгаупта, который шёл ему на помощь был разгромлен русскими войсками в битве при Лесной.

О победе при Лесной Петр I сказал: “…сия у нас победа может первая назваться, понеже над регулярным войском никогда такой не бывало, к тому же ещё гораздо меньшим числом будучи пред неприятелем: тут первая проба солдатская была”.

Вопрос: Почему битву при Лесной Пётр I назвал матерью Полтавской битвы? 

Карл XII перед боем обещал своим воинам все богатства России.

А что сказал Петр?

Пётр сказал так: “Не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру вручённое, за род свой, за Отечество, за православную нашу веру и Церковь”.

Задание: Сравните обращение Карла и Петра к войскам перед битвой.

В чем разница? Слова какого полководца кажутся вам более убедительными и почему?

1711г. – Прутский поход. Разрушение Таганрога. 

Давайте поговорим о морских сражениях и о завершении Северной войны.

Победы русского флота. Самыми крупными из них стали Гангутское (27 июля 1714 г.) .
Бой при Гангуте Петр назвал морской Полтавой. Почему?

Учащиеся работают с картой.

Слушают рассказ учителя, анализируют, делают выводы











Предлагают свои варианты ответов











Анализируют, сравнивают, делают выводы, высказывают свое мнение






Сообщения учащихся о морских сражениях (опережающее д/задание). Рассказ сопровождается показом событий у настенной карты.

Учащиеся получают знания в результате сообщений, высказывают свое мнение, отвечают на вопросы учителя, ведут записи в тетрадь.

Познавательные: учатся находить необходимую информацию, выделять значимое, важное.

Умение работать с картой, читать легенду, показывать места сражений.

Коммуникативные: учатся чётко формулировать свои мысли, высказывать и отстаивать своё мнение.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.


5.Осмысление и закрепление знаний

Словесный

Фронтальная,

групповая

Итак, начавшись на суше, Северная война завершилась на море.

Давайте, опираясь на ваши записи, попробуем восстановить события Северной войны. Повторение и закрепление пройденного материала.

Учитель делит класс на 2 группы:

1-я : Ништадтский мир;

2-я: Значение Северной войны для международного и внутриполитического положения России.




1721 г. – Ништадтский мир: Прибалтика, Карелия с Выборгом. Россия – империя



Восстанавливают хронологию событий. Делают выводы.




Работают с текстом параграфа стр. 27 «Ништадтский мир» и с дополнительным раздаточным материалом: «Значение Северной войны для международного и внутриполитического положения России».

Анализируют, выступают с результатами, озвучивают свои выводы. Подводят итог войны

Коммуникативные: формулируют устные ответы на поставленные вопросы; выражают собственное мнение, учатся аргументированно его отстаивать.



6.Рефлексия

Словесный

Фронтальная

Обобщающая беседа.

- Какая сегодня стояла перед нами цель?

- Добились ли мы ее?

- Что было для вас сложным в работе по данной теме?

Учитель анализирует работу учащихся, озвучивает оценки и комментирует.

Отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность




Личностные: проводят самооценку своей учебной деятельности.

 Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению



П. 2,3.

1. Изучить карту «Северная война 1700-1721гг. 2. Выполнить задания в контурной карте.


Записывают д/з

Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения дома






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!