1.Организационный. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Словестный Фронтальная | Приветствие учащихся, создание мотивации к учебной деятельности, включение в учебную деятельность. Читаем эпиграф к уроку: «Ни одна великая нация никогда не существовала и не могла существовать в таком удаленном от моря положении в каком первоначально находилось государство Петра Великого» (К. Маркс) - какой вывод мы можем сделать из этого высказывания? -о чем пойдет речь сегодня на уроке? Определяем проблему урока. Ставим цель, задачи. | Готовятся к работе. Проявление интереса к высказыванию К. Маркса, осмысление и определение темы урока. | Личностные: проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу. Регулятивные: принимают учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. |
2.Актуализация знаний | Словестный Фронтальная | Предлагается вспомнить: - почему России был необходим выход в Балтийское море? - кому принадлежали берега Балтийского моря? - при каких обстоятельствах эти территории были захвачены Шведами? | Учащиеся отвечают на вопросы устно. Проявление интереса к материалу изучения. Представление собственного опыта, высказывание собственных мыслей. | Познавательные: приобретают умения высказывать свое мнение на основе полученных ранее знаний |
3. Первичное усвоение новых знаний. | Словесный: объяснение материала Метод самостоятельной познавательной деятельности учащихся: работа с текстом, демонстрация, показ, работа с картой Фронтальная Индивидуальная | Сообщение учителем материала. Швеция к началу XVIII в была самым могущественным государством Северной Европы. Швеция стремилась превратить Балтийское море в «шведское озеро». Это вызвало враждебность к Швеции прибалтийских государств: Дании, Саксонии, Речи Посполитой. У России были свои счеты со Швецией. Еще во времена Смуты она отняла у России побережье Финского залива. Таким образом сложилась анти шведская коалиция в составе вышеперечисленных государств. Следует отметить, что для анти шведской коалиции война началась неудачно. - определим причины и результат Организует обсуждение предложенного вопроса Возвращение побережья Балтийского моря было жизненно необходимым для Русского государства: без выхода к морю оно не могло преодолеть свою экономическую отсталость и занять надлежащее место среди передовых европейских государств. Петр I считал, что Россия очень сильно отставала в своем социально- экономическом развитии от всех западно-европейских стран. 9 августа 1700 г. Началась Северная война Рассказ учителя о сражении под Нарвой. - Давайте определим причины поражения русской армии при Нарве: Учитель предлагает прочитать текст: « Реформа армии» и ответить на вопросы: - какие меры были приняты для укрепления армии? -что значит рекрутская повинность? - в чем состояла военная реформа Петра? К чему привели меры, предпринятые Петром I? | Учащиеся осмысленно воспринимают материал, ведут записи в тетрадь. Учащиеся работают с картой учебника стр. 24-25 Работа с текстом учебника стр. 14-15 Ведут беседу по предложенным вопросам Учащиеся анализируют, делают выводы Работа с текстом стр. 15-16 Записывают в тетрадь реформы: - создание военных заводов на Урале; -создание военных учебных заведений; -введение рекрутского набора и пожизненной военной службы; -переплавка церковных колоколов на пушки. Учащиеся делают вывод: «Меры, принятые Петром, привели к усилению русской армии» | Познавательные: приобретают умение ориентироваться в учебнике, работать с текстом, выделять главную мысль, формулировать свои выводы. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, формулируют устные ответы на поставленные вопросы; выражают собственное мнение, учатся аргументированно его отстаивать. |
4. Первичная проверка понимания материала | Словесный Наглядный (работа с картой) Индивидуальные ответы учащихся | Рассказ учителя о Полтавской «виктории» и ее результат. 1708 г. – Карл XII вторгся в Россию. Корпус Левенгаупта, который шёл ему на помощь был разгромлен русскими войсками в битве при Лесной. О победе при Лесной Петр I сказал: “…сия у нас победа может первая назваться, понеже над регулярным войском никогда такой не бывало, к тому же ещё гораздо меньшим числом будучи пред неприятелем: тут первая проба солдатская была”. Вопрос: Почему битву при Лесной Пётр I назвал матерью Полтавской битвы? Карл XII перед боем обещал своим воинам все богатства России. А что сказал Петр? Пётр сказал так: “Не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру вручённое, за род свой, за Отечество, за православную нашу веру и Церковь”. Задание: Сравните обращение Карла и Петра к войскам перед битвой. В чем разница? Слова какого полководца кажутся вам более убедительными и почему? 1711г. – Прутский поход. Разрушение Таганрога. Давайте поговорим о морских сражениях и о завершении Северной войны. Победы русского флота. Самыми крупными из них стали Гангутское (27 июля 1714 г.) . Бой при Гангуте Петр назвал морской Полтавой. Почему? | Учащиеся работают с картой. Слушают рассказ учителя, анализируют, делают выводы Предлагают свои варианты ответов Анализируют, сравнивают, делают выводы, высказывают свое мнение Сообщения учащихся о морских сражениях (опережающее д/задание). Рассказ сопровождается показом событий у настенной карты. Учащиеся получают знания в результате сообщений, высказывают свое мнение, отвечают на вопросы учителя, ведут записи в тетрадь. | Познавательные: учатся находить необходимую информацию, выделять значимое, важное. Умение работать с картой, читать легенду, показывать места сражений. Коммуникативные: учатся чётко формулировать свои мысли, высказывать и отстаивать своё мнение. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. |
5.Осмысление и закрепление знаний | Словесный Фронтальная, групповая | Итак, начавшись на суше, Северная война завершилась на море. Давайте, опираясь на ваши записи, попробуем восстановить события Северной войны. Повторение и закрепление пройденного материала. Учитель делит класс на 2 группы: 1-я : Ништадтский мир; 2-я: Значение Северной войны для международного и внутриполитического положения России. 1721 г. – Ништадтский мир: Прибалтика, Карелия с Выборгом. Россия – империя | Восстанавливают хронологию событий. Делают выводы. Работают с текстом параграфа стр. 27 «Ништадтский мир» и с дополнительным раздаточным материалом: «Значение Северной войны для международного и внутриполитического положения России». Анализируют, выступают с результатами, озвучивают свои выводы. Подводят итог войны | Коммуникативные: формулируют устные ответы на поставленные вопросы; выражают собственное мнение, учатся аргументированно его отстаивать. |
6.Рефлексия | Словесный Фронтальная | Обобщающая беседа. - Какая сегодня стояла перед нами цель? - Добились ли мы ее? - Что было для вас сложным в работе по данной теме? Учитель анализирует работу учащихся, озвучивает оценки и комментирует. | Отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность | Личностные: проводят самооценку своей учебной деятельности. Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя |